Можно ли обсуждать Калининградский вариант?

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Обсуждать или не обсуждать Калининградский вариант?

      Мне кажется, так вопрос даже ставить нельзя. Речь идет о будущем нашего народа. Калининградский вариант выдвинут «Литературной газетой» на обсуждение для всей страны. Оттого, что мы откажемся от его обсуждения, этот вариант существовать не перестанет. Если он угрожает будущему нашего народа, мы должны выступить против него. Если он является спасением для нашего народа, мы должны его поддержать. Если мы не выработаем своего отношения к нему, то мы позволим тем самым решать этот вопрос другим. А мы при этом будем только пассивно созерцать.
      Собственно, обсуждение уже начато нашим обществом «Возрождение». Наш председатель Генрих Гроут, не спрашивая никого, не советуясь ни с кем из нас, выступил резко против этого варианта. Он дал, насколько явствует из статьи, интервью «Литературной газете» против этого  варианта. Так как он выступает не как частное лицо, а как председатель Всесоюзного общества советских немцев, то это фактически подается как позиция всего нашего общества. Более того, он дал телеграмму на места, тоже не посоветовавшись с руководством общества, с указанием слать телеграммы с протестом против этого варианта.
      Я считаю недопустимым, чтобы кто-либо выражал от моего имени протест или поддержку чего-либо, не обсудив это со мной. Я не могу также никому позволить приказывать мне, какую позицию мне иметь. И я полагаю, что времена, когда давались указания о том, какое кому иметь мнение, прошли. Мы как руководство общества можем обсудить тот или иной вопрос, выработать свое отношение к нему и, изложив свои аргументы, обратиться к людям с предложением тоже высказаться по этому вопросу. У каждого из нас есть свои соображения, и каждый несет ответственность за действия общества, членом которого он состоит. А если он несет ответственность, то он не только имеет право, но и должен, обязан участвовать в обсуждении. Если же распределять роли так: один имеет право говорить всё, что он считает нужным, а все другие имеют только обязанность молча и единодушно поддерживать его, то зачем тогда эти другие?

      (Август 1989 г.)