Про гадюк, жаб, прекрасные цветы и

Оксана Колабская
                драгоценные камни


Маленький  газетёнок Тиша и его друг мальчик Андрейка вновь встретились  у Андрейки в комнате. Как вы помните, газетёнок иногда прибывает к Андрейке в гости в сумке Андрейкиной мамы, которая работает в редакции, пишет статьи и выпускает газету. На этот раз друзья беседуют о силе Человеческого Слова.


- О, Тиша! – радостно вскричал Андрейка, доставая своего друга из маминой сумки. – Как хорошо, что ты сегодня ко мне прибыл! У меня столько вопросов накопилось!
- Осторожнее, Андрейка, ты меня уронишь! – Тиша сам был очень рад повидаться  с этим неугомонным мальчишкой.
- Почему ты так  долго не мог выбраться ко мне, Тиша? Ты совсем бросил меня!
- Ну, Андрейка, ты же знаешь…
- Конечно, знаю… - Андрейка с досадой посмотрел на Тишу  -  «В редакции было много работы,  выпускали срочный номер, и нужно было проследить, чтобы не было ошибок и опечаток»…   Так всегда мне говорит мама в самый нужный для меня момент! Ты, Тишечка, становишься, как взрослый…
-  Но ты пойми, Андрейка, ведь каждое слово имеет значение! Каждое слово…
Андрейка ухмыльнулся:
- Каждое слово?  Да что за ерунда! Если бы это было так, то всё, что люди говорят, сбывалось! Представляю, какой  бы  был  ералаш! –  Он даже отвернулся к окну… от негодования. Мама тоже так делает, когда Андрейка ей начинает доказывать, что упражнение по «русскому…» написано нормально,  и что два-три исправления не имеют никакого значения.
- Так оно и есть, Андрейка!  - Тиша ловко забрался на Андрейкину подушку, словно на вершину горы, сложил руки рупором и закричал, что было силы, словно звал на помощь.  – Так оно и есть! Каждое слово…  оно живое…  Пойми!
-  Ну, Тишечка, ты сам послушай, что ты говоришь! Слово оно что  - зверёк какой или насекомое? – Андрейка с усмешкой посмотрел на Тишу.
-  Ах, Андрейка, какой же ты у меня приземлённый человек! Ты веришь только в то, что ты видишь глазами. Но есть ещё и внутреннее зрение.
Андрейка задумался.
- Это что, у меня вот здесь глаза что ли? – Андрейка приложил руку к груди.
- Можно и так сказать.  Глаза души. Душа это жизнь. Человек без души  неживой.  Душа человеку дана Богом.  И она, как дитя Божие, стремится к Нему.
- Так вот почему так тяжело на душе, когда сделаешь что-то плохое…
-  А Слово, оно дитя Души человеческой. Насколько чиста душа от злых мыслей, настолько и слова добры и ласковы. 
- Ну да, и наоборот… - Андрейка отошел от окна. Он как-то совсем сник, осторожно сел на диван,  подтянул к себе колени, да так  и замер, обняв их руками.
- Эй! -  Тиша толкнул  Андрейку в бок. Тот даже не пошевелился.  - Ты что,   окаменел что ли?  - Тиша похлопал его  по коленке. - Очнись…  - Тиша не на шутку испугался,  забегал по дивану, схватившись за голову.  - Заколдовали… Заколдовали…   
Когда Андрейка, наконец, отвлёкся от своих тяжёлых мыслей, он  с удивлением уставился на своего мечущегося  в ужасе друга.
- Тиша, что с тобой? Кого заколдовали? Да скажи ты толком, что случилось?
Тиша только махнул рукой и бросил на ходу: «Не мешай, что ты можешь сделать?», но вдруг  остановился и долго  рассматривал Андрейку, словно в первый раз его видел.
-  Тиша, что-то не так? – Андрейка осторожно улыбнулся… на всякий случай.
Тиша  всплеснул своими  маленькими ручками и так захохотал, что даже Андрейка не ожидал от своего друга такого радостного, заливистого смеха.
 -  Ты меня больше так не пугай, Андрейка! Ты чего заколдовался? Камень камнем.
- Знаешь, Тиша, ты вот сказал про душу…  А ведь  из меня такие злые слова   иногда вылетают. Значит у меня душа…  чёрная!
- Да нет, ты же добрый человек, поэтому у тебя не может быть чёрной души. Но даже у самого доброго человека бывают чёрные мысли.
- Правда? Это всё действительно правда, Тиша?  Как хорошо…  - Андрейка с облегчением откинулся на подушку. – Фу-у-у! От чего тогда возникают эти самые чёрные мысли?  Были бы души у всех светлые, прозрачные, и не было бы тогда зла.
-  В том-то и дело,  Андрейка, что  есть два начала мира, две силы, которые постоянно борются между собой.
- Что это за силы ещё?
- Сам догадайся! В каждой сказке об этом говорится.
- Добро и зло, что ли?  Ну ты, Тишечка, даёшь! Это и младенцу известно.
- Известно-то известно! Но не каждый задумывается, что каждое его Слово наполняет  один из  шаров.
- Каких ещё шаров, Тиша? Да говори ты толком! – Андрейка в нетерпении стукнул кулаком о подушку, на которой восседал  газетёнок.
- Спасибо тебе, друг! Это чтобы я  полетал немного?
- Прости, Тиша! Я опять…
Тиша вздохнул и улыбнулся. Он не мог обижаться на Андрейку. Этот мальчишка всегда так искренен в своём раскаянии.
-  Один шар добра, а другой зла. Неужели не догадался сам?
- Нет… - Андрейка вдруг опять сник. – Это что, каждое моё плохое слово увеличивает шар зла?!
- Да, и не только слово, но и мысли. Как писал наш великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь: «Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку».
- Слово – подарок?.. Я даже об этом никогда не задумывался, Тиша!
-  Но ты не забывай, что и добрые слова и мысли наполняют шар добра. А у тебя их немало, Андрейка. Только не унывай!  Уныние пополняет…
- Злой шар! – Андрейка улыбнулся. - Какой же ты у меня умный, Тиша! Я так тебя люблю! 
- А ты знаешь, что добрый шар увеличился сейчас!
- Точно, Тиша! – Андрейка вскочил и начал плясать, словно папуас. - Тиша, я кое-что понял! Если ты совершил что-то плохое  - ты пополнил злой шар. И тогда может происходить что-то плохое…
-  И не только с тобой, но и в целом мире!
Андрейка остановился.
- Тиша… мне  страшно!  Неужели войны, землетрясения, всякие смерчи и засухи… тоже случаются по моей вине?! – Андрейка с ужасом посмотрел на Тишу.
Тиша умоляюще замахал руками.
- Ну нет… Андрейка! Ты не можешь отвечать за весь мир, за всех людей. Ты отвечаешь только  за свои слова и за свои поступки. Сделал плохое…
- Попроси прощения!   И если ты  попросил прощения, то…
- То это плохое лопнет…
- А добрый шар станет на одно прощение больше! Ура-а-а! – Андрейкина пляска продолжилась и её, уж точно,  слышали соседи.
- Андрей-ка! Анд-рей-ка! – Тиша кричал изо всех сил.
Андрейка, наконец, остановился и, шумно  отдыхиваясь, шлёпнулся на диван. Но, опомнившись, тут же вскочил. – Тиша, ты где?  Прости, прости, я не хотел…
- Да ладно тебе, я здесь,  - Тиша, улыбаясь, спокойно сидел на своей коронной подушке. 
Андрейка облегчённо вздохнул.
- Тиша, а откуда ты всё это знаешь?
- Сказки надо читать! Эх, ты голова!
- Сказки?! Что я маленький, что ли?
- Сказки читают не только маленькие дети. Сказки читают мудрые люди. Даже профессора!
- Профессора? А зачем им  нужны эти выдумки?
- Сказка –  народная мудрость. Сказка многому научить может. По сказке живи – и не ошибёшься. Сам посуди. Вот сказка Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» про что?
- Ну-у,  знаю я. Сказка как сказка. Мне раньше нравилась, когда я был вот такой малыш. А сейчас… Что я, девчонка, что ли? – Андрейка опять отошёл к окну. За окном мальчишки шумно и по-деловому строили снежную крепость. «Последнюю башню достраивают. Сейчас будет бой, самая настоящая осада! Вот бы…», -  думал он с завистью.
-  Андрей-ка-а! Андрей-ка-а! Ты меня слышишь? Да при чём тут девчонки? – Тиша спрыгнул с подушки и уселся на диван, свесив с него свои маленькие  ножки. -  Странный ты у меня всё-таки товарищ! А ты подумай! Если представить, что Дюймовочка, эта храбрая мужественная крошка, всё время стремящаяся к теплу и свету – душа человеческая? А?
Андрейка медленно повернулся.  За окном явно начиналось сражение.  Но Андрейке уже было не до него. Он с  удивлением посмотрел на своего  друга.
- Душа? Ну, Тиша…  Как тебе удаётся так всё повернуть, что всё по умному получается.
- Просто надо думать немножко, размышлять. Это очень простое и интересное занятие. Душа человеческая всегда стремится ввысь. Знаешь, как сказал наш  русский поэт Сергей Есенин: «Душа грустит о небесах». 
-  Да, здорово сказал. Значит, Дюймовочке было плохо в болоте  с жабами, которые только едят и спят, с жуками, которые  прогоняют тех,  кто не похож на них…
- Как же я люблю тебя, Андрейка! – Тиша похлопал по дивану своей крохотной ручкой, приглашая сесть рядом.
Андрейка, окончательно позабыв и о мальчишках, о крепости и о грандиозной осаде, кинулся на диван, осторожно протянул Тише свою руку, тот смело  сел к нему на ладонь и радостно улыбнулся.
- А что? Размышлять действительно интересное занятие, – Андрейка тоже улыбнулся.  – И, конечно, Дюймовочка не смогла бы жить у крота в подземелье… Бр-р-р… Ведь она такая… такая…  хрупкая!
-  Да, холодный  мрак  подземелья  для неё  невыносим. Она, как и душа человеческая, стремится ввысь к солнцу. И несёт её  небесная птичка  ласточка, добрая вестница, туда, в тёплый край, наполненный благоуханием прекрасных цветов. Помнишь? А ведь говорят, что птицы и цветы – это то единственное  в мире человеческом, что осталось от Райского сада, созданного Богом...
- Как ты интересно говоришь… - Андрейка притих. – Я даже не думал, Тиша, что сказка так о многом может рассказать!
- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! 
- Любишь ты, Тиша поговорками поучать!
- Поговорка не хуже сказки, дорогой мой друг. Вот послушай «Язык делу якорь. Язык с Богом беседует».
- Это что значит: что сказал – то и сделать надо?!
- Правильно, Андрейка! Такого человека, который умеет сдержать своё слово,  называют человек слова.
-  Гм, а ведь это не просто, Тиша, слово-то держать… Я вот, знаешь, сколько раз  обещал уроки вовремя делать. Сам себе обещал и сам себе позволял не делать… Значит я не человек слова?
- Если ты это понял и будешь стремиться стать таким человеком, то… Да не огорчайся ты так, Андрейка! – Тиша похлопал друга по  руке. – Давай-ка спать ложиться, уже очень поздно.
-  А расскажи мне ещё сказку, а Тишечка, ну, пожалуйста! – Андрейка так хитро посмотрел на газетёнка, что тот просто не смог удержаться и захохотал.
- Ну, Андрейка, и лис же ты! Всегда добьёшься того, чего тебе хочется.  – Тиша уютно устроился около Андрейкиной подушки, завернувшись в старенькое одеяло от  любимого  Андрейкиного медведя. Медведю в такие вечера доставалась часть Андрейкиного одеяла.  -  Слушай… Сказку эту написал Шарль Перро. Жила была женщина. И было у неё две дочки. Одна дочка ленивая и злая, а другая трудолюбивая и добрая. Однажды пошла добрая за водой. А к ней фея в виде бедной старушки подошла и попросила воды. Добрая дочка, конечно, дала ей напиться и ласковые слова сказала. И наградила её фея чудным подарком…
-  Каким?!
- Да ложись ты, а то не буду рассказывать!
- Я лёг уже, Тиша! Не издевайся надо мной! А то я лопну от любопытства! – Андрейка умоляюще сложил руки и сделал жалостливую физиономию.
- Ладно-ладно… Этого ещё не хватало! Что я буду делать без тебя, шалопая? Так вот… Когда эта добрая девушка говорила, то каждое её слово превращалось в драгоценный камень или цветок.
- Вот это да! А что со злой дочкой случилось?  Ведь  она за водой-то и не ходила, небось?
- В том-то и дело, что её матушка насильно отправила.  И эта злая дочка даже фее воды дала, но ласково она разговаривать не умела. Да и охоты не было учиться. Поэтому фея наградила её…
- Неужто фея и её наградила?! – Андрейка даже вскочил.
-  А ты как думал. Всем по заслугам. Каждое её слово превращалось…
- Ну! –  Андрейка вновь вскочил.
- А ты как думаешь? Во что может превращаться злое слово?
- Во что-нибудь мерзкое!
- Молодец! Каждое её слово превращалось  в отвратительную жабу или гадюку!
- Ужас какой! Это значит, когда я скажу что-то плохое, вот здесь прямо по моей комнате скачут жабы и ползают гадюки?!
- Значит так… Спи, Андрейка…  Спокойной ночи… -  медленно произнёс Тиша почти шёпотом. 
- Спокойной ночи, Тиша!
Тиша завернулся в одеяло и… пропал. Сколько ни звал его Андрейка, сколько   под подушкой ни шарил и сколько даже под кроватью ни лазил, ничего не добился.  Вдруг он огляделся и  обомлел!  Вся его комнатка была наполнена  благоухающими  прекрасными цветами и грудами сияющих  драгоценных камней…