Отзыв о фильме Предстояние Н. Михалкова

Василий Лыков
Отзыв о фильме «Предстояние» Н. Михалкова



(Редактировано,  исправлено и приведено в удобоваримый вид Эльзой Арман.)
 
       Наконец-то посмотрел «Предстояние» Н.С Михалкова.  Вот решился высказать свой взгляд на его творчество и на фильм в частности, заодно ответить на критику в его адрес.
Я мужик простой, инженер из небольшого поселка, что затерялся средь сопок Забакалья. Но, как говорится, право пока имею. Итак:

       В  начале немного размышлений на тему «ветеран войны».
       Отца моего призвали в 1942 году. Он попал в город Орджоникидзе в военное училище. Прослужил Папа до 1956-го. Он мало рассказывал о Войне, помню только -  незадолго до смерти, посмотрев фильм «Курсанты», он всплакнул, выпил и сказал:
       – Все почти так и было. Только не так ярко. И еще холодно.
       Вот и все,  что он говорил о войне.

       В сорок пятом-шестом году с фронта пришли мужики, которые реально убивали. Убивали в бою, саперной лопаткой, кололи штыком и всеми методами, которые были под рукой. Я видел этих людей, я сын одного из них. Не было в них жестокосердия, ненависти к власти. Ирония - да, умение сдерживаться - да. А вот этого крикливого «я - ветеран!» не было.
       На день десантника сотни молодых парней, элиты Русской армии, выходят на улицы, чтобы пить водку, бить хлипких мирных граждан, мочиться в публичных местах. Но ни  Коренев дед, ни тот капитан снайпер, что был сторожем в поселковом пионерлагере, никогда не вели себя так. 
       Я мог бы перечислить из всех. Шапошникова, который водил в атаку взвод за взводом и дошел до Братиславы. Однажды пацаном увидел его во время купания, там  шрамов от трех пулевых столько, что можно мозаику составить.
       Они работали в совхозах, пахали, сеяли, были передовиками производства. И это слово «передовик» не коробило никого. Солдаты реальной войны, молодые курсанты военного училища, после полугодовых курсов брошенные на передовую. Папа говорил, что солдатики молодые хлипкие попадались, приходилось ПТР на плечо брать и самому нести. Я, мол, рослый был, в кости широкий, хотя слушались плохо иной раз.
      Девятого мая они шли на демонстрации, надев ордена и медали на лацканы единственных пиджаков.  И среди них шагал, улыбаясь, мой Отец. И за ручку вел меня, своего позднего поскребыша, свой подарок судьбы.

       Я теперь думаю,  что «Предстояние»  Н.С. Михалкова ему бы понравилось. Как оно понравилось мне. И более всего оно мне понравилось тем, что Никита всем своим фильмом говорит пафосно. О любви, о семье, о Родине.  О том, чего нам,  друзья мои, за играми в демократию стало мало.

      Как мало стало Достоевщины в современном кино, как мало стало Смоктуновщины. Не хватает порой взгляда в кадре, слезы, закадрового голоса совести, сотрясающего своей глубиной размышления. Документального кадра, музыки истинной, которая слезу выжмет в обывательской душонке. Перевернет её, заставит о чем-то большем думать, окромя пуза своего, да, простите, пениса. Того самого не хватает, о чем говорил Эвфрос и другие советские режиссеры.
      И вообще, почему-то выработался легкий стыд и непонимание того, кто говорит о подвиге, о патриотизме и любви к Родине. Пафос ныне - чуть ли не ругательное слово. Зато быдлячья событийность на грани порнухи, голонатурность до блевотины называется правдой жизни. Да тошнит уже от «правды» этой! Не хочется в худо смотреть! Хочется душу потеребить. Не надо мне сегодняшнему, сорокалетнему, прыжков и выстрелов, достаточно голых задниц! Дайте посмотреть Михалкова, все его последние фильмы, которые некоторые пресыщенцы называют фанфаронством. Михалков тонко чувствует - чего сегодня не хватает. Михалков с его, может быть, несколько утрированным желанием показать красоту и честь былых веков, дает стимул. Говорит, каким внутренне должен быть человек. 

       Сыну говорю своему:
       – Смотри, какова плеяда талантливейших актеров у Михалкова, как подобраны тандемы, как созвучно и гармонично он их расставил. Это стиль, это величайшее искусство Кино. Это школа современного патриотизма. Пусть не все тут  взрывается, как в яви, пусть не так звучит гармонь, но посмотри, как долго актер смотрит. Ты чувствуешь его мысли?
      
       Да, может быть, со Сталиным так не разговаривали, не факт. Михалков даже тирана показал величественно. Тому, кто сегодня не прочел ни строки о войне, тому, молодому, станет понятно, что все-таки было. Господа критики, не забывайте - это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  фильм. Это взгляд режиссера, опытного, но желающего сказать чуть больше.

       Прав был Никита, когда говорил о событиях недавних, что на Московии были. Нет в молодежи и понятий «национальная солидарность», «межнациональное братство», «толерантность». И все хорошие стороны, которые были в поколениях отцов, не заложила  в них постперестроечная свобода.

       Ладно, не стану отходить от темы. Стану заканчивать.
       Уверен я, придет время, когда Н.С. Михалков, истинный мэтр Советского и Российского кино, показавший нам царственность Российской монархии, причастивший нас «Предстоянием» и «Утомленными солнцем», будет оценен по достоинству. А критиканов его смоет река времени.