О страдании и наслаждении-3

Разномыслие
Когда происходит негативная ситуация, к человеку приходит страдание. Кажется, что причиною страдания является ситуация, а на самом деле причина ситуации - страдание. Ситуация лишь обнаруживает, проявляет гнездившееся до поры в душе страдание. Хорошо, а что же тогда является причиной страдания? Отсутствие блага. А почему оно отсутствует? Потому что мы не готовы им владеть. А что значит быть не готовым владеть? Это значит поставить данное благо на место Бога и поклоняться ему. Итак, в конечном итоге, негативная ситуация есть сигнал о том, что мы благо, которое способно освободить нас от страдания, готовы поставить вместо Бога. И что же делать? Терпеть страдание и ждать, пока душа через страдания отрешится от блага. Таким образом, Бог через зло отрезвляет нас. Зло способно упразднить лишь добро, благо. И, значит, мы нуждаемся в нём. Благо - даёт Бог. И если мы откажемся от блага... А кто от него отказывается? Кому вообще может это прийти в голову? Только по великой гордости мы способны оттолкнуть от себя благо и предпочесть остаться со страданием. А между тем только через использование блага в своей жизни мы и получаем наслаждение. Блага и даются для того, чтобы мы ими пользовались. Отсутствие блага приводит к страданию. Страдание заставляет благо искать. А благо даётся только отрешённой от него душе. Вот как раз зло и отрешает душу от блага. Мы не можем овладеть благом, пока не отрешимся от него. И - самое главное - мы сами это благо будем отталкивать от себя - по гордости. А гордых Бог лишает разума. Вот почему, даже ощущая сильную потребность в благе, мы зачастую делаем всё, чтобы его потерять. Так, влюблённый может совершать глупые и обижающие любимого человека поступки и ничего не мочь с собою поделать, как бы впоследствии он и не сожалел о содеянном. А почему он так поступает? Это Бог попустил ему впасть в безумие - за гордость. И он сам от себя отталкивает любимого человека, потому что ещё не готов наслаждаться этим благом, ибо ставит его выше Бога. Вот ведь парадокс: человек всеми силами стремится к благу - и теряет его. И не понимает, что именно гордость его и заставляет его помимо воли отталкивать от себя благо. Благо - вот оно, возьми и наслаждайся. Ан нет - сделаю всё для того, чтобы остаться без блага - со страданием. Разве это не безумие? Значит, надо прийти в себя. Это первое. Второе: надо понять, что через внешний разрыв лечится внутренняя зависимость. Разрыв с благом - это зло. Принимай это зло как отрешение души. Сколько оно длится, столько и принимай. Время не имеет значения. И пойми, что не ты сам создал это благо, а Бог тебе его дал. И если так получается, что ты стал его отталкивать от себя, значит, впал в безумие и зависимость. И ещё интересная мысль. Наверное, всё-таки, мы можем как угодно любить и наслаждаться благами, даже привязываться к ним. Бог многотерпелив. Проблемы начинаются тогда, когда в сердце возникает гордость. Ведь именно из-за гордости мы от себя и начинаем отталкивать благо.

Пока длится зло в любой его форме (ситуация, искушение, помыслы, негативные эмоции, страдание и т.п.), всё это время происходит отрешение души от добра, блага. Ибо только владея конкретным благом можно упразднить конкретное зло. Если бы мы владели этим благом, то и противопоставили бы его злу. А если зло не упраздняется, не смотря на все наши усилия, значит, не владеем. И здесь важно то, что мы сами можем сократить время терпения зла, если, терпя, будем принимать зло, как отрешение души от нужного блага, подготавливающее душу к овладению им, и благодарить Бога за это страдание. Пока душа не отрешится от блага, человеку это благо не даётся. И чем больше мы внутренне противимся злу, хотим справиться с ним своими силами, тем больше мы внутренне напрягаемся (что выражается в депрессии, тревоге и проч.), тем дальше мы отодвигаем в будущее время, когда сможем овладеть нужным благом. Здесь речь идёт о внутренних страданиях, выражающихся как негативные помыслы и эмоции. Ведь, по сути, любая негативная ситуация поднимает со дна души весь хлам в виде отрицательных мыслей и эмоции, которые и нужно перетерпеть. Ситуация - не причина того, что хлам выплыл к осознанию. Он гнездился в душе. Чтобы преодолеть это и нужно новое благо в форме новой мысли и эмоции, которых мы не находим в своей душе. И только Бог может их дать. "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей". Пока не созиждется новое, не прекратится и старое. И только Бог - причина этого блага, которое Он нам даёт. Какое именно благо должно войти в нашу жизнь - неизвестно нам. Но это обязательно будет то благо, которое упразднит наше конкретное зло. Видишь помыслы страха, смущения, уныния, негодования, мести и т.п.? Принимай их, как отрешение души от нужного блага. Так и Бог всякое зло попускает к благу тех, кто его терпит. Ибо Бог лучше знает, чем мы готовы владеть, а чем ещё нет.

Зло нельзя оправдать, и, значит, зло нельзя объяснить. Для терпящего зло оно есть повод к нравственному совершенству. Для творящего - повод к отвержению им Бога. Но почему он делает зло, это - за  рамками объяснений. Ведь это зло он мог и не делать. Зло не имеет сущности, и, значит, не имеет причин, а потому не может быть ни оправдано, ни объяснено. Поэтому понять, почему происходит зло, нельзя. Кто это понял, тот впал в прелесть. Зло можно только упразднить. Добром. Найти причины зла - значит захотеть их уничтожить, а поскольку у зла нет сущности, то уничтожить можно лишь добро. Поэтому зло нуждается не в уничтожении, а в преображении.