Альберт Гертер

Улексия Миссосупова
Albert Herter, 2 марта 1871, Нью-Йорк - 1950, Санта-Барбара.
Американский живописец, портретист и монументалист.
Альберт родился в Нью-Йорке в творческой семье. Его отец, Кристиан Август Гертер вместе со своим сводным братом Густавом были владельцами известной в Нью-Йорке в 1860-90 годы компании «Братья Гертер» (Herter Brothers), которая занималась дизайном интерьера и мебели.
Несмотря на то, что финансовые дела в дизайнерской компании были успешными, а имя самого Гертера было известно в городе, Кристиан Август всегда хотел быть художником.
Когда сыну исполнилось 10 лет, отец бросает семейный бизнес в Нью-Йорке и в 1881 году с семьей уезжает во Францию, чтобы изучать искусство в Париже.
К сожалению, в 1883 году он умирает от туберкулеза. Как пишут биографы художника, «он успел передать молодому Альберту свою мечту – стать профессиональным художником».
Жена Кристиана – Мэри берет бизнес в свои руки. Поскольку дела идут неплохо, она строит в Калифорнии, недалеко от Санта-Барбары, имение «Эль Мирасол», речь о котором еще пойдет в этом

Альберт начал учиться рисованию с ранних лет. После окончания средней школы он поступает учиться в Школу искусств студенческой Лиги Нью-Йорка в класс портретиста Джеймса Кэрролла Беквита (James Carroll Beckwith). Беквит был однокурсником Джона Сингера Сарджента, они вместе учились в Париже у Каролюс-Дюрана. Мастер так много интересного рассказывал о Франции, что Альберт просто заболел поездкой в Париж.
Через несколько лет мечта Гертера сбылась. Он отправился во Францию и поступил в Академию Жюлиана. Его преподавателем стал профессор Жан-Пьер Лоран (Jean-Pierre Laurens). Интересная деталь, отец Лорана – Жан-Поль Лоран, в свое время учил отца Альберта – Кристиана.
В Париже у Альберта вспыхнул роман с однокурсницей Адель МакГиннис (Adele McGinnis, 1869-1946), дочерью известного американского банкира. Альберт женился на Адель , свой медовый месяц они проводят в Японии, где не только отдыхают, но и активно пишут.
После завершения обучения молодая пара вернулась в США. Объединив свои солидные наследства, молодые художники много путешествовали, уделяя все свое время искусству, не опасаясь финансовых трудностей.МакГиннис подарила Альберту двух сыновей. Один из них, Кристиан, названный в честь деда, стал известным политиком. Гертер младший был губернатором штата Массачусетс, а затем занимал пост гос.секретаря в правительстве Дуайта Эйзенхауэра.

В 1896 Гертер начинает преподавать в Институте искусств в Чикаго, вскоре он увлекается книжной иллюстрацией и делает это так успешно, что становится конкурентом уже известным мастерам на этом поприще - Уайету и Максфилду Парришу. Кроме того, Альберт Гертер – автор ряда книг, в основном, на исторические темы.
В 1899 году на часть своего наследства супруги приобретают 60 акров земли на востоке Хамптонса, где Альберт строит для семьи виллу «Крикс», которую оформляет в средиземноморском стиле дизайнер Гросвенор Аттербери. В «Криксе» устраиваются персональные студии для Альберта и Адели, где написано большинство их работ.
Супруги стали лидерами Общества художников Санта-Барбары, принимали активное участие во всех культурных мероприятиях города. В своем доме они также часто принимали известных художников и поэтов из разных стран мира, а также представителей американской элиты, что способствовало привлечению богатых клиентов.
Мать художника, Мэри Гертер принимала здесь своих друзей, в том числе вдову Роберта Льюиса Стивенсона – Фанни Вандегрифт.
В 1909 году Адель и Альберт отреставрировали особняк, поменяв драпировки стен, установив лампы Тиффани в дизайне Альберта, поместив мебель компании отца, а по стенам свои картины и произведения других художников Калифорнии.
После смерти матери Альберта в 1913 году, особняк превратился в "El Mirasol Hotel», в 1914 году Гертер построил вокруг имения в садах 15 роскошных бунгало. Отель славился не только дизайном и тишиной, но и своими богатыми и знаменитыми гостями, среди которых можно назвать имена Вандербильта, Рокфеллера, Моргана, Гуггенгейма и др.
1909 году Гертер получил первый солидный гос. заказ. Совет регентов штата Колорадо заказал художнику занавес «Рождение американской революции», который стал крупнейшим по размеру (11 м в высоту и 18 м ширину) произведением для театра Денвера. Картина стала Аллегорией независимости, на которой были изображены такие исторические личности, как Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин.

В этом же году Гертер открыл в Нью-Йорке предприятие «Ткацкие станки Гертера» (Herter Looms), которое стало, в некотором смысле, преемником компании «Братья Гертер», закрытой в 1906 году. «Ткацкие станки Гертера» занимались производством и дизайном гобеленов, занавесей, штор и панорамных картин, поэтому фирма и выполнила изготовление занавеса по эскизам Гертера. За работу художник получил 10 тысяч долларов.
Среди самых известных картин Альберта Гертера искусствоведы называют «Портрет девочки», «Сад Гесперид» и "Натюрморт с цветущим кизилом и японскими фигурками». Художник также известен многочисленными портретами, которые он писал на заказ, изображая представителей высшего общества на обоих побережьях Америки.
Дама с жемчугами Альберта Гертера
Улекса фон Лу
Вот и весна! Все случится, все сбудется,
что мне зимою во снах наколдовано!
В шуме машин на каштановой улице
слышу твой голос, смущением скована.

Наша любовь - испытание временем,
судьбами близких, дорогами, картами,
мы - острова с расстояния бременем,
редкие встречи Нью-Касла с Джакартою.

Но ожерелье жемчужное светится -
строчки из писем, звонки телефонные,
этой весною с тобою мы встретимся,
в ветра весеннего зелень влюбленные.

Картина - Альберт Гертер. Дама с жемчугами.
Albert Herter (2 марта 1871, Нью-Йорк - 1950, Санта-Барбара)

Но прежде всего, Гертер известен, как автор монументальной живописи, поскольку создал много настенных росписей и фрескок.
В 1913 году он создал 7 фресок «Из истории нации» для отеля «St. Francis» в Сан-Франциско. В 1971 году, во время реконструкции отеля фрески были сняты и помещены на хранение в музей.В этом же году для Коннектикутского Верховного суда в Хартфорде были написаны фрески «Аллегория образования» и «Фундаментальные приказы 1638-1639 годов».Четыре картины Гертера стене висят в зале Верховного суда в Капитолии штата Висконсин в Мэдисоне (1915). На северной стене расположена работа «Подписание Великой хартии вольностей». На переднем плане художник изобразил своего сына Кристиана, держащего за ошейник собаку.На западной стене находится картина «Август слушает призывы по римскому праву» (Augustus listening to the pleas under Roman law), занимающая всю стену.Известный физик Робер Вуд в своих мемуарах вспоминает, как он попал на эту картину Хертера. Вуд купил дом по соседству со студией Альберта Гертера, который в то время как раз писал картину для здания управления штата Висконсин в Мэдисоне. Художник попросил соседа попозировать ему для портрета римского сенатора, в тоге и с золотым венком на голове.Гертер изобразил Вуда очень похоже, сохранив даже вихор волос у него на лбу, что довольно странно для прически римского сенатора. Все сенаторы сидят полукругом, а персонаж Вуда впереди встречает какого-то римского генерала со свитой, несущей военные трофеи.А на восточной стене находится работа Гертера «Подписание Конституции в Конституционном конвенте в Филадельфии 17 сентября 1787 года». Эта картина, по существу, является главной работой, поскольку расположена напротив входа в зал Верховного суда, то есть, всяк входящий видит ее первой.
Эта картина висит выше того места, где семь членов Верховного суда штата Висконсин выносят свои решения.
К теме подписания Конституции США американские художники обращались не раз. До Гертера это событие писали Стирнс и Росситер, а позже Кристи и Гланцман, но от всех вышеназванных художников картина Гертнера отличается тем, что из 39 делегатов конвента художник изобразил только 19. Причем, искусствоведы до сих пор не могут полностью идентифицировать даже этих всех «героев» картины, поскольку шестеро из них изображены в профиль и нечетко.
Из оставшихся тринадцати персон с уверенностью называют только:
Джорджа Вашингтона в кресле председателя,
Бенджамина Франклина, разговаривающего с двумя делегатами слева от Вашингтона,
Джеймса Уилсона, сидящего справа за столом и трудноразличимого из - за группы на переднем плане,
Джеймса Мэдисона с пальто в руках справа на переднем плане,
Александра Гамильтона и Томаса Джефферсона.
В 1924 году для Национальной академии наук Гертнером были написаны фрески «Прометей» и «Линкольн в зале заседаний Совета».
Свою самую знаменитую настенную роспись Гертер посвятил памяти своего старшего сына Эверета, погибшего в последние месяцы первой мировой войны на фронте рядом с французским городом Шато-Тьерри (Chateau-Thierry).
Художник создал настенную роспись «Le D;part des poilus, ao;t 1914» (дословный перевод – Отъезд стриженных, август 1914), на которой изобразил отправление солдат на Западный фронт. Размер работы – 60 квадратных метров. осле Первой мировой войны автор подарил ее народу Франции. Фреска была помещена в 1926 году на железнодорожном вокзале Gare de l'Est в Париже, одном из крупнейших вокзалов Франции и торжественно открыта в присутствии маршала Жоффре.
В 1945 году картина была снята для реставрации, холст очищали от копоти и дыма от паровозов.
Во время реконструкции самого вокзала Gare de l'Est в феврале 2006 года работа Гертера вновь отправилась на реставрацию. Уже осенью 2007 года она вернулась на свое место, поскольку, по словам исполнительного директора SNCF Гийома Пепи, картина «имеет историческое и символическое значение для самого вокзала».
Восемь безымянных фресок были созданы для Публичной библиотеки Лос-Анджелеса (1928).
В этом же году была написана фреска для голливудского театра "Уорнер Бразерс", которая была впоследствии снята. Пять росписей на тему «Вехи на пути к свободе» написаны в 1942 году для Палаты представителей штата Массачусетс в Бостоне. Эти росписи художник посвятил сыну Кристиану, ставшему губернатором этого штата.
В 1946 году умирает любимая жена художника – Адель. Гертер начинает вести уединенный образ жизни. Он переезжает жить в отель на Манхэттене, но при этом продолжает проводить зиму в Санта-Барбаре вместе со своим партнером Вилли Стивенсом. Последние годы жизни Гертер писал мемуары. Именно Стивенсу мы обязаны знакомством с этими мемуарами, которые он опубликовал под названием «Сомнительная родословная» (A Dubious Lineage).
Альберт и Адель Гертер своим талантом обогатили американское декоративное искусство новыми традициями и продолжили лучшие традиции американских портретистов 19 века.
Их произведения можно найти в лучших музеях и художественных коллекциях по всему миру, много картин Герлеров находится в Смитсоновском музее, музее Метрополитен, Публичной библиотеке Моргана в США.

Использованы материалы блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post126965442/