Песочная терапия

Аматрикс Фиделис
 Введение
 Песочная терапия - уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом. Это возможность выразить то, для чего так трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия
 Песочная игра - самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребёнка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Песок - его реальность. Малыш играет в то, что у него "болит". Отыгрывая свои эмоции, ребёнок каждый раз сам себя лечит. Родители должны быть рядом, поддерживать его в процессе "самолечения" и делать для себя выводы о том, что беспокоит их сына или дочку в данный момент. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.
 В западных странах песочную терапию практикуют во многих садах, а вот в России, к очень большому сожалению, данная методика не так популярна. Песочные игры универсальны. Они с успехом используются в работе психолога с детьми, страдающими ЗПР (задержка психического развития). Для таких детей очень большое значение имеет умение обратиться с вопросом, просьбой, самим ответить на большое количество вопросов. Они должны уметь строить фразу, обозначать предметы и действия. Опорой формирования этих умений является использование песочных игр как средство развития и коррекции коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы.
 Особенности и преимущества данного подхода в том, что возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сценка, построенная человеком, может передать чувства, эмоции и конфликты, недоступные словесному выражению. Это важно для многих людей. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинам трудно облечь свои переживания в слова - например тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что детям, пока ещё не чувствующим себя непринуждённо в мире слов, соприкасаться с ними напрямую тяжело.
 К тому же, создание песочных композиций (в отличие, например, от рисунка) не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так - это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого человека (вольно или невольно) оявляются критерии того, что такое "красивый рисунок", "хорошее стихотворение", "правильно вылепленная фигурка", но нет такого понятия, как "хорошая" или "правильная" композиция на песке.
 Создавая сам или с помощью родителей свой мир на песке, ребёнок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А родители могут быть уверены: если в их "песочном царстве" всё сокойно, то и на душе у ребёнка покой и гармония.
 В работе с детьми немаловажно, чтобы ёмкости для песочной терапии не протекали, поскольку дети часто создают эффект аквариума (для них очень важно ощущение грязи). Поэтому деревянные ёмкости подчас нецелесообразны. Для этих целей лучше использовать тазики разных форм (прямоугольные, квадратные, круглые), либо большие ванночки, которые обычно используют для мытья ребёнка.

Оснащение
1) Чистый просеянный песок (прокалить в духовке).
Может быть сухой или влажный;
2) Игровой материал: формочки, лопатки, миниатюрные игрушки, здания, бросовый материал (пуговицы, камешки, ракушки, веточки) и т.п.;
3) Различные ёмкости для песка
 Нередко ёмкости, используемые в ходе арт-терапевтических занятий, несут для ребёнка определённую смысловую нагрузку и вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Так, "ванночка" может ассоциироваться с телесным и эмоциональным контактом ребёнка с родителем. Для ребёнка это особенно важно, так как в процессе творческой деятельности подобная ёмкость с песком даёт ему дополнительное чувство защиты и теплоты - те чувства, которые изначально несёт в себе ванночка.
 Кроме того, может проводиться работа с песком на расстеленной клеёнке прямоугольной формы, образующей пространство без фиксированных границ. Детям необходимо ощущение бесконечности, безграничности. Кроме того, может проводиться работа с песком на расстелянной клеёнке прямоугольной формы, образующей пространство без фиксированных границ. Детям необходимо ощущение бесконечности и безграничности. Кроме того, в данном случае ребёнок сам находится в пространстве игры, той вымышленной реальности, которую он сам создаёт: сидит на клеёнке, ходит о ней. Таким образом, есть более явная принадлежность к событиям, отражаемым ребёнком. На сессиях с применением песочной терапии ребёнку предлагается выбор тех условий, в которых он хочет работать. Предоставление выбора также является немаловажным для развития личности маленького ребёнка и для осознания им своей значимости.

Семья в песочнице            
 В семье можно проводить индивидуальные или групповые (когда к малышу приходят гости) занятия с ребёнком, подключение в игру на песке мамы, ппаы, бабушки, дедушки может наполнить минуты игры особым счастьем, что способствует сплочению семьи, пониманию взаимоотношений и сделает минуты общения особенно искренними. Ребёнок будет благодарен родителям за проявленный интерес.
 Лучше всего играть с песком там, где есть доступ к воде и в конце занятия можно с лёгкостью привести помещение впорядок (например, ванная или кухня). Безусловно, на момент игры обычные мероприятия в данных омещениях проводиться не должны. Всё должно быть сосредоточено на ребёнке. На полу надо расстелить клеёнку, приготовить всё необходимое для проведения песочной терапии.

Песочный садик
 Проводить занятие в детском саду можно индивидуально или в группах. Оптимальный вариант для групповых занятий - 3 человека. При увеличении количества детей, в целях обеспечения безопасности малышей необходимо увеличить количество взрослых (помошников). Место проведения терапии должно быть тщательно подготовлено к занятию, чтобы во время игры с еском ребёнка ничего не отвлекало, рядом не было мягких игрушек и большого количества мебели. Ребёнку необходимо предоставить ощущение свободного пространства. Лучше всего расоложиться на полу. Но при этом необходимо следить, чтобы не было сквозняков.

Что можно делать с песком?
1) Рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля
2) Рисовать на мокром песке тонким предметом
3) Осуществлять работу с помощью рук (посыпание, пересыпание из руки в руку или из ёмкости в ёмкость)
4) Искать игрушки, срятанные в песке
5) Создавать на песке комозиции, используя различные игрушки, иллюстрировать свои истории, разыгрывать уже известные сказки, менять сюжет в соответствии со своим настроением или актуальной проблемой

Поведение взрослого
 Взрослый должен уделять внимание каждому ребёнку. Проявлять доброжелательность, принимать малыша таким, какой он есть, не навязывая ребёнку своих форм поведения. Взрослый человек должен быть человеком, очень корректно стимулирующим игру. Его задача - знакомить малыша с материалом, вовремя задавать уточняющие вопросы и помогать в ситуации, когда у ребёнка возникают трудности или паузы в игре, подключая новых персонажей, игрушки, включая музыку. Новые стимулы могут оживить в ребёнке новые желания, чувства, иначе развить сказочную линию и пустить игру в новое русло...
 Когда ребёнок освоится, то сам решит каким образом родолжить взаимодействие с песком и окружающим его миром. Ребёнок может работать молча, не обращая особого внимания на взрослого или только смотреть на игру взрослого. Это не должно смущать, так как ребёнок имеет полное право вести себя так, как считает нужным. На следующих занятиях малыш включится в игру.
 Ребёнок является автором идеи игры в песок, сам контролируя ход игры. Подобная самостоятельность - отличный способ повысить самооценку ребёнка, развивает его воображение. В случае, когда ребёнок проявляет агрессию, взрослый может активно включиться в игру, также став разрушителем и злодеем. Необходимо стараться, чтобы при сочинении песочной истории, её финал нёс в себе позитивные моменты, вселяющие в ребёнка уверенность в своих силах. Если малыш хочет плохого конца сказки, настаивает на разрушении, необходимо позволить ему побыть в этом негативе. Но на следующих сессиях пплавно подводить к позитивному финалу. При этом необходимо задуматься о причинах подобного развития сюжета. В процессе песочных манипуляций ребёнок не только стимулирует тактильную сферу, развивает воображение, но и отыгрывает переживания и страхи, переносит свои чувства на песочную картину. Это должно быть явным звоночком для родителей.

 Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребёнку в:
- развитии более позитивной Я - концепции
- становлении более ответственным в своих действиях и поступках
- выработке большей способности к самопринятию
- развитии полагания на самого себя
- овладении чувством (само)контроля
- развитии сензитивности к процессу преодоления трудностей
- развитии самооценки и обретении веры в самого себя

 Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким - то специальныцм поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.

 Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью. Игровые методы могут применяться:
- с целью диагностики
- с целью оказания первичной психологической помощи
- в процессе краткосрочной психотерапии
- в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.