О способах получения знаний

Николай Павлович Кормаков
       ВОПРОС: Я вот тут думал: вот возьмем, к примеру, процесс выращивания пшеницы, её обмолота, мукомольное дело, выпечку хлеба. Сразу же приходит в голову мысль, что только Бог мог научить, причем в первые же века, еще Адама. Потому что нереально представить, что человек сам додумался до того, чтобы обдирать какую-то незнакомую травку, выбивать из нее зернышки, а затем делать из них порошок и печь хлеб. Слишком сложный процесс.
Тот же вопрос по лекарственным травам, съедобным и ядовитым грибам... Тоже знания, дарованные Богом? Мне кажется, что Бог многому научил Адама, прежде чем отправить его в путь. Да и дальше являлся людям и учил. Потому что не верю я, что все эти знания были получены методом тыка.
Да и приручение домашних животных... Сдается мне, что дикие животные всегда были и останутся дикими, а вот домашние (собаки, кошки, коровы, свиньи) изначально даны были людям Богом.


       ОТВЕТ: Хорошо ты мыслишь, дорогой мой.
       Есть знания, полученные через опыт; есть знания, приобретенные через интуицию; есть знания, добытые через созерцание (контемпляцию); есть знания полученные через размышления (медитацию); есть знания, полученные через логические выводы (рациональным способом); есть знания, полученные через веру (знание верой): это когда веришь, что именно так должно быть и не иначе; есть знания, полученные от Бога непосредственно, и т.д., возможно, способов получения знаний Бог дал человеку великое множество. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт.2,16), ибо «все, что создал Бог, хорошо весьма» (Быт.1,31).
       Всякое полученное знание дает возможность получению с его помощью и других знаний, т.о. каждый способ получения знаний, уподобляя себя  ветвистому дереву, позволяет вырасти множеству знаний.
       На этих деревьях вырастают плоды. Каковы плоды были на деревьях познания, которые Бог позволил человеку «есть»: принимать их внутрь своего сознания (духа, сердца души) для формирования из них своей внутренней системы ценностей?
Плоды эти суть добрые, ибо все, что исходит от Бога, «хорошо весьма» (Быт.1,31). Чем реализовалась через человека их доброта? Реализовалась доброта Бога у человека через созидание и доброе окормление творения Божьего, т.е. исполнения Его воли, выраженной в Его заповедях-благословениях человеку: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над … (всем, что на ней есть)» (Быт.1,28); а также: «Поселил Бог человека в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,15).
       Итак Бог поделился с человеком Своей способностью творить и созидать, что делать мог человек лишь исполняя волю Божью.
       Росло в саду Едемском, однако, еще одно дерево: «дерево познания добра и зла» (Быт.2,9).  Лишь от него Бог запретил есть плоды человеку, сказав: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него;  ибо в день, который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт.2,17).
        Что же это было за дерево? Был это способ получения знаний, но не только с добрыми намерениями, т.е. с намерениями исполнить волю Божию, и т.о. принести плоды добрые; но и получение знаний со злыми намерениями, т.е. с намерениями противными воле Божьей, и т.о. приносящими плоды злые. Если плоды добрые началом своим имели Бога, то плоды зла не могли быть от Бога, т.к. все, что создал Бог, "хорошо весьма" (Быт.1,31).
       Кто же явился изобретателем намерений, окрашивающих получаемые знания в черный цвет,  плодом которых было уже не созидание и доброе окормление творения, наследия Божьего, но его разрушение и уничтожение? Намерения получения знаний не для того,  чтобы исполнить волю Божию «благую и совершенную», но нарушить ее, противостать ей. Изобретателем зла был дьявол, и как  назвал его Бог, сойдя на землю в образе БогоЧеловека Иисуса Христа: «отец лжи» и «человекоубийца от начала».
       Можно представить себе в современных образах что это такое, «дерево познания добра и зла». Представьте себе школу, где учеников обучают не только тому, как правильно решать задачу, но и тому, как обмануть учителя, подсунув ему заведомо ложное решение. Что же это были бы тогда за дети?!  Однако посмотрите, разве не так же происходит формирование  современного человека? Открыто ему проповедуются добрые и прекрасные истины и в то же время скрытно, либо через каналы окружения, ему преподносятся ложь, ненависть и способы манипуляции над себе подобными.  Итак человек после первородного греха являет собой существо, носящее в себе самоотрицание: способность воспринимать не только добро, но и зло.
       Выбрав для себя способ существования через познание и добра и зла одновременно, человек таким образом выбрал и способ существования своей натуры, натура же передается по наследству. «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7,24), - восклицает ап.Павел, видя непосильность этой задачи для человека. Но тут же отвечает: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.7, 25).
       Да, Господь  Бог и Спаситель наш Иисус Христос через Страшные  муки Свои, Крестную Смерть, Светлое Воскресение  и Вознесение Свое на Небо даровал нам через веру в Него благодать не только быть свободными от генетического наследия греха, совершенного первородным человеком, ("первородным грехом", как называет его теперь теология), но и живя в мире, «лежащем во зле», проводить жизнь уже без рабства греху, живя истинной жизнью в Боге через живую жизнь с живым Господом и Богом нашим, Иисусом Христом. Аминь.