Умер человек

Николай Зиновьев
               
    Умер человек… Прямо в нашем подъезде. Увидел сосед, который рано уходит на работу, лежит человек, то ли живой, то ли нет. Позвонил в милицию.  Довольно скоро приехали и милиция, и скорая помощь. Зафиксировали смерть. Меня и одного соседа пригласили в качестве понятых.

Мы вышли, посмотрели. Да, на площадке между лестничными маршами, лежит труп. Человек был не старый, лет между 50 и 60. Следов насилия не видно. Видимо, еще, будучи в сознании, голову успел положить на нижнюю ступеньку, вместо подушки, хотел отдохнуть.

 Зима, на улице крепкий мороз. А здесь батареи отопления. Одежда поношенная, но не рваная. Обувь: ботинки старые, поверх которых были натянуты синие медицинские бахилы, но уже рваные. Зачем? Тепло они не держат и против скольжения не помогают. Затем приехала карета, труп завернули в пленку и увезли в морг. Причину и обстоятельства смерти более подробно установят специалисты.

  А я задумался о жизни и смерти. Ведь они всегда рядом. Как в одном стихотворении: «мы с Тамарой ходим парой». Где грань между ними? Знали бы, никогда не переходили бы эту грань. Хотя нет, не никогда.  Каждый человек когда-то эту грань должен  перейти. Кто раньше, кто позже. Кому как на роду написан. Вот сегодня передали по радио: в Англии в возрасте 108 лет умер ветеран двух мировых войн. К сожалению, имя не запомнил. Наверное, были и ранения, но, тем не менее – 108 лет!  Надо же!

  У каждого  своя судьба. Кому суждена долгая жизнь, кому чересчур короткая. Кому как на роду написано. Недаром в Библии сказано: «каждому своё». Интересно, как каждый человек проживает свою жизнь.

  У одних, она короткая и яркая и имя его остаётся в веках, у других «имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», у третьих,  долгая жизнь в трудах и заботах. У четвёртых, пришёл-ушёл, никого и ничего  после себя не оставил и никто его не запомнил.

  По мнению мудрых людей: «На этом свете надобно уметь – достойно жить и славно умереть». Как прожить жизнь, каждый решает для себя сам. А вот, когда и как умрёт, человек, кроме самоубийц, сам не решает и не знает, где застанет смерть: «в постели, в самолёте иль в бою, нам суждено окончить жизнь свою». В этом его счастье.

  Вернёмся к нашему случаю. Кем он был, как прожил свою жизнь, мы не знаем и никогда не узнаем, но вот  последние дни его жизни, надо полагать, были не очень достойны. Хочется верить, что уснул и умер во сне без мучений. Такая смерть для него благо.

  Где-то я читал,  что на воротах кладбища в Италии есть надписи: " МЫ были - кто ВЫ есть. ВЫ будете -  кто МЫ есть". Я за свою жизнь ничего гениальнее этой истины не встречал.

  Для захоронения "без церковного пенья, без ладана, без всего, чем могила крепка" (по Н. А. Некрасову) таких неопознанных трупов, если не найдутся родственники, на кладбище отведены специальные места.

Прощайте все проблемы! С жизнью покончены все счёты!