Предисловие

Григорий Князев
Сейчас, когда я начинаю этот текст, на дворе канун Рождества 2011 года, а замысел данной работы взят практически «с потолка» без особой к тому необходимости. Просто в очередной раз, обсуждая на каком-то из форумов творчество и личность Константина Кинчева, я посчитал, что они вполне достойны того, чтобы стать объектом данного эссе.
Мне трудно судить сейчас, в начале работы, каким получится итоговый результат. Ни сам я, ни источник вдохновения не являются в полном виде чем-то оригинальным. О плагиате в русском роке давно написаны если не диссертации, то точно эссе по принципу «как всё плохо и бездарно». Описывать поступательно от альбома к альбому диалектику развития некоего коллектива тоже не я придумал. Да и сам берусь за подобное уже второй раз. До этого мой личный блог мозолил всем глаза тем, что беспрекословно публиковал мои экзерсисы о творчестве «Агаты Кристи». Повод был – лучше не придумаешь: рок-группа, которая в той или иной мере для меня значима и которой я в какой-то мере благодарен за соучастие в формировании моей личности.
«Алиса» - всё-таки не совсем то. Конечно, харизматичный Доктор Кот появился в моей рок-н-ролльной жизни в одно время осени 2001 года вместе с прочими мастодонтами – Гребенщиковым, Шевчуком, Макаревичем, Бутусовым – благодаря отцовским и дядиным винилам. «Энергия» крутилась мной ничуть не реже «Аквариума» или «Я получил эту роль». А, может, и чаще. Потом он отошёл на второй план. Знакомство с его творчеством было бурным и активным, но сам по себе он никогда особенно не был для меня авторитетом. Как человек убеждений скорее оппозиционных, я политическую позицию Кинчева не раз не одобрял и не принимал. Тем более что она выглядит на редкость оппортунистической, а от окончательного диагноза Константина пока спасает то, что он к президенту не бегал, не в пример Макаревичу.
Но в последние дни ни на ком из рокеров у меня так не сфокусировано внимание, как на Кинчеве. При том, что в том же «православном дискурсе» Кинчев уверенно уступает по художественной силе осмысления проблем таким людям как Александр Непомнящий и Сергей Калугин. Однако в 1987-1991 (и особенно в 1989-1991) году мало кто ещё из русских рокеров оставался практически непререкаемым авторитетом – кроме Шевчука, Цоя и покойного Башлачёва. По его песням выбирали ориентиры в жизни и определяли, что есть добро и что есть зло. Точнее – УЗНАВАЛИ, что есть добро и что есть зло. Определяют и узнают и сейчас, пока никуда алисоманы не делись.
Мир меняется – и мы меняемся вместе с ним. Не факт, что меняемся в лучшую сторону. Кинчев – такой же человек, как мы с вами. Он в динамике даже сейчас, когда ему самому кажется, что он обрёл истину, и осталось только поделиться ею с «армией Алисы» и посторонними слушателями. Буде это так – проповедь имела бы конец – и никаких вам новых альбомов от «Алисы». Но до сих пор всем тем, кто отдал свою душу ветру, кто знает, что такое любовь, но и умеет ненавидеть – до сих пор всем им «Алиса» дарит свой огонь!
Будем же греться, пока они в силе! Да не коснётся вас своей поганой метлой танцующий бес паники!