Не судьба

Николай Зиновьев
  Не судьба
                1
     Виктор стоял у привокзального киоска и раздумывал, что бы еще купить своим девочкам-ангелочкам. Он возвращался из командировки,  задание выполнил. Билет в кармане. Есть свободное время.

   – Здравствуйте, Виктор! – услышал он чудный женский голос за своей спиной и обернулся.
   – Здравствуйте! Неужели Лариса? - удивился Виктор. В его памяти мгновенно возникли эпизоды жизни  десятилетней давности. – Вот так встреча! Какими судьбами? – «Какая красивая  зрелой красотой женщина!» –  успел подумать Виктор.

   – Вот, едем к бабушке, –  Лариса посмотрела на сына. Только теперь Виктор рассмотрел рядом с ней красивого белокурого мальчика лет шести.
   – Виктор, – он протянул мальчику руку.
   – Денис, – мальчик представился как взрослый, пожимая ему руку.
Времени до отправления их поездов было достаточно, и Виктор предложил:
   –  Пойдемте в зал, если не возражаете, там можно посидеть и поговорить. Лариса не возражала, и они вошли в зал и сели на свободные места, где было малолюдно. Виктор достал из сумки  плитку шоколада и угостил Дениса.

   –  Да-а, десять лет прошло, после выпускного бала в институте, когда мы виделись в последний раз, годы пролетели, как одно мгновение. – Виктор решил взять инициативу по ведению разговора на себя.
   - Немало воды утекло, - согласилась Лариса.
   – Я как уехал по распределению на Урал, никого не видел, только слышал по телефону или читал в письмах Юру Рогова. Кто как живёт, подробностей не знаю. Сам я дорос до начальника отдела. Иногда бываю в командировках, как сегодня. Работой доволен. Женился, получил квартиру, обзавёлся дачей, машиной, у меня растут две девочки-ангелочки. Вот и всё обо мне. - А как ты, Лариса, жила эти годы? Мне это интересно. Ты знаешь, ведь все парни из нашей группы, да что там группы! со всего курса были в тебя влюблены. Но ты выбрала с первого курса своего Эдика (красивый мальчик, ничего не скажешь!) с соседней группы и остальным  не оставалось ничего, кроме как пожелать тебе счастья. Отбивать тебя от твоего парня, наверное, пытались отчаянные, но никому это не удалось. Сознательным ребятам это в голову не приходило. Время было другое. Все были комсомольцами. И не так воспитаны. У вас крепкая дружба, может быть, любовь. Зачем мешать чужому счастью. Потому что ты всегда была  красивой и выглядела счастливой.

В одно время была очень популярной «Песня о друге» из кинофильма «Путь к причалу». Всю песню и фильм не помню, но две строчки сохранились в памяти:

                «Ну, а случись, что он влюблён, а я на его пути.
                Уйду с дороги – таков закон – третий должен уйти!».

    Помню, как вы поженились на  третьем курсе, и на свадьбе у вас гуляли.  Но потом твой муж  перешел на вечернее отделение. Мы думали из-за материальных соображений, а оказывается, он не потянул учёбу. Говорили, что и с поведением у него было не всё в порядке. Чуть что, сразу в драку лезет.  Годы прошли, мы окончили институт, все разъехались кто, куда по направлениям. А ты взяла направление в город твоего мужа. Вы там должны были работать на заводе, жить у его родителей, а он ещё, учиться на заочном отделении нашего вуза, как мы предполагали. Мы же всех подробностей не знали, как можно совать свой нос в чужие дела? Лично я всегда считал, что ты самая счастливая из нашей группы.
                2   
– Ой, Виктор, погоди, не сыпь мне соль на рану,– прервала Лариса речь Виктора, – всё было по другому, о чём никто не догадывался. Мне приходилось, стиснув зубы, поддерживать хорошее мнение о себе, как сказали бы теперь: имидж. Как ты уже сказал: «Время было другое. Все были комсомольцами. И не так воспитаны». Да, он красивый мальчик, а я была глупая, поэтому  была покорена. А когда узнала поближе, мне надо было от него бежать, бежать, куда глаза глядят. Не было рядом ни подруги, ни друга с кем можно было бы поделиться, родители далеко. Но куда убежишь? Общежитие, лаборатории и аудитории. Всё на виду. Побоялась казаться легкомысленной. Как известно, «злые языки страшнее пистолета».  Думала,  повлияю на него, постепенно помогу ему изменить характер, перевоспитается.

   Ты же помнишь, в те годы все помешались на воспитании и перевоспитании, на строительстве коммунизма, Даже был лозунг: «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме!». Хотели воспитать нового человека, согласно Моральному кодексу строителя коммунизма. Строили ЛТП (лечебно-трудовые профилактории), говорили: алкоголизм вредная привычка, а у строителей коммунизма не должно быть вредных привычек, трудовым воспитанием можно отучить.

  Ты все это должен помнить. Это сейчас наука пошла далеко вперед. Психологи утверждают, невозможно человека перевоспитать, это и не нужно. Алкоголизм и наркомания не вредные  привычки, а тяжёлые болезни, которые надо лечить. Кого-то можно вылечить, если он осознаёт, что он больной и, если он проявляет силу воли.  Человек рождается со своими генами, которые нельзя переделать, и с предрасположенностью: или он созидатель – на них земля держится, или потребитель. Как раньше говорили, да и сейчас говорят: «у каждого своя судьба». Он оказался чистым потребителем. За все эти годы семья держалась на мне. Если бы раньше знать обо всём этом! У многих людей из нашего, но и других поколений жизнь была бы совсем другая.

    Перед свадьбой наши родители познакомились; они между собой нашли общий язык, друг другу понравились, и я от них получила «Добро». Хотя добавили: «тебе жить, ты и решай». Его родители вроде нормальные люди, с высшим образованием. Долго прожили вместе. Двоих детей вырастили. Говорили, детей не баловали, он был исполнительным, послушным мальчиком. Учился средне. Когда у него изменился характер, они не заметили.

  Потом свадьба и совместная жизнь.  Обнаружились  черты характера: эгоизм и несобранность, все вещи разбрасывал по разным углам и основные его слова были: «подай», «принеси». Учиться он не умел и не хотел. Очередную сессию не сдал, как ты говоришь, «не потянул» и учёбу совсем забросил. И на работе были проблемы, мягко говоря, нарушал дисциплину, работать не умел, а может, и не хотел, и с рабочими и с начальством не ладил. Пока его отец работал мастером, его держали на заводе. В конце концов, с работы попросили уйти по «собственному желанию». Поменял несколько мест, нигде не удержался. Потом отец ему сказал: «Знаешь, что, мой родной, иди-ка ты, послужи в Армии. Я тебе выхлопотал две отсрочки, а ты ни работать, ни учиться не хочешь, может, там поумнеешь».

    Два года мы отдохнули от его художеств. В каждом письме писал, что всё нормально, служба идёт.  И, правда, два года прошли, он вернулся. Пришли с сослуживцем. Тот парень, как парень, нормальный, подтянутый, с круглым лицом, с румянцем на щеках,  полная грудь значков, с тремя лычками на погонах. А наш – какой-то помятый с серым и морщинистым лицом, с потухшим взглядом. На фото первого года службы ничего подобного не было, а в конце службы – такая разительная перемена!

  Мать с отцом и наш сын тянутся к нему, обнимают, целуют, рады, что издалека вернулся их отец и сын. А он какой-то равнодушный, как будто и не было никакой разлуки и долгого ожидания. Скажу честно, для меня он стал какой-то чужой, только руку ему пожала и всё. Рука какая-то вялая. Ну, совсем чужой человек. И это – мой муж? Как с ним жить-то дальше?
     Как водится, организовали стол, чтобы отметить благополучное возвращение. Первая рюмка за встречу, вторая за знакомство: сослуживцем Эдуарда оказался сержант Сергей Морозов, был командиром отделения, в котором он служил. Демобилизованные вспомнили несколько знаменательных историй из армейской жизни. А после третьей наш сын, муж и отец начал заговариваться. Мы все как-то разом это заметили, переглянулись и решили, что он устал с дороги и ему надо лечь спать, тогда отец отвел его в другую комнату и уложил спать.
    Оставшись без Эдуарда, мы попросили Сергея рассказать о их службе в пределах возможного. И он рассказал…

                3
    «На первом году службы всё как будто было нормально. Туда же призывают всех подряд, все новички, никто не знает, кто есть кто. Мы ничего такого не замечали. Только несобранный какой-то. Простите, он у вас, до армии употреблял? Потому что человек не может сразу к этому паскудному делу пристраститься.

     Извините,  может быть, вам неприятно это слышать, но, как говорится, «свинья грязь найдёт». Он нашёл себе подобных. Всё делали скрытно. А на втором  году, «деды» же! некоторые ребята, включая Эдуарда, начали держать себя развязно. Иногда даже нарушали воинскую дисциплину, в части появлялись в нетрезвом виде или хуже того, накурившиеся. Часть стояла в лесу, отойдёшь от забора на десять шагов, ничего не видно, где что творится, никому неведомо. Так было несколько раз, но однажды они попались дежурному по части.

   Он мог закрыть глаза на это всё и дело бы  замяли. Но нарушители, в том числе и Эдуард, видимо, были сильно возбуждены или настолько невменяемы, что на замечание дежурного, чтобы не болтались по территории части у всех на виду, а ушли к себе в казарму, они матерились и полезли в драку. Тогда он вызвал военный патруль, который, не долго думая, отправил их на гауптвахту, а дежурный написал  отчёт о своём дежурстве и передал командиру части. Приехали из военной прокуратуры, провели следствие, выяснилось; в часть, оказывается, регулярно поставляли алкоголь и наркотики. Канал поставки перекрыли, главных виновных  судили, посадили. Эдуард и другие мелкие сошки отделались испугом. Но тяга к зелью у них осталась. Имейте в виду.
     Почему я у вас? Армейская дружба? Да, но только отчасти. Командир батальона майор Дубов меня специально задержал и лично попросил довезти его до дома к родителям, жене и маленькому сыну, тем более, что нам по пути. Майор не был в нём уверен, боялся, что Эдуард на ближайшей же станции пойдет на поиски чего-нибудь горячительного и всё!  Домой не доедет. Пока он не встал на воинский учёт, как солдат запаса, по месту жительства, у командиров будет болеть голова. Я вам доставил вашего сына, мужа и отца. Вот и  всё, что мог рассказать. Спасибо за угощение! Провожать меня не надо. Ваш город я немножко знаю,  поеду на вокзал и через четыре часа буду дома. Там меня уже три дня ждут».  Он попрощался, а Денису подарил значок «Спортсмен-разрядник» и уехал.

   На другой день, мой благоверный, как только встал, попросил у отца похмелиться, день промаялся, к вечеру ушёл, сказал: «Я – к ребятам» и пропал на три дня. Мы знали, что он будет находиться у давних «дружков», поэтому не искали его и не ходили за ним. Когда вернулся, как только мы, его родные, знакомые и друзья с ним ни говорили, ни воспитывали, ни увещевали, ни уговаривали лечиться,  все было бесполезно. Целыми днями где-то болтался, о работе не думал. Да и кто бы его взял на работу, такого выродка?

  Потом  знакомые нам начали рассказывать, как его видели валяющимся на улице в грязи или, что он побирается возле магазинов и вокзала. Так низко пасть! Даже в страшном сне мне это не могло присниться. Вот до чего я дожила! Не только я, а все мы. Свекровь поседела.  Сестра перестала приходить и детей своих не пускала. Свёкор перенёс два инфаркта, а третий не смог. А какой уважаемый  на заводе был человек!
   Наступила зима и вот, в один морозный день пришёл участковый милиционер и сказал, что надо явиться в морг на опознание  замёрзшего трупа. Пришлось ехать. Да, это был он – мой бывший муж и отец моего ребенка. Что я испытала? Да простит меня Бог, даже некоторое облегчение, сколько он ещё мог нас позорить и  мучить? Сколько слёз, нервов потрачены из за него! А стыдно-то,  стыдно как перед людьми! Врагу не пожелаю испытывать всё это! Да и сам отмучился.
  Я с превеликим трудом доработала до очередного отпуска, и мы с сыном поехали к моим родителям, я им рассказала обо всём,  как я жила, что произошло, ещё сказала о своём желании вернуться в родительский дом, чтобы забыть этот кошмарный сон и, чтобы сын был под присмотром. Работу себе нашла, договорилась, что меня оформят переводом,  со временем и место в детском садике найдётся. Родители согласились. После отпуска мы  вернулись к свекрови, я объяснила ей свои планы, она тоже одобрила. Её дочь со своей семьёй жила в этом же городе, так что, я её не  бросала, не оставляла одну-одинёшенку. Обещала приезжать с внуком периодически, по мере возможности, хотя у ней были и другие внуки, но, пока был жив мой муж, они к бабушке не ходили, родители запретили. Меня на заводе попросили поработать до внедрения нового изделия в серийное производство, обещали оформить перевод на новую  работу, поскольку заводы были в подчинении одного министерства. И вот теперь, через десять лет, возвращаюсь в дом родной.   
                4
     Вот так я жила, мой любимый Виктор! – с такой нежностью взглянула на него и  с грустью выдохнула последние слова Лариса.

     – Прямо библейское «Возвращение блудной дочери», хоть бери и пиши картину, – задумчиво сказал вдруг покрасневший Виктор, ни разу не перебивший рассказчицу,– а это предпоследнее слово вместо эпитета?

     – Нет, это слово не для украшения, а выражение моего искреннего чувства к тебе. Ты же ничего не знаешь. Все девочки  из нашей группы были влюблены в тебя, ты же пришёл к нам после армии, спортивный, подтянутый сразу на второй курс, но ты ничего и никого не замечал.  У всех был какой-нибудь положительный эпизод, связанный с тобой. Вот у меня, например, такой: мы сдавали экзамен по одному из сложнейших предметов «Вычислительная техника». Билет попался трудный.  Ну, думаю, придётся делать ещё один заход. Ты сидел за соседним столом. Я показала тебе свой билет. Ты на отдельном листе по каждому вопросу нарисовал схемы и рядом написал формулы. Села отвечать. Преподаватель взял мой билет и лист с ответами и начал просматривать, я ни жива, ни мертва, вдруг, думаю, заметит, что почерк не мой или задаст дополнительные вопросы. Он, ни слова не говоря, берёт мою зачётку и ставит «хор». В моём дипломе – часть твоих знаний, как же это забыть? – опять с любовью и нежностью Лариса смотрела на Виктора.

–  Ну,  спасибо за хорошее мнение обо мне. Говоришь, что были влюблены, а  влюблённые всегда склонны преувеличивать качества объекта своего обожания. Не было, и нет у меня никаких выдающихся достоинств. Учился средне, правда, старался помогать всем и во всём, если это было в моих силах. Считал, что надо, в первую очередь окончить институт, потом решать  другие проблемы. Конечно, я был неправ, хорошие были девушки, надо было уделять им внимание. Да и характером я был не из весёлых и общительных, трудное детство, понимаешь ли. Прибыв на Урал, после окончания вуза, вспомнил высказывание мудрого человека: «прибыв на новое место, устраивайся так, будто собираешься жить здесь сто лет»,  подумал: «вот тут мне придётся жить и работать много лет». В трудовой коллектив вписался, с работой освоился. В отделе многие специалисты были со старым багажом знаний. А я вновь испечённый, мне всё легко удавалось, в том числе и продвижение по службе.   
 
Сначала жил в общежитии, потом влюбился, женился и жил у жены, у них был свой дом.  Потом получили квартиру. Переписывался с Юрием Роговым. Но он тоже многого не знал, так, поверхностно описывал у кого, что и как, хотя сам тоже узнавал из чужих уст. Между нами не было тесной связи. Если бы я  знал, что у тебя такое положение, и ты была бы согласна поехать, хотя бы не на край света, а поближе,  ко мне на Урал, пока я  был свободен, всё могло быть иначе. А теперь? Ты понимаешь, я не герой суперпродвинутых фильмов и на сногсшибательные подвиги не способен. Для кино, конечно, такой сюжет был бы подходящим. Всё разрушить, во имя Любви всепобеждающей! Ну, посуди сама. Там меня ждут  две девочки-ангелочки, любимая и любящая жена, как им смотреть в глаза? На свете есть ты, я, люди вокруг и на небе Господь Бог. Надо же жить среди них.

    А ещё у человека есть Совесть. Как жить с ней ладу? – Виктор пристально посмотрел в полные слез, прекрасные глаза Ларисы, взял её руки и нежно пожал. – Ты очень красивая и молодая, ещё встретишь свою любовь. Я желаю тебе и твоему сыну счастливой судьбы!

    – Вот такая случайная встреча и я благодарна судьбе за эту встречу. Не зря мы все были влюблены в тебя, не знаю каким: пятым, шестым, десятым чувством мы понимали; Ты – настоящий Человек. Я так и предполагала и к этому была готова, и не искала встречи. «Нельзя строить своё счастье на чужом несчастье!». Мечтала, если ты пока свободен, встретиться с тобой или поговорить по телефону, и узнать твоё отношение к такому повороту событий. Я знала твой адрес от Юрия Рогова. Тогда обстоятельства не позволяли. Но, потом он мне сказал, что ситуация изменилась, что означало, ты женился. Следовательно, мои планы рухнули. Теперь я знаю – как мне жить, я не одна, у меня сын! Спасибо тебе! – Лариса обняла Виктора и  поцеловала. Виктор почувствовал на щеке горячие слёзы Ларисы.

    – Это слёзы счастья, не вытирай, пусть высохнут на тебе, –  столько любви и нежности было в её словах. – Надо нести свой крест. Значит, не судьба.
*    *    *