Прерванный полёт

Ирина Глазырина
«24 августа 2004 года,  примерно в 23 часа,  два самолета – «Ту-154» и «Ту-134», выполнявшие рейсы из московского аэропорта "Домодедово" в Волгоград и Сочи, пропали с экранов радаров. С разницей в одну минуту «Ту-134» пропал в Тульской области, «Ту-154» - в Ростовской. В результате двух катастроф погибли 90 человек».
                Из сообщений СМИ.

Степан

   За окном бушевала стихия. Сильный ветер швырял струи дождя в окна, бился в дверь,  словно ослепшая птица.  В доме Степана Короля собрались его друзья, чтобы вот уже в пятый раз  вспомнить, каким человеком он был. Хотя каждый из них повторял, что слово «был» к Степану просто неприменительно, настолько жив он в их сердцах и памяти.
  В справке, опубликованной  в средствах массовой информации об экипаже «Ту-154», погибшем над Ростовской областью, приводятся официальные  данные:  «Король Степан Александрович  – штурман первого класса. Родился 26 мая 1964 года в городе Погребище,  Винницкой области, в  Украине. Окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации. Общий налёт составлял 9165 часов, в том числе на «Ту-154»  –  2497 часов.  Авиационных происшествий и инцидентов не имел.». 
      … Она и сейчас, прикрыв наполненные слезами глаза, ясно видит неширокую улицу небольшого украинского городка, по которой идут  мама и папа с ее крохотным братиком на руках. Тогда она, десятилетняя Таня, забыв о своей заботе  – маленьких гусятах, бросилась навстречу родителям…
    – В нашей большой семье, –  говорит Татьяна Александровна,  – было пятеро детей.  Со Степой мы  были  близки особенно, ведь я нянчила его с самого рождения. Помню, как мы бегали с ним в кино на детский сеанс. Считать его научила тоже я, мы собирали с ним картошку на огороде, считали её и попутно запоминали цифры. Потом в школе восхищались  его прекрасными  математическими способностями. С  первого и до выпускного класса Степан  учился без «троек», грамот у него было множество, ведь он участвовал в олимпиадах и конкурсах по всем предметам. При этом маме часто говорили на школьных собраниях, что Степа  смешит весь класс на уроках. Зато, когда другие прогуливали занятия, он выполнял за них все задания. Однажды целому классу контрольную работу решил.  Брат был веселым и добрым  человеком.  С самого детства у него были две страсти: земля и небо. С малолетства сам копал грядки, сажал клубнику, прививал ветки разных деревьев на яблоню в саду. И все у него получалось замечательно! А небо…  Наш дядя был летчиком,  брат слушал его рассказы, затаив дыхание. Недалеко от города, где мы жили,  располагалась  взлетно-посадочная полоса.  Степа с друзьями часто бегал туда. Готовился стать пилотом,  не курил, не баловался спиртным, занимался спортом. Собирался сдавать экзамены в Кировоградское летное училище, но не прошел медкомиссию. Тогда он уехал в Москву к дяде, там поступил в техникум, который закончил с отличием.
   
    Как вспоминают друзья  по группе штурманов-аэрофотосьемщиков Московского топографического техникума геодезии и картографии, Степан был невысоким пареньком,  крепкого телосложения, на вид явно не городской, разговаривающий на украинском языке (за что его часто ругали преподаватели). Учился очень хорошо, был спокойным и отзывчивым парнем, хорошим товарищем и другом. По окончанию учебы его  распределили  на работу в объединенную авиаэскадрилью, базирующуюся  на острове Диксон.   Однажды при тренировочном полете с  инструктором,  когда вертолет удалился на десятки километров от берега,  сработал отказ одной из систем винтокрылой машины. Внизу  – море, садиться некуда. Пришлось аварийно делать возврат и посадку на остров.   Степана это происшествие  не напугало совсем, он верил  своей судьбе, очень любил выбранную  профессию. Впоследствии отзывы командиров  о С.Короле, как о штурмане,  были только восторженными.  Бытовало убеждение: там,  где в экипаже штурманом  Король, вертолет всегда пролетит точно по назначенному маршруту.
    Одиннадцать лет проработал Степан на вертолете «МИ-8» в авиаэскадрильи  на Диксоне. Командир его экипажа Владимир Глебович Освальд, около тридцати лет отдавший Арктике, нужные слова подбирает с трудом:
     –  Работа была чрезвычайно сложной, летали в туманах, в сильные морозы, при  бешеных ветрах, делали посадки на ледоколы. Выполняли санрейсы, возили продукты, почту, топливо и много еще чего.  Степа был исключительным штурманом.  В самых трудных условиях мог рассчитать курс по астрокомпасу, на карте точно показать то  место, где мы летим,  не ошибся ни разу.   Он был очень дисциплинированным и организованным по своей натуре человеком.
    – И вместе с тем,  очень тонким и  душевным,  – добавляет Валерий Пастухов, в прошлом второй пилот экипажа вертолета «Ми-8».  –  Помню такой случай.  В общежитие, где мы жили, Король в  комнате сделал настоящий огород.  Сколотил ящики.  Мы на вертолете привезли пять мешков земли с острова Серебрякова, удобрения.   Он стал выращивать  огурцы,  помидоры и цветы. Астры у него почему-то вырастали очень высокими, метра полтора! Как-то заглядываю в ту комнату: Степа сидит на полу, вилкой рыхлит землю   и разговаривает со своими «питомцами».  А  растения, честное слово, прямо тянутся к нему, смыкаются над его головой, словно слушают то, что он говорит.
   С  овощами и цветами, выращенными на Диксоне, где нет ни одного дерева, связана еще одна, уже семейная, история.

Светлана

   …Она была хороша  так, что многие оборачивались  вслед. Статная, большеглазая и улыбчивая Светлана нравилась многим. Рано оставшись без родителей, девушка раз и навсегда усвоило одно правило:  никому не показывать своих проблем, не выплескивать на других свои беды и печали. А их было предостаточно  –  после трагической гибели  мужа она осталась с трехлетним сыном Ромкой  на руках и старенькой свекровью. Пролетело семь лет, жизнь, казалось бы, наладилась, но отчего-то все больше печалилась душа Светланы и все чаще грустнели ее  глаза.
   Предложение близкой подруги Ларисы уехать на Север Светлана поначалу не приняла всерьез, хотя её рассказы о далеком Диксоне слушала с интересом. Лариса за несколько лет пребывания там сделала неплохую карьеру.  Приезжая в отпуск, привозила ей не только икру  и красную рыбу, но и множество историй о загадочном Севере, о мужественных людях и смешных оленях, о долгой полярной ночи и лете, длящемся всего пару недель, о непростой, но нужной работе.
   Когда пришел вызов от Ларисы, Светлана не поверила своим глазам. А потом словно бросилась с обрыва вниз: вернула государству квартиру в Донецкой области, рассчиталась с работы, продала ковер и холодильник, чтобы были деньги на первое время. Мать ее мужа Вера Ивановна  в суматохе сборов  прятала в себе боль от расставания с невесткой  и любимым внуком. Все, что таила в себе, вылилось в прощальной шутливой фразе: «Если не привезешь мне Ромку летом, я помру и буду к тебе ночами являться!». Светлана почувствовала всем сердцем,  как велико одиночество ее названной мамы,  и впоследствии пожелание Веры Ивановны исполняла неукоснительно.  Роман приезжал к бабушке регулярно до самой ее кончины.
   … Когда их самолет совершил посадку в аэропорту Диксона, на дворе стоял октябрь. Соседи по салону говорили, что на северном острове который день метет пурга. Надевая на Ромку теплые вещи, Светлана  ругала себя за то, что всю свою зимнюю одежду отправила  в почтовых посылках.  Ужас ситуации она ощутила, когда вышла на трап самолета.  Ее ноги в ботиночках на платформе моментально заледенели, колготки примерзли к коленям. Модный легкий плащ тут же был облеплен хлопьями снега, а порыв сильного ветра, словно издеваясь, сорвал с ее головы шляпу и покатил ее по летному полю. Кто-то из    летчиков бросился вдогонку за головным убором. Один из них, невысокий молодой человек, принес «беглянку» растерянной Светлане. Она поблагодарила человека, оказавшего ей услугу, почти не взглянув на него. Ей было не до этого, подруга Лариса  принимала срочные меры по ее спасению от мороза: переобувала Светлану в большие валенки и укутывала в теплый шарф.  Уже много позже, через несколько лет, штурман Степан Король сознается ей, что с первой минуты их знакомства в аэропортуон вдруг ясно понял, что она станет его женой.
    Как не парадоксально, но именно Север растопил зиму в сердце женщины.  Она с головой погрузилась в работу, получив должность  старшего методиста районного Дома культуры.  Поближе с Королем Светлана познакомилась на одном из вечеров в Доме культуры, посвященном Дню Аэрофлота. Представляя молодежный экипаж, в котором летал Степан, она рассказывала о том, как в экстремальной ситуации летчики были вынуждены  посадить свой вертолет на льдину, как своими силами отремонтировали его и благополучно доставили  пассажиров к пункту назначения.  Разговоры новых подруг о том, что Король «сохнет» по ней, пресекала моментально, смущала разница в возрасте. Степан был моложе ее на несколько лет. Ромка явился  первой ниточкой, связавшей их крепко-накрепко.  Молодой штурман  стал для него настоящим другом.  В свободное время он вместе с парнишкой ходил на лыжах, катал его на вертолете,  никогда не забывал привезти ему что-нибудь вкусненького, например, настоящее молоко. В единственном магазине Диксона   молоко продавалось только порошковое,  натуральные продукты покупались  на материке.  Привозя гостинцы ребенку, Степан никогда не забывал передать его маме цветы  – хрупкие тюльпаны, укутанные в многослойную бумагу. Светлана постепенно привыкла к тому, что рядом есть надежный человек, которому можно довериться.
   «Осада» неприступной красавицы длилась несколько лет. И в какой-то момент в душе Светланы словно что-то распахнулось навстречу этому человеку, ей вдруг стало нестерпимо жаль того времени, которое она провела в одиночестве. 
   …  Он вез ее в больницу вьюжной апрельской ночью на подвернувшемся милицейском «бобике», потому что вызванная «скорая помощь» увязла где-то в сугробе. Водитель машины   –  веселый армянин, участник театрального объединения Светланиного Дома культуры, заботливо успокаивал женщину: «Нэ бойся, Светлана Владимировна, я у своих сестер роды принимал!», а она, ойкая от боли на ухабах дороги, знала, что все будет хорошо, ведь рядом был Степан. Он и в больницу ухитрился пробраться  сразу  после рождения сына Богдана, в пакете  принес ей свежие огурцы и помидоры, собственноручно выращенные в комнате общежития. Соседки по палате смотрели на овощи с изумлением, доктор Светланы приняла их за муляж. А Светлана просто улыбалась, тихо и светло…

 Катастрофа 

  В 1996 году семья С. Короля перебралась в Климовск.  У Степана была возможность найти себе другую работу, но небо, как и прежде, манило его нежно и властно. После переквалификации он стал летать штурманом  на «Ту-154», сначала во «Внуковских авиалиниях», затем в авиакомпании «Сибирь».
   … В тот день он не должен был выходить на работу, находясь на законных выходных.  Знакомый штурман попросил  подменить его на рейсе «Москва – Сочи». Степан согласился выручить товарища с радостью.
    –  Он так хотел искупаться в море,  – вспоминает Светлана,  – потому что в том году еще не был в отпуске.  Все было как обычно, мы попрощались у калитки. Рома поехал вместе со Степаном, ему нужно было увидеть  друзей  в Домодедово. Удивительно, но в момент гибели Степана ничего не отозвалось в сердце  ни у меня, ни у матери мужа. Потом поняли, почему. Степан очень любил свою семью и даже в свой последний час берег нас. А вот мой старший сын в ту ночь увидел беду, словно наяву. Когда жена разбудила его, услышав, как он кричит во сне, Роман сказал ей: «Я сейчас вместе со Степой кувыркался в самолете.  У нас погас свет, и мы упали!».
   Была еще одна примета, на которую тогда никто не обратил внимания. Перед тем, как уехать в аэропорт, Степан что-то чинил в своей машине. Вымыв руки, он забыл надеть обручальное кольцо,  которое так и осталось лежать на полочке в ванной. Никогда прежде  Степан не уходил в рейс без этого кольца…
    Беда настигла Светлану на работе  в Климовской гимназии. Представители компании «Сибирь» привезли ей черную весть домой, дверь им открыл маленький Богдан. Горе оглушило Светлану так, что многие моменты того дня она помнит смутно.
   Пережить потерю любимого мужа и  замечательного отца было  невыносимо. Но главное испытание  осиротевшую семью ждало впереди. На следующий день Светлане пришлось вылететь в Ростовскую область  на опознание останков мужа. Как говорит она сама, сойти с ума от горя и пережитого ужаса не дало только то, что дома ее ждали сыновья.  С первой минуты обрушившегося несчастья рядом с ней была подруга Ольга Федина. Она поддерживала ее при опознании, взвалила на себя основную часть хлопот по похоронам, она и ее семья стали для Светланы родными людьми.  С благодарностью вспоминает Светлана и батюшку из маленькой сельской церкви, отслужившего  первую панихиду по погибшим прямо там, у обломков  самолета. Он нашел  теплые слова для каждого из сорока шести погибших. Потом была панихида в Домодедово, похороны на Сергеевском кладбище…

Память

   Не увидеть памятник Степану Королю невозможно. Всю свою любовь, боль и одиночество вложила Светлана в эскиз памятной стелы с взмывающим в небо  самолетом «Ту-154» и надписью: «Лучшему мужу и отцу». Она бывает здесь каждую субботу.
   Время неумолимо летит, но стереть воспоминания о хорошем человеке не под силу даже ему. Выросли сыновья, радуют маму своими успехами. Богдан, точная копия отца,  окончив школу с серебряной медалью, поступил учиться в Академию народного хозяйства. Мама очень гордится им. Есть у этой семьи надежные друзья, проверенные не только радостью, но и страшной бедой. Они и сегодня рядом со Светланой и ее сыновьями. А она, как и прежде, внешне улыбчива и открыта. Что творится у нее в душе, знает только  сама сильная женщина, которая так устала быть сильной…
   Через день после трагедии авиакомпания «Сибирь» разместила в СМИ  официальное сообщение, где были такие строки:  «…Авиакомпания "Сибирь" предпримет все необходимые меры для выяснения подробностей случившегося. Но какими бы ни были причины катастрофы, никто не вернет нам погибших. Мы выражаем самые искренние соболезнования тем, кто потерял этой ночью своих близких - их семьям, друзьям и коллегам. Мы все разделяем боль утраты и глубоко скорбим».
     Минуло пять лет, но и по сей день обстоятельства гибели двух самолетов и девяносто человек не выяснены.  В горестный «юбилей» об этой трагедии в прессе и на телевидение не было сказано ни слова. И не было за поминальным столом в доме Степана Короля ни одного представителя авиакомпании  «Сибирь»…
     В поселке Глубоком Ростовской области, на месте гибели самолета «Ту-154», сооружен памятник жертвам этой катастрофы. На постаменте установлена плита с выгравированной фразой  писательницы Евы Хоффман: "Исчезнувшие не исчезают совсем, они продолжают жить в нашей совести, не раскрытые преступления не растворяются в вечности, они остаются там, где совершились и довлеют над обществом, которое их совершило"…