О страдании и наслаждении-1

Разномыслие
Внешние причины страдания - неважны. Важно само страдание. Ведь подлинная причина страдания - отсутствие блага. А страдание - отрешает от блага. Страдание будет длиться до тех пор, пока не обретётся благо. Потому что без блага невозможно нормально жить. И Бог нам даёт благо, чтобы мы могли наслаждаться. И страдание обнажает потребность в благе, которое нам приготовил Бог. Так что страдание - это первый признак того, что Бог любит нас, поскольку приготовил благо.

Угрызать, винить себя за зло - это не покаяние, а признак гордости. Если зло происходит, пусть даже ты сам его делаешь, оно не то, чтобы должно быть, но должно быть страдание, которое отрешает от блага. Т.е. сделанного зла могло и не быть, но страдания в данном случае - не может не быть. Например, тебя оскорбили и ты ответил на зло. А мог не отвечать. И если бы не ответил - ведь всё равно страдал бы от внутренних переживаний обиды. Но это зло оскорбления попустил Бог. Зачем? Потому что приготовил какое-то благо, через которое мы обретём наслаждение. Вот почему и винить себя (или другого) за то, что ты страдаешь и даже за то, что не сумел скрыть своего страдания и заставил страдать другого, оскорбив его, - признак гордости. Значит, отучаясь обвинять себя, мы тем самым лечимся от гордости. И не надо бояться прекращать осуждать себя. Ибо этот страх - тоже от гордости. Мы вовсе не станем постоянно поступать по-злому, если прекратим угрызать себя. Наоборот, мы потому и не можем одолеть своих страстей, что угрызаем себя за них.

Когда приходит период страдания, главное - внутренне не сопротивляться ему, т.е. говоря языком аскетики - смириться. А как проявляет себя сопротивление? Допустим, не удовлетворилось желание и, естественно, пошло страдание. И сопротивлением ему будет: ропот, претензии, поиск виноватых, мысленное удовлетворение желаний, попытка получить удовлетворение незаконно (например, если жена отказывает в близости - удовлетворение у любовницы или онанизмом), обвинение других или себя, и прочее. Важно в это время убеждать свою душу не сопротивляться, ибо сопротивление пролонгирует страдание.

Т.е. сопротивление - это попытка облегчить свою муку, связанную с неудовлетворённостью. А что на самом деле упраздняет страдание? Только наслаждение через овладение конкретным благом. Таким образом, сопротивляясь, мы находим некое облегчение страданиям, но это - паллиатив, самообман, да к тому же такое облегчение увеличивает время страданий. Самое сложное здесь - научиться не перекладывать ответственность на себя, т.е. не облегчать свое страдание за счёт угрызения себя. Так же нельзя это делать и в отношении других. Да-да, угрызая, обвиняя себя, мы просто пытаемся облегчить своё страдание, типа, вот она - причина, и это - я, а теперь - ату меня, трави, как волчонка!

Фактически вся наша задача и сводится-то к тому, чтобы во время страдания не сопротивляться ему тем или иным образом, уговаривая, убеждая свою душу не сопротивляться. А уж отрешение души происходит как бы само собой, вне зависимости от прилагаемых нами волевых усилий. Вот именно, душа отрешается не напрямую, а опосредованным образом - через наше несопротивление страданию.

Запомни: любое сопротивление - это незаконное удовлетворение, попытка облегчить боль. А потому - не сопротивляйся!

Как принимать страдание? Наша задача - просто внутренне не сопротивляться, когда мы проходим через период страдания. В это время нужно убеждать свою душу не прибегать к способам защиты от страдания, ибо от него может защитить лишь благо. Фактически вся наша задача и сводится к тому, чтобы удерживать себя от сопротивления. Это и есть принятие страданий. Для этого нужно:

1.Не обвинять себя. Ибо, обвиняя себя, мы тем самым находим причину страданий, на которую перекладываем ответственность и - хотим уничтожить. И это самоуничтожение проявляет себя как уныние, депрессия и проч. На самом деле причина страдания - отсутствие или же потеря блага, от которого страдание отрешает, и это отрешение надо принимать, а не бегать за благом и не обвинять себя в том, что благо отсутствует. Найти причины страданий и зла - значит захотеть их уничтожить, а поскольку у зла нет сущности, то уничтожить можно лишь добро. Поэтому страдание и зло нуждается не в уничтожении, а в преображении.

2.Не обвинять других людей, обстоятельства, судьбу и проч.

3. Мысленно не удовлетворять желаний.

4.Не собеседовать с разнообразными помыслами (обиды, раздражения, мести, вины и проч.), которые в это время теснят сердце, ибо эти помыслы - попытка души облегчить страдание.

5.Не искать облегчения душевной боли.

6.Принимать страдания - безо всяких условий и оговорок.

7.Непрестанно благодарить Бога за попущенное им страдание, ибо оно отрешает душу от приготовленного Им для нас блага.

Всё это необходимо неутомимо делать, пока длится страдание.