Цветы запоздалые

Ульяна Яворская
Здравствуйте, уважаемые!
   Наконец-то появилась возможность поговорить о детской литературе. Все были когда-то
   детьми, сейчас кто-то родитель, кто-то дедушка или бабушка. Во всяком случае, детские
   книжки читать приходится, давно вырулив из нежного возраста. Для начала хотелось бы
   узнать, какую литературу Вы предпочитаете покупать или брать в библиотеках для детей,
   какими критериями отбора руководствуетесь? Это вопрос первый.
   Второй касается Ваших детских воспоминаний относительно школьной программы по
   литературе. Мне, например, хорошо помнится, с какой неохотой я читала "Хамелеон"
   Чехова, "Отцы и дети" Тургенева, "Мертвые души" Гоголя. "Мертвые души" по программе
   изучались в пятом классе, и я, в общем-то неглупая и всегда легко успевающая по всем
   предметам девочка, просто через силу вымучивала главу за главой. Хорошо, что в
   домашней библиотеке имелась огромная, подаренная за золотую медаль отцу книга с
   совершенно волшебными картинками, и я с упоением вгрызалась и в "Вия", и в "Носа", и в
   "Сорочинскую ярмарку". Не будь этого фолианта, Гоголь был бы отодвинут еще лет этак
   на пяток, а может и больше. Меньше повезло Тургеневу. Воспоминания о рассуждениях
   Базарова и Кирсанова вводили меня в ступор, потому как ребенком мне они были
   совершенно непонятны и неинтересны. На мой аполитизм в школьные годы давила
   пионерская совесть и сознание отличницы, а потому «через не хочу» приходилось
   интересоваться общественными взглядами главных героев. Это потом я узнала, что
   Тургенев пишет совершенно чудные вещи. «Вешние воды» были прочитаны куда позже, в
   студенчестве, и чем не произведение для воспитания подлинных чувств у
   старшеклассников? Но нет, мы наблюдали за треугольником Рудин—Наталья—Волынцев,
   отслеживая по подсказкам учебников состоятельность и несостоятельность героев. К чему
   было отвращать детей от бессмертных трудов классиков? Да-да, понятно – воспитание в
   духе патриотизма и идей правящей идеологии. И, наконец, мой любимый Чехов,
   совершенно не виновный в том, что ученица ни в какую не хотела читать что-
   либо помимо школьной программы, объевшись невкусным в то время для нее «Толстым и
   тонким», например. Лишь спустя годы, как цветы запоздалые, в одноименном произведении
   великого классика, посыпались милые сердцу те же «Цветы запоздалые», «Дама с
   собачкой», «Анна на шее», «Душечка» на придавленную общественно-политиче­скими­
   нагрузками и устойчивой моралью душу. Как пишет человек-эпоха известная поэтесса
   Инна Лиснянская: «Скучно мне было. Печально. Особенно на уроках литературы. К Пушкину
   до десятого класса не могла прикоснуться. Так они мне его отравили - с самого начала\".

   Вот ссылка на весьма любопытную статью, где затрагиваются некоторые вопросы, которые
   попыталась поднять я http://www.lgz.ru/article/4887/

   Обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы
          http://www.websib.ru/education/normbasa/letter974.htm
   
   
   Конечно, в Министерстве Образования сидят, несомненно, умные дяди и тети, грамотные и
   хорошо подкованные в вопросах школьного образования, но я повторю, что излагаю
   сугубо СВОИ детские впечатления. Каждому овощу свое время. Ни к чему кормить
   недозрелое детское восприятие хорошей, умной литературой, но, увы, непонятной ему в
   силу возраста. Это вызывает лишь отторжение и нежелание прикасаться к ней долгое
   время. Хотя судя по последним событиям, наших детей и вовсе решили освободить от "лишней" нагрузки по литературе и другим предметам. Программу изменить мы не можем, но дать своим отпрыскам мало-мальские основы
   культуры и все же попытаться привить им любовь к чтению классики – в наших силах. Не
   нужно хмурить брови, мое мнение – это лишь мое, оно не претендует ни на что, а
   является подводкой к вашим высказываниям и впечатлениям.