Литинститут глазами первокурсника

Ульяна Баскакова
Она называет его -Женя,он ее-Олеся Александровна. Она коренная москвичка,он-истинный ленинградец. Они одни из самых известных поэтов нашего времени. Каждый из них имеет свой семинар,своих учеников и последователей в Литературном институте.  Именно там я с ними впервые встретилась. Олеся Николаева и Евгений Рейн. 

Олеся Александровна Николаева родилась в 1955 году в Москве в семье  советского писателя-фронтовика Александра Николаева. С детства Олеся была окружена литературной элитой. По воспоминаниям поэтессы,в их дом были вхожи многие литературные деятели того времени,такие как Булат Окуджава,Семен Кирсанов,Евгений Евтушенко... Еще в раннем возрасте она начала сочинять стихи и прозу. После школы поступила в Литературный институт имени Горького на отделение поэзии(семинар Евгения Винокурова),который окончила в 1979 году. В Литинституте она познакомилась со своим будущим мужем-Владимиром Вигилянским. В 1980-ом вышла ее первая книга стихов"Сад чудес". В 1988-ом принята в Союз Писателей. С 1988-ого преподает в Литературном,сначала читала лекции по истории русской религиозной мысли ,сейчас ведет семинар поэзии. Лауреат многих литературных премий,активно печатается в "толстых" журналах,и отдельными книгами стихов и прозы.
 
Евгений Борисович Рейн родился в Ленинграде в 1935 году в семье архитектора.Его отец погиб на фронте в 1944 году под Нарвой. Рейн окончил Ленинградский технологический институт холодильной промышленности и Высшие сценарные курсы в Москве. Автор многих сценариев документальных и научно-популярных фильмов, в том числе: "Моя жизнь- Россия" (о Куприне), "Чукоккала" (о Чуковском), "Время Лермонтова"и др. В то время стихи его практически не печатались,но активно распространялись в самиздате.  В 60-е годы входил в четверку "ахматовских сирот"(вместе с Анатолием Наймоном,Дмитрием Бобышевым и легендарным Иосифом Бродским). С 1971 года живет и работает в Москве. В 1984-первый сборник стихов"Имена мостов". В 1987 становиться членом Союза Писателей. Лауреат многих премий,в том числе Государственной премии России.

Типичный вторник в Литературном институте.День творческих семинаров-самое яркое пятно на студенческой жизни ЛИтовцев. Поэты и прозаики,критики и очеркисты-все разбредаются по своим семинарам.
Несмелое мартовское солнце заливает двор. Я стою в так называемой "курилке" и с наслаждением попыхиваю сигаретой. Под ногами серый асфальт,и это радует, после зимних-то сугробов. Помимо меня травят свой молодой организм еще человек десять-мальчики и девочки,разные-строгие,яркие,задумчивые,веселые...кто-то в офисном костюме и при галстуке,кто-то в рваных джинсах и кожаной куртке в стиле гранж…
Во двор института въезжает машина,джип или что-то вроде того. За рулем молодой мужчина на соседнем кресле седой,лысеющий старик.
Машина припарковывается в отведенном месте и старик,медленно и осторожно вылезает из нее. Это поэт Евгений Рейн. Он бредет к курилке,стреляет у мальчишек сигарету и закуривает. Я с любопытством его разглядываю-ученик Ахматовой,друг Бродского! Ему в этом году 75,а выглядит он куда старше. Ну или может просто, я насмотрелась на моложавого Сергея Есина-он ровесник Рейна,но энергия из него бьет ключом. Докурив Рейн движется в сторону входа в институт,и вот он уже скрывается за коричневой дверью.
Подъезжает еще одна машина.Серибристая,и это особенно красиво в лучах весеннего солнца. За рулем женщина. И вот она уже припарковалась,и идет по направлению к дверям. Ее длинная незавитая челка,почти ахматовская,развевается по ветру.

-Здравствуйте,Олеся Александровна!-кричу я ей.
Она приветливо кивает в ответ и скрывается за дверью.

В 13.00 начало семинара.Сегодня семинар смешанный-Олеся Николаева и Евгений Рейн. Юные поэты постепенно заполняют аудиторию. Я заняла первую парту,что бы лучше видеть и слышать.
ОНИ сидят за столом вместе-абсолютно на равных. Рядом с Рейном Олеся Александровна почему-то напоминает мне Анну Ахматову годов этак 30-х. И эта фирменная челка,и островатые черты лица и эта почти болезненная худоба.
Так странно иметь ТАКУЮ близость к творцам нашей русской литературы. Учиться у ученика Ахматовой...все эти имена кажутся мне нереальными,будто из школьного учебника по литературе.
Еще вчера я читала о них в умных книжках,а сегодня спорю с ними о месте верлибра в современной поэзии...

Может быть...когда-нибудь...и я буду на их месте...