Чихара -сердце поселка, наша душа

Зинаида Малыгина
Чихара- сердце поселка, наша душа.


Чихара в переводе с японского означает
тысяча и живот. «Хара» для японцев
больше, чем живот. Этот термин
больше близок к душе, к жизни.
Из сообщения выпускника нашей школы Райденкова А. Япония.


Прочитав это сообщение, меня мгновенно осенила мысль, что в названии сопки Чихара заключена некая восточная мудрость, связанная с душой человека и, естественно, с его жизнью. Поэтому не случайно, что эта, на первый взгляд, невзрачная сопочка и сегодня является неким для нас всех символом и напоминанием о том , что существуют священные, святые , исторические, да и просто заветные уголки, где человеку было когда-то хорошо, где он находил отдушину для своей подчас усталой души и наполнял энергией свое усталое тело, или на вершине ее мечтал о своем будущем. Таким местом, для кого-то заветным, для кого-то священным, а для кого-то и романтическим, была для всех нас "невзрачная", по мнению Владимира Михайловича Кривошеенко, но с любовью к ней сказанная, "сопочка Чихара.." Поэтому значение Чихары в поселке больше, чем просто сопка на въезде и на выезде из него.
Сегодня Чихара обросла легендами и приковала к себе внимание своим загадочным наименованием. Она, некогда созданная Богом, тревожила и тревожит умы и рождает вокруг себя десятки историй. Историй самых разных, самых противоречивых, самых загадочных. «В наименовании невзрачной сопочки» Чихара» есть какой-то скрытый смысл и, к большому сожалению, не совсем понятный . Безусловно, слово Чихара –совсем не местного происхождения. Предполагаю, что в названии скрыта японская абривиатура. С чьей подачи пошло ее название. Вот вопрос? Но , увы, герои умерли, остались легенды»- писал Владимир Михайлович Кривошеенко в своем сообщении, присланном им на форум »Чихара».
Она приковала и мое внимание. И я сегодня могу сказать себе , что Чихара – это не просто невзрачная сопочка нашего поселка, -это наша жизнь, это наша Ступа. Для всех нас она в поселке была тем священным местом, где скрывалась вселенская тайна ее души- хары с ее чи - тысячами магических импульсов, воздействующих уже на наши души. Самое парадоксальное, что я никогда о происхождении ее названия ,живя в свое время в поселке , и не задумывалась, хотя легенды о ней существовали, и я их знала. Но они тогда не волновали мое воображение. Чихара да и Чихара, сопка да сопка, каждодневно напоминавшая о себе своим присутствием, находясь почти в центре его . Легенды, рожденные временем о ней, тогда растворялись за проблемами текущего дня. Тайна ее названия для меня оставалась за семью печатями. Хотя возникало любопытство по поводу ее загадочного названия. А местные художники, тем временем, увековечивали ее на своих полотнах. Усть-омчугские дилетанты пера во все времена писали о ней стихи. Любители- фотографы запечатлевали ее на своих снимках. А мои ученики в мини-сочинениях на уроках русского языка рассказывали о своих любимых уголках на ее вершине и незабываемых зимних катаниях . А отчего столько внимания ей? Да потому, что ее «хара» с ее «чи», я понимаю это только сегодня, несла и несет память детства, молодости, нашей судьбы, навсегда связавшей нас с Севером, с его уникальной природой, и ,конечно, с Усть-Омчугом, куда гармонично вписалась эта невзрачная сопочка . Несмотря на то, что она и в географическом положении сегодня очень далека от меня , но, тем не менее, она с мной, она в моей памяти, как одно из дорогих моему сердцу мест Усть-Омчуга..
Смотрю на фотографию, сделанную с высоты Белых камней в сторону поселка, и взгляд невольно останавливается не на доме, в котором мы жили, хотя он мне тоже дорог, а на том форпосте, который своим величием первозданной природы затмил небольшой уютный поселок, взгляд останавливается на Чихаре. Рядом с Чихарой Лысая. Ловлю себя на мысли, что Лысая совсем не притягивает меня своим вниманием. А на местоположении Чихары в поселке взгляд задерживается сразу. Маленькая , удачно вписывающая в ландшафт поселка, сопочка, как вечный часовой у его ног , как сердце его, как дорогой талисман . . С северной и южной сторон и сопку, и поселок взяли в кольцо две реки - Детрин и Омчуг. Их воды наполнили обитание поселившихся жизнью. Поэтому не случайно, первые дома и улицы частного сектора поселка были построены по побережью Детрина неподалеку от Чихары. А в семидесятые годы уже улица Мира начала отсчет своих домов на берегу Омчуга. В любом случае поселения пошли от сопки. И как подтверждение этому- улица Магаданская и Боны. Удачное в географическом плане расположение Чихары в поселке было очевидно.
На самом деле, Чихара была, да и думаю есть, для всех нас тем местом, где любили уединяться влюбленные, где зимой семьями катались на санках, где в мае всей школой в распадке между ней и Лысой школьники мешками собирали брусничный лист для лесничества, где летом можно было с ее самой высокой точки полюбоваться панорамой поселка, а осенью – полакомиться спелой брусникой .
Я помню в первый год нашей жизни в поселке, как только сошел снег, мы всей семьей полезли на самую ее вершину. Карабкались не с пологого склона, а ползли по той альпинисткой тропинке, или еще ее называли лестницей, которая, как предполагают, была сделана еще заключенными. Сбоку от лестницы, на вершине сопки, прямо на западном ее склоне скалы, была выдолблена площадка. Она и была тем уникальным местом на Чихаре, где бывал каждый житель поселка.. Говорили, что на этой площадке можно было часто встретить влюбленных. То ли они давали друг другу обет верности, то ли просто признавались впервые в любви, то ли строили планы на будущее,- все эти секреты хранила она, верная и преданная душа нашего поселка, имя которой было дано Чихара.. Поэтому и имела место одна из легенд, что Чихара – сопка любви. А любовь, жизнь, душа - являются божественным творением, как и сама Чихара.
А еще за этой легендой ходила другая. Вновь приезжим советовали обязательно сходить за «пропиской» на Чихару. Думаю, что в этом ритуале тоже заключался символический смысл. Увидеть панораму поселка и полюбоваться очарованием колымского пейзажа с высоты птичьего полета, ощутить в своей душе волнение от увиденного, объять необъятное , протянув руки навстречу солнцу, и слиться в едином порыве радости и счастья с природой, наполняющей в этот момент тебя энергией жизни. Думаю, в этом необыкновенном внутреннем ощущении души и заключался тот магический ритуал твоей прописки на северной земле. Стоя на этой наскальной площадке, ты на какое-то время задумывался над тем , что и твоя судьба возможно на долгие годы, а может и на всю жизнь будет связана с тем, что тебя окружает. Ты понимал, что будешь не только очевидцем происходящего в поселке, но и, возможно, живой легендой его.
Каждое утро Чихара приветствовала всех идущих на работу, в школу, детский сад. Хотели мы смотреть в ее сторону или не хотели, наш взор невольно задерживался на каком –нибудь из ее уголков. Она требовала нашего внимания независимо от местоположения нашего тела. Не придавая значения этому ритуалу, мы все приветствовали ее , пусть даже не самым доброжелательным кивком головы. Чаще делали вид, что мы просто не замечали ее присутствия в нашем поселке. А она не обижалась на человека. Она своевременно давала понять ее жителям о смене времен года. Я любила смотреть на нее из окна своей квартиры с высоты пятого этажа, как любят смотреть на зажженную свечу. Наблюдать, как она меняется с приходом весны и осени. Думать о вечности пребывания ее на этой земле. С горечью вспоминать тех, кто покинул этот чудный мир, так и не познав полноту его счастья, радости и ощущения красоты . А я , глядя на это Божье созданье, строила планы на лето, на жизнь. Я продолжала жить, несмотря на проблемы в семье и работе, несмотря на болячки, которые тогда коварно подступали ко мне. А Чихара, как напоминание о Вечности, давала материал моему подсознанию для следующих размышлений.? Размышлений самых разных…
А жизнь на Чихаре при этом шла своим чередом независимо от моих раздумий. В марте месяце пологий склон сопки , сливающийся с Лысой, собирал и взрослых и ребятишек. Катались все. Кто-то съезжал на картонке, кто-то на фанере, но, безусловно, адреанолин от быстрого спуска не только разгонял кровь, но и кружил голову от страха. На некоторых участках скорость была такая, что ты уже мысленно прощался с жизнью. Иногда заносило в сторону, и страх влететь в дерево и наколоться о сучок лиственницы был очевидным. Крик, визг, смех – гулким эхом отдавался на сотни метров в сторону улицы Магаданской. Счастье, радость, азарт можно было видеть на лицах катающихся.
А в конце апреля мы ходили за первыми подснежниками. На Чихаре они появлялись раньше, чем где-либо. Они, действительно, на ней были первыми. Посланники весны, они гордо держали свои бледно - сиреневые головки на своих хрупких стебельках.. Полностью не раскрывая своего солнечного бутончика для человеческого глаза, подснежники под своими бархатистыми лепестками скрывали всю свою прелесть весеннего пробуждения. Вестники весны, первые цветы солнца, они наполняли нежностью своего очарования наши души после зимней спячки. Этот цветок напоминал мне о том, что жизнь снова обретает свой смысл, и восхищение красотой ее первого цветка и его живучестью, несмотря на последние весенние морозы, брало верх над серым бытием моего существования.
А в конце мая Чихара встречала внезапно высадившийся десант по сбору брусничного листа. Крик, смех, говор на самых разных ее участках внезапно нарушал ее спокойное существование. Доверху наполненные мешки с брусничным листом для лесничества были результатом этой необычной вылазки. А в мешках было собрано ребятами самое лучшее лечебное средство для лечения почек.
Но Чихара хранит и грустную историю. Существует легенда, связанная с гибелью летчика именно на Чихаре. Сорок с лишним лет назад о сопку разбился то ли маленький самолет, то ли вертолет, которым якобы управлял летчик-грузин по фамилии Чихару. Возникает несколько сомнений. Почему у грузина негрузинская фамилия? И с какой стати вокруг нашей сопки  Чихара в прессе мелькает еще одно известное имя, имя Героя Советского Союза Чихарева Николая Васильевича. Уж не в честь ли него названа неприметная колымская сопочка? Хотя могу допустить, что в советское время любили увековечивать героев названиями улиц, школ, пионерских дружин. Но не сопочкой же, да еще находящейся на краю земли. Да и Чихарев родом из Тюменской области. После войны учился в Саратове. Служил в органах милиции до 1959 года. Какое отношение он имел к Усть-Омчугу? Тем более- к сопке Чихара. Вот вопрос...
А еще Чихара была свидетелем безобразного действа учеников нашей школы. В период горбачевской перестройки на день рождения Гитлера ученики нашей чапаевской школы водрузили фашистский флаг со свастикой на ее самой высокой точке, недалеко от той площадки, которая считалась на Чихаре заветным местом. . Не знаю, на что рассчитывала четверка парней во главе с Колей Малеевым. Думаю, что мотив был один - выделиться среди толпы и обратить на себя внимание. Они были разгильдяями, но не были поклонниками фашизма. Они и в милиции толком не могли объяснить, для чего они так жестоко и глупо »прикололись» Я помню поселок долго гудел от увиденного. А бедная Кривко Наталия Анатольевна, их классная руководительница, долго писала характеристики в разные инстанции на своих недозрелых отпрысков и оправдывалась перед чиновниками за их неуместную выходку. Неравнодушным к происшедшему был и класс. Я помню, как девчонки плакали, да именно плакали, таким образом, выражая свой протест вандалам . Но пусть этот случай останется на совести Коли и его друзей. Что было, то было.
А наша невзрачная сопочка продолжала нести жителям поселка и мне радость, любовь, красоту и ощущение жизни. Какая- то тайная духовная сила приковывала мое внимание к ней во все времена года. Весной, наблюдая за ней, я испытывала радость в своей душе. Радость от пробуждения жизни в природе после сурово холодной, надоедливо долгой зимы. В конце апреля она восхищала меня первозданностью и нежностью своего первого подснежника, робко появившегося на ее солнечном склоне. В начале июня удивляла своей лиственницей, проснувшейся за одну ночь после затяжной весны. Изумрудный цвет нежных иголочек лиственницы не только радовал мой глаз, но и давал установку на самореализацию планов на жизнь. Мохнатые лапочки чуть приспущенных книзу ее развесистых веточек наполняли ароматом все пространство Чихары. Кружило голову не только от подъема на сопку, но и от этого крепкого лиственничного запаха, которым был наполнен воздухе в эти дни . Летом, в жаркие июльские дни, любила просто полежать на брусничных полянках. Хотелось вобрать в себя все тепло этих мягких живительных островков, разбросанных по ее южному склону. Иногда с нетерпением ждала золотой осени, как сказал поэт, той осени, что дает «очам очарованье.» Во время сбора ягод в сентябре с удовольствием вдыхала в себя целебный запах брусничного листа, уткнувшись носом в одну из ее полянок. Этот запах все еще стоит в моем подсознании. Запах осеннего брусничного листа. А зимой, съезжая на пятой точке по ее левому склону, боролась со своим страхом. Открыв глаза почти у ее подножья, я праздновала победу, победу над собой, при этом получая от этого спуска хорошую порцию адреанолина.. Так что Чихара для меня больше, чем просто маленькая невзрачная сопочка.
И жаль, что Чихара сегодня не встречает вновь приезжих, как это было раньше. За эти годы она проводила тысячи своих земляков – кого на материк , а кого , как это не грустно, в последний путь. Она вобрала в себя грусть всех уехавших навсегда и горечь потери по покойным нашим землякам своим восточным склоном чуть приспущенных книзу веток лиственницы. И сколько бы ни прошло времени, а она, эта, невзрачная, на первый взгляд, сопочка, живет, и будет жить в моей душе, как напоминание о заветном, дорогом и все-таки красивом уголке нашего поселка.


22 марта 2007 года.