Памяти старого друга Саши

Александр Фрейшист
Женский праздник, дружок, это сила!
Отношенье к нему измени.
Я куплю тебе пуда три мыла,
Хочешь – мойся, а хочешь – храни.

Это забавное четверостишье в качестве поздравления с женским днем 8 марта моя жена Ирина получила когда-то давно от нашего старинного друга Саши Рахмановой. Саша ушла от нас в самые последние дни минувшего 2010 года, об этом сообщила по телефону ее невестка. А я говорил с Сашей последний раз дней за двадцать до того. Мы знали, что она тяжело болеет (это продолжалось уже несколько лет), но не думали, что на этот раз все так окончательно.

Прошло больше полвека с того момента, как я стал студентом-первокурсником гидрофакультета МЭИ. Среди моих однокурсников была и Саша Гольдман – красивая талантливая девочка, чей жизненный путь будет причудливым образом соприкасаться с моим. Очень музыкальная, она прекрасно пела, играла на гитаре. Саша писала стихи и хорошо рисовала. Все это способствовало успеху нашей факультетской стенгазеты «Напор», в которой мы вместе работали. Я вспоминаю праздничный вечер в нашем ДК по случаю победы нашей газеты на общеинститутском конкурсе. Брюнетка  Саша была в голубом платье, мы весь вечер танцевали с ней вальсы. Она нравилась мужчинам, за ней ухаживали многие старшекурсники, особенно из комсомольского актива, ведь Саша сама  была всегда в центре комсомольской жизни.

Где-то после второго курса наступил момент, когда по решению Никиты Хрущева в стране стали сворачивать гидроэнергетику, и у нас две группы гидротехников перевели на другой факультет, оставив из них лишь несколько человек-отличников. Так мы с Сашей оказались в одной группе. С нами училась и моя будущая жена Наташа. Как-то уже на старших курсах Саша призналась Наташе (это происходило «на картошке»), что тайно влюблена в мальчика из нашей группы - спортсмена Володю Рахманова. «Если любишь, то скажи», - посоветовала Наташа. Саша так и сделала. Дело закончилось свадьбой перед окончанием вуза. А вскоре у них родился единственный сын – красавец Алешка, будушая «погибель девкам», как мы про него говорили. К тому же он унаследовал материнскую музыкальность, обладал абсолютным слухом, прекрасно играл на гитаре.

Дальше у нас все развивалось параллельно. Мы тоже поженились перед дипломом, а по распределению после института Саша, Володя и я попали в одно и то же КБ. Там мы с Сашей много лет помимо работы с успехом занимались праздничными капустниками,  организовали коллектив под названием «Шплинт», сочиняли для него тексты, выступали.
А Володя участвовал в известной лыжной экспедиции «Комсомольской правды» под рук.
Шпаро на Северный полюс. После этого он стал, как мы говорили, «нацгероем». Позднее Саша поступила в аспирантуру,  через несколько лет вернулась в родное КБ уже кандидатом техн.наук и стала работать в моем отделе. Там же работала и Ирина, которой суждено было стать моей второй женой. Позднее Саша будет у нас единственным свидетелем в ЗАГСе, куда мы отправимся в обеденный перерыв (двадцать пять лет спустя к нашей серебряной свадьбе Саша напишет стихи об этом). А когда мы с Ириной станем переезжать в новое наше жилье в Чертаново, Саша с Володей будут нашими главными помощниками. Володя, помимо всего прочего, всегда был отличным фотографом. У меня на столе до сих пор стоит любимое фото Ирины, которое Володя сделал у них дома в далекие семидесятые.

В жизни случается много неожиданного. В какой-то момент семья Рахмановых  развалилась, а у взрослого сына появилась своя семья, и Саша осталась одна. Теперь главным для нее стала работа, она занималась испытаниями оборудования на гидроузлах, моталась в командировки по всей стране, не прекращала работать, несмотря на возраст, когда многие ровесники уже давно вышли на пенсию. Так продолжалось до тех пор, пока на нее не навалились всевозможные хворости. А дома всегда было то, что мы называли «народными промыслами» - макроме, вышивки, изделия из кожи, бисера и пр., и все это было талантливо. А еще появилось садоводство, которому она тоже отдавала немало души и сил.

Нельзя сказать, что наши отношения были всегда безоблачны. Мы не разделяли ее «комсомольский задор», в ней долго оставалось то, что принято называть  «совковостью», она значительно позже рассталась с иллюзиями. Нередко мы ссорились и даже на долгий срок прерывали всякое общение. Но потом старая дружба брала свое. Как-то мы вместе с Сашей и нашей дочкой провели лето на берегу Ахтубы под г.Волжским, отправившись туда на нашем любимом «Запорожце». А потом мы познакомили ее с нашими ближайшими друзьями, и она уже в солидном возрасте отправилась с ними в поход на байдарках.

Саша никогда не стеснялась высказывать свое мнение. И хотя я стал в нашем КБ самым молодым руководителем отдела, позднее, как и она, защитился, написал не одну книжку по своей специальности а потом стал первым из московских директоров в британской инженерной фирме, Саша считала, что в науке я мог бы добиться большего, чем в администрировании, и что я не реализовал себя в жизни полностью. Она была единственным, кто мне об этом честно сказал, и я благодарен за это, сознавая, что в чем-то она была не далека от истины.   

У Саши всегда был острый ум, с годами ее юмор становился злее, саркастичнее. Мне нравилось, как она пишет, я старался побудить ее сочинять еще и еще. Как большинство нас, любителей, она писала много поздравительных стихов. У нас сохранилось кое-что из того, что Ирина получала от нее на день рождения или к восьмому марта.


А вот те самые ее стихи на нашу серебряную свадьбу (незадолго до нашей эмиграции):

Ах, четверть века, четверть века,
Как быстро встала эта веха
На годы, что вот-вот видны!
Был летний день и сух, и светел.
И я – единственный свидетель,
Как человек со стороны.

Мы шли втроем по старой Пресне.
Серьезу не было, хоть тресни,
В смешных ужимках жениха.
Цвела невеста в светлом пончо,
Она плыла, как свежий пончик –
Была беременна слегка.

В пустом и канцелярском ЗАГСе
Мы все поставили по кляксе,
И смех нам было не унять,
Когда, введя дефакт в юрсилу,
Клеркесса с ужасом спросила:
Фамилью будете менять?

Вместили много эти годы –
Пиры и быт, большие взлеты
И новых лиц солидных ряд,
И дочки-внучки, санки-люльки,
Взросла и вылетела Юлька,
И вы в тот мир косите взгляд.

Но где бы жизнь вас не носила,
Вы вместе – в этом ваша сила!
И вместе будете хранить
Ту нашу юность, наши песни,
Тот летний день на старой Пресне,
Ему – себе – не изменить!
                25.07.98

А это очень теплое поздравление Ире с днем рождения

Ах, если б все начать сначала,
О, юность давняя моя!
Чтоб громче музыка звучала.
Чтоб снова ждали у причала
Нас неизвестные края!
Чтоб снова были мы красивы
И веселы, и полны сил!
Чтоб веточки плакучей ивы
И запахи цветущей сливы
Нам каждый новый день дарил!
Чтобы вприпрыжку дни бежали,
Нам обещая чудеса,
Чтоб зеркала не обижали,
И чтоб повсюду провожали
Нас восхищенные глаза!

Но прочь, стенанья и тревога,
Дни жизни – не воротишь их.
Да, сзади длинная дорога,
И нам сказать «спасибо» Богу
Пора за каждый новый миг!
За каждый день, за каждый вечер,
За каждый новый сердца стук,
За каждую с прекрасным встречу,
За ветер, что летит навстречу,
За новых книжек тесный круг!

Дай Бог тебе еще согреться
В водах невиданных морей
И, выйдя на берег, улечься,
На кудри кинув полотенце
(был чудом  куст твоих кудрей)
Дай Бог побыть еще счастливой
Вдвоем, в семействе небольшом,
Чтоб веточки плакучей ивы
И пряный запах спелой сливы
Вам двум шептали «хорошо!»

Нашла ты свой контакт с природой
От трав российских вдалеке.
Творишь свои цветные моды,
Где Майн несет седые воды,
Скучая о Москве-реке.
Хоть голова уже и руки
Не те, что были, ну так что ж –
Бушует жизнь без сна и скуки.
Бушуют рядом дети, внуки,
И значит, ты еще живешь!
                07.02.07

               
Разбирая старые бумаги, я нашел несколько пожелтевших листков,на которых Саша когда-то своим почерком отличницы написала кое-что в прозе. Вот для примера самая короткая из ее миниатюр.

    "Я - железная труба. Я спокойно лежала у стены, никто меня не трогал,и я лежала. И вдруг меня стронули с места, и я покатидась. Меня закатывали обратно, пинали ногами, а я все скатывалась и скатывалась, грозя отдавить ноги. Оказалось, что я очень упрямая, старая, ржавая труба.
    Что было бы со мной и куда бы я укатилась, если бы не маленький камешек, который вдруг оказался у меня на дороге? Такая большая железная труба - и такой маленький камешек..."

И самые последние полученные от нее стихи, опять-таки посвященные ее любимому празднику -женскому дню

Сегодня парни разведут все тучи.
Легки и быстры, словно, как со старта.
Какой же день ещё бывает круче?
8-е марта, чтоб его, 8-е марта.

Долой щетину и букет в охапку
И каждый первый – в роли бодигарда.
Когда же, дамы (бабы) вам ещё так сладко?
8-го марта, чтоб меня, 8-го марта.

Все дамы поголовно элегантны,
И ну гадать: какая ляжет карта.
Для вас, мадам, любые варианты…
8-го марта, черт возьми, 8-го марта.

О сколько, дамы, в вас любви и ласки,
Красы, кокетства, верности, азарта.
И мы не льстим, лишь чуть сгущаем краски.
8-е марта, наконец, 8-е марта.

P.S.
Мужик, сегодня предстоит не мало.
И крутишься весь день, раскрыв забрало.
Лишь улыбнешься вечером устало:
8-е марта. Фу, прошло. Заколебало.
               
                8.03.2010