Масленица

Волшебная Тапочка
Много лет назад я ехала в электричке и читала потрёпанную книжечку В.Я.Проппа "Русские аграрные праздники".
А ехала я в Звенигород, - потому что была масленичная неделя, в Москве таял грязный мартовский снег, но воздух был уже открыт весне, широк и многообещающ, с пьянящим привкусом свежей воды, и в Звенигороде ждал меня древний белый храм Успения на Городке, и звенящий источник под горой, и узенькая серая с кусочками льда Москва-река у стен Сторожевского монастыря... И я знала, что там всё, даже аляповатые большие бурые пироги привокзальных тёток, - всё там простое, как сама природа, и весь мир будет насвистывать мне в глиняные свистульки о прошлогодней выцветшей соломе, быстрых облаках и мокрой чёрной земле...

«Широкая масленица» слывет за самый веселый, самый разгульный праздник в году. Однако и на масленицу соблюдались обычаи почитания предков. ... масленичные блины, так же как и святочные, представляют собой поминальную еду. Об этом пишут И.П.Сахаров, И.М.Снегирев и позднейшие исследователи. «Специальное кушанье масленицы, блины, — пишет В.Миллер, — как известно, один из специальных атрибутов поминок». Об этом имеются многочисленные свидетельства...

Сейчас открыла текст книги - и вспомнила ее очарование, манящий вкус никогда не читанных мною ссылок... и странное ощущения себя, трясущейся в этой скрипучей неспешной весенней электричке, - внутри не прервавшейся каким-то чудом традиции...