Маскарад

Дашенька Ефимова
Все люди – актеры, и все – лицемеры,
Маски меняют одну за другой.
Улыбки и слезы, чуть-чуть и без меры;
В жизни так сложно остаться собой.

Смахнув со лба непослушную челку, девушка перевела дыхание. Очередной танец вымотал ее, очередной кавалер – надоел. Не хотелось больше видеть маски – но на маскараде без них никак. Взяв с подноса проходящего мимо официанта бокал шампанского, девушка отошла от основной массы людей. Пышные платья дам, казалось, занимают собой весь зал, фраки и смокинги были едва заметны. Бал в самом разгаре, вся ночь впереди. Странно, раньше можно было до утра кружиться по дорогому паркету, разбивать сердца, шутить и исчезать…
Девушку звали Василиса. И никто не знал, какая она без маски. Василиса появлялась на каждом маскараде, все считали честью ее присутствие, вот только… откуда она, кто такая – не было ни единого человека, кто мог бы ответить на эти вопросы. Девушка-загадка, неуловимая и непостоянная – аура таинственности окружала Василису и делала ее привлекательной и желанной для всех.
Искренность, честность, доброта и понимание – все давно забыли, что значат эти слова. Маскарад – это время лицемерия и двуличия, время забвения и порока. И, на самом деле, никому нет дела до того, кто перед ним. Действительно, порой лучше не знать лиц и имен. Эмоции – вот что правит балом. Экстаз, эйфория, упоение… животная страсть, дикий восторг, пьянящая безнаказанность – маскарад снимает все ограничения, разрешает все грехи. Вот и получается, что большинство присутствующих живут только здесь и сейчас, не задумываясь ни о прошлом, ни о будущем, потому что их, если подумать, не существует вовсе.
Василиса любит наблюдать за тем, как опускаются все эти люди, как они принижаются, как падают на самое дно. Ими так легко управлять, когда они считают себя неуправляемыми. Так забавно манипулировать, когда они ни о чем не задумываются. И Василиса играла с ними, с этими мерзкими, отвратительными скотами, она дергала за ниточки, и сама в какой-то мере получала немыслимое удовольствие от осознания собственной силы.
Маскарад – время, когда ты можешь быть тем, кем захочешь. Время, когда можно не бояться показать себя. Он уравнивает всех, надевших маски. Вот только, если говорить начистоту, кто эти люди? Фактически, никто. Нет, все они большие шишки в обществе, но – прогнившие до сердцевины, пустые и никчемные…
Пока Василиса в очередной раз думала о ничтожности существования всех вокруг и себя в том числе, к ней из толпы пробился юноша в роскошной маске и черным как городской смог фраке.
- Василиса? – галантно поклонившись, уточнил парень.
- Возможно, - с легкой улыбкой кивнула девушка. – Я так известна?
- Несомненно, вы алмаз каждого маскарада. Давно хочу с вами познакомиться, - льстиво проворковал юноша.
- Могу я узнать имя столь любезного молодого человека? – приподняв бровь, осведомилась Василиса. Ей ухажер уже не нравился. Он ничем не отличался от других.
 - Как грубо с моей стороны, - покачал головой парень. – Меня зовут Юлиан.
Василиса присела в чуть заметном реверансе. Если это тот Юлиан, о котором она думает, вечер обещает быть интересным.
- Что ж… - протянул новый знакомый, перехватив бокал с подноса очередного официанта, разносящего шампанское. – Надеюсь, вы не против беседы?
- Ах, к чему эти церемонии. Раз я все еще здесь, должно быть, не против поговорить, - резко ответила Василиса.
- В таком случае, отбросим официальность. Отойдем в более укромное место, здесь музыка бьет по ушам, невозможно разговаривать, - уверенно направился вглубь зала Юлиан. Девушка пожалела, что не может видеть его глаза. Но и без того было видно, что парень переменился.
Осторожно, но твердо юноша маневрировал в толпе. Василиса, в облегающем платье, практически не отставала от него, - Юлиан ни разу не обернулся, пока шел. Наконец, они оказались в тихом месте, вдалеке от столов с закусками и вальсирующих пар. Полутемный угол с безвкусными пальмами в кадках, скрывающих от посторонних глаз.
- О чем же вы хотели поговорить? – осведомилась слегка запыхавшаяся Василиса. Тишина отвлекала.
- Я просто хотел в спокойной обстановке узнать, зачем вам все это, - маска Юлиана повернулась прямо к девушке и приблизилась ровно настолько, чтобы можно было разглядеть каждый камень, каждый узор, каждый оттенок тончайшей работы. – И пригласить присоединиться к одной игре.
- Все это? – повторила Василиса, отстраняясь. – О чем вы?
- Я наблюдаю за вами, юная мисс, наблюдаю давно, - вкрадчиво проговорил Юлиан. – Вы игрок… прямо как я. Не правда ли?
- Игрок – громко сказано. Просто все это забавно, - пожала плечами девушка, неосознанным движением руки поправив маску.
- Забавно, да-да, - Юлиан начал оживленно жестикулировать. – И вот сейчас, именно сейчас, когда мы наконец встретились – я предлагаю вам новую, увлекательнейшую игру. Не хотите ли… поучаствовать?
- Что за игра? – стараясь не выказать интерес, спросила Василиса.
- О, правила просты, - махнул рукой собеседник. – Мы с вами посоревнуемся немного… чтобы узнать, кто лучше.
- Какая глупость!
- О, постойте, не стоит делать поспешных выводов. Вы же так и не узнали, как будет проходить игра, - Юлиан схватил Василису за локоть, не давая ей уйти.
Девушка, вскинув голову, остановилась. Маска, скрывавшая ее лицо, тихо зазвенела – к ней были прикреплены с полдюжины аккуратных бубенцов.
- Я вас слушаю, - холодно сказала Василиса.
- Вот и чудно, - Юлиан хлопнул в ладоши. – Расскажу вкратце. Мы с вами отправимся к гостям – поговорим, потанцуем… а ровно в полночь – через час – вновь встретимся здесь и поговорим. Если вы за этот час найдете хоть одного достойного человека, либо вы сделаете кого-либо достойным – вы выиграли. То же самое относится ко мне. Ну как вам игра? Я так понимаю, нет сомнений в трудности задания?
Прежде чем ответить, Василиса вновь попыталась заглянуть юноше в глаза. Ничего.
- Я согласна. Я найду достойного человека, - наконец кивнула она.
- До скорой встречи, - кивнул на прощание Юлиан и неспешно направился к толпе.
Поколебавшись несколько мгновений, Василиса пошла следом.
***
Когда очередной танец закончился, музыка ненадолго прекратилась – огромные часы, гордость хозяина бала, отбили полночь.
Василиса, ведя под руку милую девушку в аккуратной, не крикливой маске, подошла к условленному месту. Там ее уже ждал Юлиан. Один.
- А вот и мы, - поприветствовала юношу Василиса. – А вы никого не привели?
- Нет, увы, - без капли сожаления в голосе протянул парень.
- Это Агата, она учится в старшей школе, - представила спутницу Василиса. – Как вы проверите, подходит ли она?
- О, очень просто, - Юлиан (Василиса готова была поклясться) ухмыльнулся и, сорвав маску с себя и Агаты, резко притянул ее к себе, жадно приникнув к ее губам. Первые мгновения девушка с испуганно распахнутыми глазами не двигалась. А потом, чуть вздрогнув, сладостно прикрыла глаза и обхватила Юлиана за шею. В тот же миг юноша грубо оттолкнул Агату. Облизнувшись, он победно уставился на Василису. Она, ошарашенная, стояла в шаге от искусителя.
- Достойная? Она? Вы разочаровали меня, милая, - насмешливо заметил парень.
- Я не буду оправдываться. Вы правы, - чуть опустила голову Василиса, признавая поражение. – Но, выходит, никто не победил, так? Вы ведь тоже не привели достойного человека!
- Ну, это как сказать… - Юлиан, держа маску в опущенной руке, посмотрел Василисе прямо в глаза.
Агата успела куда-то исчезнуть.
- Что вы имеете в виду? – чуть нахмурилась под маской Василиса.
- А кто вы такая? Без маски. Такая же жалкая, как и весь этот сброд? Или, может быть, вы просто никто? Да, наверняка! – Юлиан сделал шаг, отделяющий его от девушки. – Вероятно, вы в жизни – ничем не примечательная, не выделяющаяся из толпы девушка, я прав? Просто тень… А здесь, - он обвел рукой зал, - вы чувствуете себя живой, становитесь другой, совсем другой. Ваше поведение, ваши взгляды, ваша жизнь – маскарад меняет все… Так чем же вы лучше всех этих людей, м?
- Да что вы можете знать? – спокойно спросила Василиса, не отступив. – Думаете, я поддамся на провокацию? Не надейтесь. Может быть, вы в чем-то и правы. Я действительно пользуюсь маскарадом, пользуюсь маской – чтобы жить так, как того пожелаю. Но ничего не мешает мне делать то же самое в повседневной жизни, что бы вы ни говорили, - девушка мечтательно улыбнулась. – Просто здесь – рай для меня. Все, надевая маски, на самом деле сбрасывают их! Уж вам бы не знать! Все здесь настоящие, со своими страхами, желаниями, мерзостями и оплывшими принципами…
- Да что вы говорите? Вы просто разводите демагогию, отходите от темы… Я тоже могу сказать, что без маски способен на все – вот он я, стою перед вами, - Юлиан взъерошил темные волосы. – А вы разглагольствуете на вечные темы.
- А что вы от меня ждете? Что я скину маску? Что найду вас завтра днем в своем обычном окружении? Вот уж не собираюсь. Считайте меня кем угодно, - тряхнула головой Василиса. Бубенцы отозвались негромким звоном.
- Как видите, я победил, - триумфально ухмыльнулся Юлиан.
- Да о чем это вы?
- Я привел вас.
Василиса, не желая больше слушать парня, развернулась, готовая уйти.
- Стойте же! А как же проверка?..
- Это шутка?
- Это маскарад!
Василиса резко повернулась. Юлиан мгновенно снял с нее маску.
- А вы симпатичная, - заметил он. В глазах парня плясали озорные черти.
- А вы мерзавец, - в том же тоне ответила Василиса, быстро натягивая маску обратно.
- Ох, мне просто было любопытно. Впрочем, я догадывался.
- Я так предсказуема? – осведомилась девушка.
- Едва ли это заметил кто-то, кроме меня, принцесса.
- И вы говорили все это, зная, кто я такая?
- Несомненно. Видите, какая увлекательная вышла игра?
- Да, шут. Ты как всегда прав…

05.03.2011, для Жени-Тини. С днем рождения, ангел!