Прощание с бабушкой Зоей

Лидия Вакина
Царствия небесного у Христа Бессмертного, Царя и Бога нашего молитвенно просим.

Под сводами украшенной лепниной стен и прибранной к Пасхе церкви звучит печальное стройное "Аллилуйя", сопровождающее чтение 17-й кафизмы. Благоухает и клубится дивным ароматом ладан. Отпевают и провожают в путь всея земли светлого и кроткого человека - Зою Георгиевну.

-« Целуйте меня последним целованием» – от лица усопшего поет хор.

 Отдать с любовью последнее целование приступают девять священнослужителей - все они близкие родственники усопшей. Подходят сказать последнее: - «Прости» родные, прихожане. Таков итог жизни истинной христианки, труженицы, молитвенницы. Для прощания с дорогим человеком родных несли на крыльях самолеты , мчались после трудов в храмах автомобили, ехали в детских колясочках правнучата.  Достойные проводы в вечность достойного человека.

       Мне Господь дал не долгую  радость общения с бабушкой Зоей. После вечерних служб, иногда вместе возвращались домой, благо, что нам по пути. Она опиралась на предложенную мной руку, и прикосновение ее было каким-то невесомым, почти бесплотным. При явной телесной немощи она была человеком, имеющим ясный ум, твердую память и снисходительную любовь к молодым, сочувствие к их трудам, ритму жизни. Терпела свою немощь без ропота.

В шутку говорю ей:
- «Ну вот, сил нет идти, лошадь-то взяла бы с собой, все полегче (шутливо называя так палочку для ходьбы)».
А она мне в ответ:
- «Так силы-то в руках нет ташшить палку».

Рассказывала поучительные эпизоды из жизни прошлых лет, ровно и ненавязчиво, подтверждая  истинность священного писания и предания. Помнится ее рассказ о том, как Господь умудряет слепцы:
-« Мы жили раньше на Урале в  деревне. Рядом жила женщина, абсолютно слепая. Она была человеком верующим. Церкви у нас не было. На службу в праздники и воскресные дни приходилось ездить автобусом в районный центр. Бывало, что автобуса и не оказывалось в нужное время, чтоб вернуться домой. Тогда все возвращались пешком. И слепая богомолка возвращалась одна, идя впереди всех быстрым шагом, каким-то чудом узнавая  не близкую дорогу. Идет легко, вроде , как и земли не касается. А белье начнет стирать и как-то угадывает темные вещи и белые и никогда не путает. Настирает чисто, как и с «глазами» хозяйка не выстирает. Вот верно в писании сказано:- « Господь умудряет слепцы…»

 И вот такие нехитрые рассказы, пронизанные верой и христианской практикой жизни, были бесценными жемчужинами опыта православной жизни. Расспрашивать бы, записывать бы, собирать бы их по крупицам. В память, в назидание, во спасение.

    Бабушка Зоя лежит в домовине, слаженной с любовью умелыми руками сына и внука без цветочной мишуры, искусственной мертвечины венков. Горят свечи ,и хор печально и стройно поет Вечную память.
Царствия небесного у Христа Бессмертнаго, Царя и Бога нашего молитвенно просим для тебя, дорогая наша бабушка Зоя.
        март 2010г.