Честно говоря

Ирина Глазырина
«Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих. Это так, но ты с Алешкой несчастлива, несчастлива, а судьба связала крепко нас троих…». Мало кто не слышал эту популярную раньше песню. Пластинка-миньон «Веселых ребят», записанная в 1970 году, разошлась моментально и звучала чуть ли не в каждом доме. На ней, в числе прочих, была и «Алешкина любовь». Авторы песни – О.Гаджикасимов и С. Дьячков. Через три года ВИА «Самоцветы» записал пластинку с песней «Школьный бал» на музыку этого же композитора, и вся страна запела: «За собою двери школы тихо затворю, эту первую потерю я с тобой делю…». Эта песня стала самым настоящим хитом. Но, к сожалению, вскоре после выхода в свет, пластинку изъяли из продажи. Связано это было с тем, что автор слов песни Петр Леонидов уехал жить за границу. По тем временам такое считалось почти преступлением.
В том же, 1973 году, пока еще малоизвестный ВИА «Цветы» записал пластинку из семи песен. Диск разошелся небывало огромным тогда семимиллионным тиражом. Вот как писал позже о творчестве ансамбля его руководитель, известный музыкант Стас Намин: «Неожиданно для блюстителей советской песни «Цветы» покорили своими лиричными, по-юношески наивными песнями всю страну и начали новую эру отечественной музыки без обязательного тогда для всех лжепафоса и лжепатриотизма. Группа «Цветы» воспитала своими песнями целое поколение новых музыкантов и поклонников. Вся страна пела ее песни, складывая легенды о музыкантах-инкогнито, о которых фактически никто ничего не знал».
Одним из этих музыкантов был Сергей Дьячков. На той пластинке были записаны две его песни: «Не надо» на стихи О.Гаджикасимова и «Честно говоря» на стихи М.Ножкина. Последняя песня больше известна, как «Мы вам честно сказать хотим». В последние годы жизни Сергей Константинович Дьячков проживал в Подольском районе. Сегодня его нет с нами, но осталась память о хорошем человеке и записаный разговор.
- Сергей Константинович, для нынешней молодежи вы являетесь легендой, так же, как некогда популярные музыкальные группы «Цветы», «Синяя птица», «Самоцветы» и «Веселые ребята». Все эти коллективы исполняли песни, написанные вами. Расскажите о том периоде своего творчества.
- К тому времени у меня был уже большой опыт работы музыкантом. Я родился в Москве, там же закончил и музыкальную школу, позже - училище при консерватории по классу фортепиано. Работал в Московском объединении музыкальных ансамблей, играл на пианино в кинотеатрах перед сеансом. Потом, перейдя в Москонцерт, был пианистом у известной тогда певицы Ружены Сикоры. Вместе с ней гастролировал по стране. Какое-то время работал в мюзик-холле. Именно оттуда и ушел к Павлу Слободкину, он как раз организовывал ВИА «Веселые ребята». С этого все и началось. Первую их пластинку записал Леонид Бергер - удивительный человек и талантливый музыкант. А ведь, когда работали над пластинкой, он эту «Алешкину любовь» почти ненавидел. Это потом она стала для него очень дорогой. Сейчас он живет в Австралии, совсем недавно записал эту песню на английском языке. Звучание и исполнение – бесподобное.
С «Самоцветами» я работал мало. А «Школьный бал» имеет свою историю. Песня эта была написана при участии П.Слободкина. А у Ю. Маликова появился замечательный певец - Валентин Дьяконов. Когда он впервые исполнил «Школьный бал» на концерте, зал не хотел отпускать его со сцены. А вот записать пластинку с этой песней стоило огромных трудов, очень сильно придирался худсовет. Первоначально песня называлась «Школьный вальс». Так даже к названию придрались, мол, вальс должен быть написан на три четверти, а не так, как у меня. Но Ю.Маликов добился своего. Пластинка вышла, однако почти сразу же ее изъяли из продажи. Связано это было с тем, что у автора слов песни Петра Леонидова появилась идея уехать в Америку. Чуть позже он действительно уехал туда вместе с Анатолием Днепровым.
После «Школьного бала» работал с ВИА «Цветы». Потом была «Синяя птица». В 1980 году вышел диск-гигант этого ансамбля «Наедине с собой». Все песни, звучащие там, написаны на мою музыку. Кроме перечисленных музыкальных коллективов, мои песни исполняли многие другие солисты и ансамбли, такие, например, как «Голубые гитары» и «ВИА-75». Да и сегодня их можно услышать довольно часто.
- Сергей Константинович, в 1987 году вы все-таки последовали примеру Петра Леонидова и Леонида Бергера, то есть, уехали из нашей страны. С чем это было связано?
- Достала идеология и конъюнктура. Думал, что там, в Израиле, можно будет развернуться во всю мощь. Не вышло! Там своя мафия. И не только в Израиле, поверьте, я бывал и в других странах. Мое личное мнение: вся гнусь, все самое негативное и тлетворное, все разложение изнутри идет оттуда. Поверьте, я прожил там немало лет. И считаю, что мой отъезд туда был ошибкой. Настоящим творчеством там заниматься просто нельзя.
- Вы вернулись в Россию четыре года назад. В стране за время вашего отсутствия произошли глобальные перемены. До сих пор у вас и у вашей семьи до конца не улажены дела с оформлением всевозможных документов. Представляю, насколько это трудно для творческого человека, который должен создавать хорошие песни, а не стоять в очередях у казенных кабинетов. Чем спасаете душу?
- Творчеством, пишу новые песни. Я, когда вернулся, огляделся - даже сердце защемило. Вроде, неяркая красота, но до боли родная. Там, за границей, даже клубника - крупная и красивая на вид, а на вкус - вода водой. В России она неказистая внешне, а положишь в рот - вкуснятина! Так и со всем другим. Россия – это нечто огромное, непостижимое, но очень теплое, душевное.
- В свое время у вашего творчества было огромное количество фанатов. Остались ли они сегодня?
- Остались. Более того, совсем недавно у меня в гостях были люди, которые пришли не просто за автографом. Они предложили мне безвозмездную помощь в создании студии, обещали подарить нужные для нее инструменты, компьютерную технику. Если это получится, я не буду ни от кого зависеть, хоть ночью вставай и сочиняй. Вот их я считаю настоящими фанатами.
- А кто будет работать на этой технике?
- Моя супруга Лена – талантливый звукорежиссер. Кроме того, она – классная певица, поет на пяти языках. По образованию моя жена – педагог по танцам, прекрасный балетмейстер. Она великолепно разбирается во всей этой компьютерной технике. Мне остается только писать.
- Как вам нынешняя наша эстрада?
- Я – музыкант. То, что сегодня вижу на экране телевизора, к музыке не имеет никакого отношения.
- В советские времена существовала цензура, которую все ругали, и худсоветы, которых все боялись. Теперь этого нет...
- А жаль. Считаю, что, если человек собирается выйти на сцену, он должен хотя бы музыкальную школу закончить, знать нотную грамоту. Большинство так называемых «новых проектов» - просто профанация. К сожалению, сейчас все больше на эстраде появляются не талантливые люди, которых в России немало, а те, у кого больше денег, или имеющие влиятельных покровителей. С этим нужно что-то делать. Такое творится везде в мире, но в России с этим полный «беспредел». Лучше всего об этом сказал Михаил Жванецкий: «Те, кто были в зале, теперь на сцене».
- Сергей Константинович, ваши песни написаны на «крепкие» тексты. Как вы считаете, что в песне все-таки главное - мелодия или слово?
- Конечно, текст! К тексту я отношусь трепетно. Но, если вдруг находится поэт, который может положить свои стихи на мою мелодию, для меня это – счастье.
- Вами написано много хороших песен, будут рождаться новые. А как же быть с исполнителями?
- Открою секрет. У нас с Леонидом Бергером большие планы. Он хочет записать диск моих песен на английском языке там, в Австралии. Для этого ему нужна фонограмма. Остальное Леня все сделает сам. Я уже говорил выше, что он – музыкант от Бога.
Мы еще долго беседовали с Сергеем Константиновичем на разные темы. К сожалению, вместить все, о чем рассказывал этот интересный и неординарный человек, в короткое интервью невозможно. А рассказать можно было бы о многом. Например, о том, что у него замечательные дети. Сын Дмитрий имеет отличные задатки для того, чтобы сделать карьеру музыкального исполнителя. Парадоксально то, что сам Дьячков противится этому. Говорит: чтобы выходить на сцену, нужно быть настоящим профессионалом, самодеятельность надоела всем. Дочь Сергея Константиновича Катя, несмотря на юный возраст, входит в десятку сильнейших шахматисток России.
Но всякая новая тема нашего разговора неизбежно сводилась к творчеству Дьячкова. Иначе и быть не могло, ведь, по словам композитора, ничего другого он делать не умеет и не хочет.