Серёжки. Инсценировка для детей. сказка

Рахиль Гуревич1
Рахиль Гуревич.
Серёжки.
Пьеса для младших школьников
Одноактная комедия по мотивам казахской сказки «Ер-Тостик». Для школьного и детского театров, а также для уличных гуляний.

Действующие лица:
Ер-Тостик --  богатырь
Ерназар, его отец

Вор-богатырь,
 Ветроног
 Чуткое Ухо                братья Ер-Тостика
 Горокат.
 Озероглотатель
 Всевидящий Глаз

Кенжекей – невеста Ер-Тостика
Хозяйка – мать Кенжекей

Хитрюга
Ураганиха
Подслуха                сёстры Кенжекей
Каменюха
Водюха
Глазуха

Баба Яга
Чугунка-Кулачка, её дочка

Все —хор.

Музыка. Любая народная песня, можно в современной обработке.

1. Начало.
Все действующие лица, и просто все ребята, выходят на сцену, встают на заднем плане (задний план—это хор). По ходу комедии ни одно действующее лицо не уходит. Основное действие – передний план.
Все  (поют).
Все. (Говорят.) В далёкие годы жил на свете скотовод Ерназар. Счастливо жил старик.
Ерназар.  Я папаша Ерназар. Пасу в горах коз, в степях пасу верблюдиц. Есть у меня семь сыновей.
Шесть братьев (выходят вперёд). Живём мы вольготно: кочуем, воюем, охотимся.
Вор-богатырь. Я Вор-богатырь. Кинжалы, луки у врагов отнимаю.
Все. Ой!
Ерназар. Это мой сын—Вор-богатырь, стащит всё и не заметишь, идёшь в кафтане – сабля на боку, останешься в рубахе без пояса джигитского.
Вор-богатырь. Ого-го,  секреты не выдавай, папаша.
Ерназар. Не волнуйся – тут все наши.  Живём мы вольготно, а заскучаем –по степям кочуем в поясах, кафтанах.
Чуткое Ухо. Слышим всё, какие споры в разных странах.
Все. Ай!
Ерназар. Это мой второй сын – Богатырь Чуткое ухо. Вы прошепчете,  он заслухает, вы подумаете,  он словит мысль, лучше уж и не думайте, просто так глазейте.
Чуткое ухо. Слышу, вон в том ряду джигиты ухмыляются, ай-яй-яй!
Горокат. Дай! Мне дай! Я расправлюсь быстро!
Все. Ай-яй-яй!
Ерназар. Это мой третий сын – Богатырь Горокат.
Горокат. Гору, холм, деревья отнесу, куда скажите. Были холмы, стали равнины, были пропасти, стали лопасти.
Ветродуй. Обалдел, джигит?! Лопасти – это по моей части. Я Богатырь Ветродуй…
Ерназар. Четвёртый сын, сам его боюсь.
Все. Ой-мамочки!
Ветродуй. Я уже сержусь. Не пребивай, папаша Ерназар. Не буди во мне пилота. Ах, как застоялся -- полетать охота. Дельтоплан, вертолёт, космодром. Летаю, ветер нагоняю, чтоб другие не летали, пешком чтоб ходили, чтоб плавать учились.
Озероглотатель.   Плавать – это отлично. Плавать – это гигиенично. Плавайте, плавайте,  а я проглочу.
Все. Ой-папочки!
Озероглатель. И мамочек и папочек. Всё пью до дна. Любое озеро, болото, пруд,  и реку легко. Со всеми плавцами заодно.
Ерназар. Это мой пятый сынок. Богатырь Озероглотатель.  Не бойтесь, он тихий, но как ручей увидит, сразу выпьетт. Сухо в степях, ветер дует, жажда мучает.
Ветродуй. Дую-дую. На то я и Ветродуй.
Озероглататель. Хлебаю-хлебаю. На то я и Озероглотатель.
Горокат. Давайте гору подкачу, от ветра защищу – на то я и Горокат.
Ерназар. Не надо, сынок, подожди. Шестого сына-богатыря забыли представить.
Горокат. А что ж ты молчишь, Богатырь Зоркий глаз?
Зоркий Глаз. Я смотрю, что там делается позади вас. Позади вас страны дальние, горы высокие
Горокат. Горы?!
Зоркий глаз. Моря солёные.
Озероглотатель. Солёные я не ем, то есть не пью.
Вор-Богатырь. А кинжалы есть?
Ерназар. Вот такие у меня сыновья-джигиты. Батый-хан и тот завидует. Ну а младший, седьмой, сын – богатырь всех степей, богатырь всех морей, всех гор богатырь первый. Такой он рослый и здоровый – настоящий батыр.         
Все братья. Ер-Тостик, выходи! Выходи наш младший брат! Богатырь ты знатный.
Ер-Тостик (за спиной колчан и лук). Метко из лука стреляю. Вот скачет джигит на лошади, и держит двумя пальцами кольцо – я пущу стрелу, и стрела легко пройдёт через колечко.
Ерназар. А пойдёт Тостик на охоту в горы – постреляет диких коз. Сытно мы тогда живём. А пойдёт в Ер-Тостик в степь – змей наловит ядовитых. Змеиных шкур много в нашей юрте накопилось. Хорошо бы из змеиных шкур сапоги сшить. Старые-то сапоги совсем прохудились.
Все братья. Это по женской части. Тяжело в доме без женщины.
Все. Так женитесь! Какие проблемы?
Ерназар чешет в задумчивости затылок.

2. Сватовство.
Ерназар. И тогда решил я женить  сыновей.
Все. Хорошее дело. Полезное. Одобряем всей душой. Главное, что в новых сапогах будете! Ой! Баба Яга!
Баба Яга. Привет Ерназар.
Ерназар. Привет Яга!
Баба Яга. Невест, значит, ищешь? И будто не знаешь, что у меня дочь на выданье. Моя Чугунка-Кулачка (Выходит Чугунка-Кулачка.) и красива, и сильна, и сапоги из змеиной кожи лучше всех шить умеет.
Ерназар. Понимаешь, Яга. У меня семь сыновей, семь братьев. Мне семь сестёр надо найти. Вот было б у тебя семь дочерей, семь чугунков с семью кулаками, тогда и поговорили бы.
Чугунка-Кулачка (плачет). Хочу за Ер-Тостика замуж!
Баба Яга. Ну, Ерназар, обидел ребёнка, обидел доченьку мою ненаглядную! Пожалеешь ты у меня! Чтоб твоим стадам степным без травы остаться. Чтоб твоим козам горным молока лишиться! (Чугунке-Кулачке тихо.) Не волнуйся, наш будет Ер-Тостик. Обожди, не торопи! (Прячется за юртой.)
Ерназар. Вот и дальний аул. А вот и юрта. Аккуратная юрта, ухоженная,  сразу женская рука чувствуется. Эй, хозяйка! Я – Ерназар. Желаю быть твоим гостем!
Хозяйка. Заходи, Ерназар, в юрту.
Ерназар. Ого. Добро, хозяйка. На кереге-то у тебя шесть пар серёжек.
Все. Ай-яа-яай!
Ерназар. Ай-яа-яй! Шесть пар серёжек – значит шесть дочерей. А у меня семь сыновей, семь сестёр-невест мне надо.
Хозяйка. Если так, то ты не горюй. Есть у нас ещё одна пара серёг, моей младшей дочери Кенжекей.
Выходит Кенжекей, вешает свои серьги на подставку.
Ерназар. Если для тебя шесть дочерей равноценны одной Кенжекей, то и для меня один Тостик равноценен шести сыновьям. Пусть Кенжекей будет невестой моего Тостика.
Хозяйка. Посмотри, Ерназар, и на остальных моих дочерей.
Выходят шесть сестёр.
Ерназар. Да что мне смотреть?! Это по молодой части. Я же старик. (В зал, кричит.) Эй, Чуткое Ухо, слышишь ли меня?
Чуткое Ухо. Слышу, папаша Ерназар!
Ерназар. Нашёл Вам невест!
Выходят семь братьев.
Хозяйка. Так быстро? Откуда?!

3.Ветроног и Ураганиха.
Ветроног. Чуткое Ухо услышал, я ветер нагнал – вот и прилетели. Я Богатырь-Ветроног.
Ураганиха. Без меня ничего бы у вас не получилось. Это я ураган нагнала, чтоб жениха  побыстрей увидеть.
Хозяйка. Это дочь моя Ураганиха.
Ветроног. Силой мериться не стану. Джигит всегда сильней. Беру тебя в жёны, мне ураганы нужны, скучаю без урагана. Всё тишь, да тишь.
Все. Ветроног и Ураганиха – отличная пара.

4.Чуткое Ухо и Подслуха.
Подслуха (Ерназару.) Ты Чуткому Уху кликнул? Я за него замуж хочу.
Хозяйка. Это моя дочь Подслуха.  Всё слышит, все слухи знает. Слух, что Ерназар невест ищет, давно к нам в аул принесла.
Подслуха. Вот мы юрту и прибрали. Обычно-то у нас беспорядок.
Хитрюга подкрадывается к Вору-Богатырю, который слушает «ушной» диалог очень внимательно, потихоньку вытаскивает из ножен Вора-Богатыря кинжал.
Чуткое Ухо. Беру тебя в жёны. Ухо-то у меня чуткое, а сплетни, что рядом со мной плетут, подслушивать не умею.
Подслуха. Легче не бывает, чем секрет подслушать. Научу тебя, Чуткое Ухо, научу.
5.Вор-Богатырь и Хитрюга.
Вор-Богатырь. Ой. Где кинжал?
Все. Ай-яй-яй! Вот дела. У Вора-Богатыря оружие слямзили!
Хитрюга. Берёшь меня в жёны, Вор-Богатырь? Не всегда скорость хорошо, хитрость важнее. Момент удобный для воровства выбрать надо!
Баба Яга (выглядывает из-за юрты). Это точно! Я не я буду, если не выдам за Ер-Тостика свою Чугуночку-Кулачечку. Выкраду я эти серёжки.  А Кенжекей сгною. (Снимает с подставки серёжки.)
Вор-Богатырь. Беру без разговоров. Ни один враг моё оружие не смог стащить.
Все. Так то враг, а то Хитрюга-Молодуха. Хе-хе!

6.Горокат и Каменюха.
Каменюха. Я не за кого замуж не хочу! Никого я не полюблю! У меня сердце—кремень, душа у меня -- камень. И звать меня Каменюха.
Горокат. Это по моей части. Сейчас растоплю её каменное сердце.
Все. Попробуй! Рискни здоровьем!
Горокат.  Ты Каменюха, а я Горокат. Все камни мне подчиняются, горы с мест сдвигаю легко! Я силач небывалый!
Каменюха. И сдвигай свои горы. Мне-то что?
Горокат (плачет). Все женятся, а я что хуже?!
Каменюха (вздрагивает.) Ой! Все за мужем, а я что хуже?
Горокат. Все горы сдвину для тебя, Каменюха. Изумруды из гор добуду и другие полезные ископаемые.
Каменюха. И горный хрусталь?
Горокат. Нет проблем для Гороката.
Каменюха. Иду за тебя.

7.Озероглотатель и Водюха.
Водюха. Волнуюсь, волнуюсь, мало женихов остаётся. Жарко. Пить хочется!
Озероглотатель. Пить—это по моей части. Я Озероглотатель. Любое озеро выпью, ни капли не оставлю.
Водюха. Озеро?! Зачем?! Тучу дождевую лучше заглоти. Не дай-то бог на свадьбе дождь заладит.
Озероглотатель. Туча – это ерунда. Это делать нечего.
Водюха. С мужем-Озероглотателем всегда хорошая погода. Выхожу за тебя.
8.Всевидящий Глаз и Глазуха.
Хозяйка (Глазухе). Что же ты, дочь Глазуха, не торопишься, вот один жених твой и остался. Выбирать больше не из кого.
Ерназар. Мой сын Всевидящий Глаз тоже никогда не торопится. Два сапога пара.
Глазуха. Я сразу, тебя Всевидящий Глаз выбрала. Стояла и наблюдала, как ты спокойно стоишь.
Всевидящий Глаз. Наблюдать – хорошая черта. Если наблюдаешь, много незаметного приметить можно.
Глазуха. Я многое и примечаю. Например, что пара серёжек пропала.

9.Кенжекей против Кулачки.
Ерназар и Хозяйка. Как пропали?! Не может быть! (Подходят к подставке.) Действительно -- пропали!
Появляется Чугунка-Кулачка в серьгах.
Чугунка-Кулачка. Ничего и не пропали! Вот они седьмые серьги! Любуйтесь!
Кенжекей. Мои серьги!
Чугунка-Кулачка. Чем докажешь?
Баба-Яга (колдует.) Спустись пелена на глаза. Прими, Ер-Тостик, мою дочь за Кенжекей! Цурики-урики-ля-ля-пи! А ты, доченька моя, кулачка ненаглядная, ври, что твои серьги, ври, что ты Кенжекей. Если признаешься, что ты не Кенжекей, что серьги не твои, всё колдовство моё пропадёт.
Чугунка. Да, что я мать, ненормальная? Кенжекей я и все дела!
Баба-Яга прячется за юртой.
Кенжекей . Мои серьги!
Ер-Тостик (трогая голову). Не кричи, женщина. Вот Кенжекей, а тебя не знаю!
Ерназар. Да ты что, Ер-Тостик? Вот же Кенжекей. А это Чугунка-Кулачка – дочь Бабы Яги.
Ер-Тостик. Я женюсь на вот этой девушке. На этих серёжках! Я сказал!
Хозяйка. Да вот же моя дочь. Вот же Кенжекей. А это и не Кенжекей совсем!
Ер-Тостик. Не грубите мне, не учите! Знаю лучше, где Кенжекей. (Кенжекей.) Пошла отсюда, самозванка!
Все. Очумел ты Ер-Тостик! А ещё всем богатырям богатырь.
Ер-Тостик (натягивает лук). А ну…я сказал…
Все. Молчим-молчим!
Баба-Яга (потирает руки). Цурики-урики-ля-ля-пи.

10. Кенжекей.
Кенжекей сидит на земле, обхватив ноги.
Все (поют).

Кенжекей (сидит, поёт).


11. Сёстры побеждают колдовство.
Все. Что же делать? Что делать? Дочка Бабки-Ёжки Ер-Тостику досталась!
Всевидящий Глаз. Я всё вижу. Это колдовство.
Глазуха. Я наблюдала – Яга что-то шептала.
Чугунка-Кулачка. А ну молчать! Я – Кенжекей и точка.
Ерназар. Да ты Бабки-Ёжки дочка!
Баба-Яга (выглядывая из-за юрты). Ох, надоел! Сгинь отсюда вредный Ерназар! Прогони его, Хозяйка! (Колдует.) Цурики-урики-ля-ля-пи.
Хозяйка (трогая голову). Иди, старый, степью да горами. Погуляй, Ерназар!
Чуткое Ухо. Что же делать, братья-богатыри? Вот уже и Хозяйку заколдовали. Срочно надо что-то делать!
Озероглотатель. Проглотить!
Горокат. Горой завалить!
Ветроног. Сдуть навеки!
Чуткое ухо. А серьги?
Вор-Богатырь. Серьги снять и всё.
Баба-Яга (из-за юрты). Сними. Рискни здоровьем!
Вор-Богатырь хочет снять серьги, замирает.
Все. Окаменел!
Братья. Сейчас и нас заколдуют. Помолчим-подождём. Посмотрим, что будет.
Глазуха. Надо, девчата, Ер-Тостика спасать. Надо Кинжикей помогать!
Подслуха. Женишки-то наши оплошали.
Хитрюга. Хитростью надо!
Водюха. Скорее! До свадьбы надо успеть, до туч.
Хитрюга. Ну-ка, Каменюха, что предлагаешь?
Каменюха. Предлагаю, всем окаменеть вслед за Вором-Богатырём. Вроде как все мы заколдованные.
Водюха. И что будет-то?
Хитрюга. А вот увидишь.
Все. Раз-два-три-замри!
Все шесть сестёр замирают.
Чугунка-Кулачка. Ну, мать, даёшь. Зачем невест заколдовала? Ерназар меня одну не выдаст. Семь надо свадеб играть!
Баба-Яга. Чего?! Я ничего! Я только Вора заколдовала. Он хотел серьги у тебя из ушей слямзить! А девчонок, может, ты заколдовала?
Чугунка-Кулачка! Я?! Сейчас получишь, мать! Не будь я Чугунка-Кулачка ! Я иколдовать-то не умею! (Грозит кулаком.)
Баба-Яга. На мать замахиваться? На родную, мать?!
Ер-Тостик. Девчат, девчат! Не ссорьтесь! Братья! Готовьтесь к свадьбе.
Братья. Эээ…Меээ… Невест-то заколдовали! Окаменели невесты!
Ер-Тостик. Кто заколдовал?
Братья (указывая на Бабу-Ягу). Она!
Баба-Яга. Не я! Не я! Это она! (Указывает на Чугунку-Кулачку.)
Ер-Тостик. Ты сестёр родных заколдовала? Не бывать тебе моей женой! Ты родных-то сестёр не пожалела, что ж тогда обо мне говорить, о будущем муже!
Чугунка-Кулачка (испуганно). Никого я не заколдовывала! Я и колдовать-то не умею! Женись на мне Ер-Тостик, не дожидаясь никого!
Ер-Тостик. Не могу. Без братьев нельзя, без твоих сестёр нельзя!
Чугунка-Кулачка. И вообще, они не мои сёстры.
Ер-Тостик. Как—не твои?
Сёстры зашевелились.
Хитрюга. Слышали? Слышали? Все слышали? Мы не её сёстры! А нашу сестру Кенжекей выгнали!
Ер-Тостик. Не вижу! Туман перед глазами, колдовство вокруг! А вот и вижу! Ой!
Все. Ой!
Баба-Яга. Ой! Что ты наделала Чугунка? Дура чугунная. Сама призналась – все мои заклинания пропали!
Ер-Тостик. Ты кто? Ты не Кенжекей! А ну! (Натягивает лук.)
Вор-Богатырь зашевелился.
Хозяйка. Неужто Кенжекей, мою любимую дочь выгнали?
Появляется Ерназар.
Ерназар. Так ты сама и выгнала.
Хозяйка. Не может быть! Пелена какая-то перед глазами была!
Каменюга. Очнись, Ер-Тостик! За серьгами Чугунку-Кулачку не узнал.
Вор-Богатырь. А серьги-то Кенжекей! Нехорошо чужое надевать! (Снимает с Чугунки-Кулачки серьги.)
Баба-Яга. Цурики-урики-ля-ля-пи! Смываемся, доча-Кулачоча, пока не прибили, в чугун не превратили! (Убегают.)
Ерназар. Ну уж нет! Верните Кенжекей сейчас же!
Острый Глаз. Вижу, вижу Кенжекей. В далёкой стране печалится. Не ест, не спит, грустит.
Ветроног. Сейчас я быстро её принесу!
Горокат. Постой! Я с тобой! Если горы на пути, отодвину их.
Озёроглотатель. И я с вами. Если озеро какое на пути и его не перейти, выпью в два счёта!
Водюха. Ты тучи, главное, глотать не разучись!
Все. Кен-же-кей! Кен-же-кей!

12. Наши победили!
Все  (поют).
Ер-Тостик. Привет, моя невеста любимая. Победил я врагов-недоброжелателей.
Сёстры. Вообще-то это мы победили.
Ер-Тостик. Прогнал колдунью старую.
Ерназар. Сама сбежала Баба-Яга. От стыда подальше. Колдовство её действовать перестало.
Ер-Тостик. Вернул тебя я, Кенжекей прекрасная.
Братья. Вообще-то, это мы вернули!
Кенжекей. Здравствуй мама, здравствуйте сёстры, здавствуй милый Ер-Тостик!
Вор-Богатырь. Вот и серьги твои, Кенжекей.
Кенжекей. Спасибо. (Надевает серьги).
Остальные сёстры тоже надевают серьги.
Ерназар. Всё! Свадьбу хочу! Свадьбу!
Музыка. Пары (семь пар)по очереди кланяются зрителям. Все, кроме Ерназара и Хозяйки расходятся.

13. Эпилог.
Ерназар. А ты хозяйка за меня замуж выходи!
Хозяйка. Ты ж говорил, это дело молодых!
Ерназар. А сейчас говорю – выходи!
Хозяйка. И то правда – выйду. Скучно без детей-то одной в юрте. А так Ерназар  коз пасти будет в горах, верблюдец в степи.
Ерназар. Вот и заживём. И в гости к детям ездить будем. Посмотрим, как на моих богатырях сапоги сидеть будут. Змеиной кожи уж много скопилось. Ер-Тостик богатырь, всех змей перебил.
Конец.
2009