Дивеево. День памяти

Мелитина Ладинская
Дивеево – удивительное место, там нет ни особых красот природы, ни шедевров архитектуры, но, попав туда, начинаешь чувствовать себя по-другому, в душе просыпается радость, особенно после того, как с молитвой пройдешь по стопочкам Богородицы. Все суетное куда-то уходит, и чувствуешь какой-то праздник в душе. Серафим Саровский при жизни не бывал в Дивеево, но там всегда чувствуешь, что он рядом. Первые поездки были трудными по организации, трудно было найти место, где поселить паломников, нелегко накормить, долго приходится стоять в очереди, чтобы приложиться к мощам. Монастырь делает все, чтобы помочь паломникам, но так много людей приезжает в Дивеево, что проблемы возникают часто.

Однажды мы решили побывать в Дивеево на празднике Серафима Саровского первого августа. Мы предполагали, что народу будет много, и заранее забронировали гостиницу в Арзамасе в 70-ти километрах от Дивеево. Утром 31 июля мы прибыли в Дивеево. Мы ожидали, что народу будет много, но и предположить не могли, что столько. Бедные гаишники с трудом пытались найти место, куда поставить автобус. Мы остановились довольно далеко от монастыря. Пока наши водители что-то подкручивали в автобусе, мы сели на траву и пели молитвы. Вдруг к нам подошла женщина в монашеском одеянии, но босиком. Она нас спросила, поедем ли мы на дальний источник Серафима Саровского. Мы ответили «да» и пригласили ее поехать с нами. Она охотно согласилась. По дороге матушка Варахиила, так она назвалась, предложила нам поехать на другой источник Казанский дальний, он был менее известен тогда, и мы спокойно окунулись, а потом поехали на источник Серафима Саровского. К этому времени народ уже схлынул, и мы смогли окунуться.

В монастырь мы успели к началу службы, но службы нам пришлось стоять во дворе. Народу было очень много, и службу транслировали. Но надо было подойти на помазанье в храм. Когда я подошла к дверям, людской поток подхватил меня и так сжал, что я подумала, что рёбра треснут. Меня вынесло на какого-то батюшку с кисточкой и понесло дальше. Попала я в объятие игуменьи Варвары Пюхтицкой. Мы обе обрадовались этой встрече. Потом я ее проводила до гостиницы. Служба закончилась поздно. Объявили, что будут служить три праздничных литургии: в полночь, в пять утра и в девять утра. Мы решили остаться на ночную службу, чтобы потом поехать в Арзамас и поспать. К полуночи мы отправились в храм. Мы с матушкой Лидией взялись крепко за руки, чтобы держаться вместе. Но толпа мгновенно разъединила нас. Народу было столько, что перекреститься было трудно. Меня вынесло куда-то близко к алтарю. Служба началась только в половине второго. Потом долго не выносили чашу. Когда началось причастие, началось движение в храме, и меня все дальше и дальше относило от чаши. Я взмолилась: «Батюшка Серафим, я так хотела причаститься, но больше у меня нет сил», и повернулась, чтобы двинуться назад и тут же оказалась у другой чаши и причастилась. Было уже половина пятого. Народ валил толпами на следующую литургию. Было солнечное праздничное утро первого августа, день памяти преподобного Серафима Саровского. Вся группа собралась в автобусе, кроме нашего батюшки и троих самых стойких, которые решили принять участие в крестном ходе в Саров. Мы поехали в гостиницу, поели, поспали и к часу дня приехали в Дивеево. Храм был закрыт на уборку. Вокруг стояла толпа. Вдруг дверь с северной стороны храма открылась и вышла немолодая монахиня и громко сказала «Группа из Санкт-Петербурга пройдите вперед!» Мы шли, как сквозь строй. Люди просили: «Возьмите меня, я больная! Возьмите моего ребенка!», но мне было строго сказано следить, чтобы прошли только члены нашей группы. Нам открыли мощи, и мы приложились к открытым мощам, нам открыли стенды с вещами Серафима Саровского, потом нас отвели в дальний угол монастыря и вынесли нам топорик - мотыжку, которым работал батюшка Серафим, и мы приложились. Это было настоящее чудо. Это был настоящий подарок от батюшки Серафима Саровского. Мы в этот день успели посетить все ближние источники и на следующий день утром отправились в обратный путь. В этой поездке нас сопровождал молодой священник отец Геннадий Никитин, его помощь трудно переоценить. Когда мы уехали отдыхать, он остался служить в монастыре. Думаю, что это чудо получилось не без его помощи. Но батюшек было очень много, и автобусов с паломниками было очень много, а вот счастье выпало нам. Отец Геннадий собрал у нас сухарики, которые мы привезли из дома, и сам их освятил в чугунке Серафима Саровского. Я эти сухарики через год раздавала паломникам по пути в Дивеево, и они были совершенно свежие. К сожалению, те освященные сухарики, которые я купила в монастыре, через месяц испортились. Поездка эта была незабываемая, но с тех пор мы не ездим в Дивеево по большим праздникам. Вам понятно почему?