Сказ про Стеньку и Федула

Владимир Замятин
Сказ про Стеньку и Федула


    В основу сюжета сказа положены реальные события случившиеся со Стенькой Замятиным. О них можно прочитать в Славянской энциклопедии историка Богуславского. Сибирский казачий род Замятиных берет свое начало в Томске, куда в 1629 году прибыл на службу Замятенка Иванов. В 1726 году отставной сын боярский Прокофей Замятин со товарищами Петром Свищевым и Саввой Станковским по присяжной сказке показал историку Миллеру о том, как был построен Красноярский острог.
 
    В одной сибирской слободе жили два отрока казачьих сироты Стенька да Федул. С утра до ночи они неразлучны были, то в бабки, то в городки а то и в казаков-разбойников играли. И на речку вместе рыбалить хаживали. А поссорившись, случалось и такое, дрались отчаянно. Федул то вроде пошустрее был, половчее как-то. А вот Стенька тот больше упорством брал. Как упрется – не ухватишь, с места не сдвинешь.

    А как подросли да возмужали отроки, стали в походы ходить со старшими. Опять же Федул всегда удачливее был. Всегда при добыче богатой возвращался. И девки вокруг него, понятно, вились постоянно, влюблялись до беспамятства. А вот Стенька все в одиночку ходил, задумчив, и подругу никак выбрать не мог, да и подарков богатых у него для девчат не было. Старики сокрушались, думали, что не нашего не казачьего Стенька роду: нет в нем настоящей удали, все о душе думает, не на острие сабли счастье ищет.

    Тем временем пришел царев указ направить посольство к Алтын-хану в Мунгальскую землицу. Велели воеводы атаману Лаврову собрать дружину сподручную. Тот и отобрал лучших казаков: Савку Кожевника, Гришку Березкина, Микитку Пюрю, да еще семерых служивых вместе со Стенькой.

    Федул на то время на Лене-реке с походом был, потому и в посольство не попал.
Отправились они к сыну Алтына-хана, а как приехали в его улусы на Тесь-реку, то напали на них злые да неверные воинские люди, в полон взяли, ограбили начисто, а на следующий же день прогнали нагих да побитых. Вот только раненого в бою Стеньку оставили и привезли в свой каменный город.

    Почти год просидел казак в темнице, нужду терпел, раны кровоточащие залечивал. Главное знал: если духом не падать и верить в счастливый исход, то выжить и в плену можно. Токмо скрозь решетку на звезды дюже тяжко смотреть, мысли разные одолевают и спать не дают. Вот как-то ночью открыл он глаза и видит: дух святой стоит, в черные одежды облаченный. Руку просит протянуть и в царствие небесное зовет. Помутился Стенькин взор, вся жизнь его вмиг перед ним пронеслась, и очутился он перед пещерой темной. Осталось через нее пройти – и будет ему тогда царствие небесное вечное.

    «Нет! – решил казак. На белом свете не все еще дела сделаны. Умереть легко – жить трудно!» И вновь открыл свои отяжелевшие веки. Потекли по-прежнему дни тюремные, один на другой похожие.

    Тут случай подвернулся, узнал сам Алтын-хан, что побито посольство, освободил пленника и направил Стеньку в Томск со тремя своими воинами. Только перехватил их по дороге верховный князь енисейских кыргызов Ереняк. Из огня да в полымя попал Стенька. Тот уж больно люто не любил русских. Под шерть идти никак не желал, самолично народом своим править хотел. И его люди Стеньку морили голодом, били плетьми чуть не насмерть, все предлагали веру бусурманскую принять и девку-красу в жены дать обещали.

    Отвечал  Ереняку Стенька суперев его предложений. Что тут думать? Он от государя Алексея Михайловича посланник, вести себя должен подобающе казацкому уставу. Силу веры своей христианской, да твердость руки московского царя показывать. Не сломил пленника Ереняк ни посулами, ни пытками. А тут еще и случай представился, оплошала охрана, убег Стенька, добрался до острога на Красном Яру, а вскоре и домой возвернулся в родимый Томский город. Хворый вернулся скиталец: ни служить ни работать невмоготу. Рассказал он воеводе и атаманам о том, как в полоне был в аккурат три года. Шибко ошибались те, кто не считал Стеньку стоящим казаком. Подумали атаманы и решили: пусть в съезжей избе пока живет да служит. Где мусор уберет, а где бумагу какую подаст. От работы Стенька нос не воротил, да еще пожелал он грамоте учиться. Подьячий Митрий объяснил ему азы и буки, читать, писать обучил. А там и жизнь потихоньку наладилась. Одна молодуха вдовая его полюбила, правда  ребеночек у нее был, да это ли помеха для жизни в любви и согласии?! И еще взяли они в семью сироту-казачонка убитого сотоварища. А там и свои детишки пошли.
   
    День за днем - выправился Стенька, совсем справным казаком стал
А тут и Федул объявился. На Лене-реке тонул, на Амуре, ан не погиб, не утоп, но опять же хворым вернулся. Такая она царева служба, не по своей воле ни к какому воинскому делу непригодным станешь. Но нет ее важнее, вороги должны силу русскую знать и бояться.
Один стал жить, любы-голубы подруги, не дождавшись его поразбежались, повыходили замуж за других, и про подарки его щедрые  позабыли. Что ж ты Федул губы то надул? Плохо в старости живется бобылю? Можа сам ты виноват в доле своей. Слышь, народ  как говорит: что посеешь, то и пожнешь! Деньгами да подарками настоящую крепкую любовь не купишь!
Удача казаку нужна, без нее никак, об этом спору нет. Только выходит, упорство не менее важно, чем удача. Вон оно как получается. Что легко Богом дается, то также легко и пропадает.

    Фамилию Федулову никто уже и не упомнит. А вот у Стеньки род хороший знатный получился, все дети да внуки им грамоте обучены были, кто десятником стал, кто еще выше. А Прокопий тот вовсе в атаманы вышел, званием сын боярский пожалован был.

    Каждый сам себе жизнь строит, с людьми мосты наводит. Бог любит упорных и неугомонных. Лежал бы Стенька на печи, охал да стонал, ничего бы хорошего не получилось. Выходит, душа первее плоти. И еще: оказывается, не только сабля казаку нужна для счастья, но и хорошая добрая жена. Вот и весь сказ