Против Бахаизма

Игорь-Летчик
Критическое слово на книгу Уильяма Сирза
                «Как тать ночью»

   В резюме на данную книгу написано следующее:

«В первой половине 19-го века во всём мире широко распространилось убеждение, что в 40-е годы должно произойти второе пришествие Христа. Газеты того времени пестрели сенсационными заголовками, предвещавшими «событие века». Люди самых разных взглядов и вероисповеданий от Китая и Ближнего Востока до Европы и Америки были охвачены ожиданием прихода Мессии. Находилось немало скептиков, высмеивавших эти ожидания , однако «лихорадка пришествия» охватывала всё большие массы людей, причём е исследователи священного писания сходились во мнении, что это событие неизбежно должно произойти в середине 40-хгодов. На чём было основано это убеждение? Чем кончилась вся эта история? Действительно ли в середине 40-х годов прошлого века произошло что-то из ряда вон выходящее или все ожидания были лишь плодом воображения? Книга Уильяма Сирза посвящена этой захватывающей истории. С дотошностью сыщика, расследующего запутанное уголовное дело, Сирз шаг за шагом собирает материалы, имеющие отношения к «Делу о так и не наступившем пришествии», как он сам назвал эту историю…»


     Целью «критического слова» не является какая-то субъективная придирка к стилистическим ошибкам этой книги и скептическое обывательское высмеивание «непонятных веяний новейшей истории». Хотелось бы последовательно проанализировать основные выводы сделанные «дотошным сыщиком» в свете Священного Писания, то есть Библии, на которое он делал многочисленные ссылки. Конечно же, не удастся проверить все исторические события 19-го века, которыми оперировал Уильям Сирз, и, поэтому, давайте согласимся, что автор без обмана приводил в книге все имеющиеся ссылки на газетные и книжные источники. Однако же стоит заметить, что часто используемая фраза автора «многие исследователи Библии» без ссылок на эти исследования и авторов, не будет приниматься во внимание. Ведь, если Уильям Сирз в большом количестве использовал ссылки на Библию, на Избранные Писания Баха-Уллы и прочие материалы, то ему не стоило бы труда привести ссылки на многочисленных исследователей Библии. С некоторой доле хвастовства напишу, что и я являюсь так же исследователем Библии (кто поспорит?). В моём критическом слове использованы материалы Центра Апологетических Исследований,  книга «История христианства» Хусто Л. Гонсалеса, электронная книга Николая Порублёва «Культы и мировые религии», которых я очень благодарю, а так же другие источники, которые я обязательно буду именовать.


1
 

    Все, кто внимательно, не предвзято читал Новый Завет, наверняка заметил, что в учении Иисуса Христа очень мало какой-либо определённой конкретики в сравнении с Ветхим Заветом, где с большой подробностью приводиться описание обрядов, строения ковчега и прочее. Например, Христос заповедал лишь два обряда, которые нам, христианам необходимо исполнять в точности. Во-первых, это водное крещение: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Матф. 28:19). Что и исполняли впоследствии ученики, не налагая на содержания обрядовые наслоения (по крайней мере, первые века). Вспомним, как это делал Филипп, когда крестил Ефиоплянина: «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?  Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.  И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8:36-38). Во-вторых, это евхаристия или хлебопреломление. «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,  ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.  И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:17-19).
      Сейчас речь не о крещении, не о евхаристии, но это лишь те конкретные действия (обряды), которые являются обязательными для исполнения. Бесспорно, что Христос  заповедал нам любить, прощать. Но как именно, какие этапы прощения должны быть, как именно исповедоваться друг перед другом, всё отдано на усмотрение христианской общины. А если Христос и говорил прощать, то уж не конкретно «…до  седмижды семидесяти раз…»  (Матф. 18:22), то есть 490 раз. Совершенно понятно, что Он не имел ввиду вести «список прощения каждому из согрешивших», отмечая при этом крестиком всякий грех. А при достижении количества грехов – 490, не прощать ни в коем случае!!! «Как же,  ведь Сам Христос заповедовал именно 490 раз!». Понятно, что нужно всегда прощать своего брата, на протяжении всё жизни, сколько бы тот не согрешал против тебя.
    Так же мы находим конкретные упоминания чисел в Деяниях во 2-й главе -  «…итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч…» и в 4-й главе – «…многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч…». «Свидетели Иеговы»  используют эти места Писания как великолепные примеры для того, чтобы вести строгий учёт и уверовавших, и жителей многоквартирных домов, посещаемых активистами, и времени, проведённого в проповеди. Неужели не понятно, что в двух случаях говориться о приблизительном количестве людей, потому что используется слово «около» и количество округлялось до тысячи. И цель автора Деяний была не строгий подсчёт уверовавших, а всего лишь - показать приблизительный масштаб спасённых, и как Бог по своей милости, вдохновив человека, может удивительно коснуться сердец тысяч людей от одной лишь ненапыщенной проповеди.
      Перенесёмся немного назад и вспомним два момента, когда Христос накормил хлебами и рыбами голодных путников. В первом случае было накормлено около 5000 – «…Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.  И сели рядами, по сто и по пятидесяти… было же евших хлебы около пяти тысяч мужей…» (Мрк. 6:40-44). Приходиться часто слышать, что Иисус призывал нас к блестящей организации, потому как Он чётко организовал питание, рассадив по 100 рядов, в каждом 50 мест. Здравая организация всегда хороша, если не доводить её до абсурда. Если уж быть последовательными в анализе этого примера, то получается не совсем математически точно. 100 умножив на 50 получается 5000, ну а накормленных было не точно 5000. Евангелист Матфей пишет, что «…евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей…» (Матф. 14:21). Жизнь показывает, что во всех массовых мероприятиях женщин и детей гораздо больше, чуть ли не в 2-3 раза. И в следующей главе у Матфея описывается другой случай кормления, и опять указывается весьма приблизительное количество – «…а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей…»  (Матф. 15:38). Рассматривая эти случаи в Деяниях и в Евангелиях, вполне логичен вывод, что ударение в повествовании делается не на точном количестве, а на очень приблизительном, чтобы оценить масштабность происходящих событий.
    Рассматривая диалоги Христа с учениками или с прохожими,  можно заметить, что Он очень часто отвечал не буквально по существу заданного вопроса, а притчами или же переводя ответ в иное русло. Взять хотя бы пример с самарянкой в Евангелие от Иоанна: «…отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме…» на что Христос отвечал: «…но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…» (Иоанн 4:20-23). Самарянка хотела получить ответ на вопрос: «Где? В каком месте?». Очевидно, Христос счёл её интерес не столь важным, потому что ответил на вопрос «как?» - в духе и истине. Снова никакой конкретики. Ведь согласитесь, что ответ «в духе и истине» не совсем конкретен для здравого человеческого любопытства, чем ответ «там-то и там-то, в таком-то городе, в таком вот полушарии, в такой-то стране».
    Теперь приблизимся непосредственно к нашей теме, что же ответил Христа на вопрос «КОГДА?». Рассмотрим Его ответ в трёх Евангелиях. «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?  Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,  ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят…» (Матф. 24:3-5). «   скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,  ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят…» (Марк. 13:4-6). «…   Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?  Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их…» (Лк. 21:7-8). Не нужно обладать дедукционным методом Шерлока Холмса, чтобы заметить, что Христос снова не ответил прямо на вопрос «когда?», а ответил на вопрос «как? каким образом?». Что, неужели Он проигнорировал настолько важный и интересующий для учеников вопрос. Да, проигнорировал потому что «…не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…» (Деян. 1:7). Не наше дело знать времена и сроки. Наше дело лишь догадываться и пребывать в бодрствовании.
     Не правда ли, очень интересно было знать: когда же? Высчитывали ЭТОТ день и астрологи, и математики, и богословы (для которых именно 1666 год был ответом на вопрос «когда?). Высчитывал этот день основатель Общества Сторожевой Башни Ч.Т.Рассел. Он определил 1914 год с помощью расчетов коридоров Египетской Пирамиды, переводя измеренные дюймы в года: "Вот так Пирамида свидетельствует, что конец 1914 года будет началом времени скорби, какой не было, с тех пор как существуют люди, и не будет впоследствии." (Исследования Писаний, том 3, "Да приидет Царствие Твое", глава 10). Рассел получал 1914 год путем добавления 40 лет жатвы к началу присутствия Христа в 1874 году: "Тысячелетие мира и благословения должно предвариться сорока годами скорби, незаметно начавшимися в 1874 и увеличившимися до социального хаоса, который должен возобладать в 1914" (Сторожевая Башня, октябрь 1890, с.1243). Рассел учил, что "время конца" началось в 1799 году, а в 1914 году будет не только конец времен язычников, но и "все существующие правительства будут свергнуты и распадутся" (Время близко, 1889 г., с. 98,99).   
     Уильям Миллер, проповедник-баптист из Новой Англии, предсказал, что в 1844 г., при Втором пришествии Христа, наступит конец света. Его последователи называли все церкви того времени отступническими, «Вавилоном» и призывали христиан выйти оттуда. Многие последовали этому призыву - так «зародилось и стало быстро расти адвентистское движение» (Melton, J. Gordon, Encyclopedia of American Religions, vol. 2, pp. 21-22). «Кроме того, я заключил, что 2300 дней начались с семидесяти седмин, с 457 г. до Р.Х., как это датируют лучшие историографы, и что 1335 дней, начавшиеся “со времени прекращения ежедневной жертвы и постановления мерзости запустения” (Дан. 12:11), нужно отсчитывать с момента установления папского правления, после устранения языческой мерзости, которое бы я посоветовал датировать, согласно лучшим историкам, примерно 508 г. по Р.Х. Если отсчитывать все эти пророческие периоды с нескольких дат, установленных лучшими историографами для событий, с которых, очевидно, их следует отсчитывать, то все они завершатся в 1843 году.»  (Цитируется по Джеймс Уайт Scetches of the Christian Life and Public Labors of William Miller, Бэтл Крик, Мичиган: Steam Press. 1875, 55-57).
     Вечно любопытный человеческий разум всегда пытался отвечать на вопросы  «что?», «где?», «когда?» по теме, что приводило к определённым плодам и не по теме, что приводило к нелепости. Не исключение и сам Уильям Сирз пытающийся с дотошность сыщика серьезно заниматься вычислениями, что приводило его то к охотничьему азарту, то к некоему «Удивительному» (слова-междометия то и дело встречаются в его книге).  Складывается впечатление, что для него это являлось решением некоего ребуса, разгадка которого приведёт к мировому потрясению. А ещё более азартно, пожалуй, было бы для него понять, в чём является богодухновенность таких повествований, как  точные указание Бога по изготовлению ковчега, завесы, шестов описанные в Исходе 36 гл.; а так же перепись всего общества Израилева по коленам, описанного в Числах 1гл.; а так же остальные весьма конкретные перечисления различных обрядовых действий и точных численных описаний. Куда более «интересный ребус» для пытливого ума!
     Просто удивительно, что ни Ч.Т.Рассел, ни Уильям Миллер, ни Уильям Сирз, ни остальные прочие гадатели не  поняли, что «…о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…» (Матф. 24:36), и у Марка читаем «…О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.  Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время…» (Марк. 13:32-33). На вопрос «когда?» Христос не ответил, а перенёс ответ в совершенно другое русло. Его слова словно гвозди! Не дано человеку знать то, что для него закрыто насовсем! Христос не оставил без ответа их любопытство, а ответил словно отрезал – бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. И далее читаем у Матфея «…но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:  ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,  и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого;  тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;  две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.  Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет…». Основной фактор прихода Сына Человеческого будет внезапность, когда никто не ждёт, жизнь идёт своим чередом: бытовые передряги знакомства, женитьбы, рождение детей… Как вдруг… Да, именно «вдруг», потому что человеку не дано знать «когда?». И далее читаем прекрасную притчу «…но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.  Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.  Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?  Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;..» (Матф. 24:43-46). Обращаю внимание на слова: «если бы знал хозяин дома», но в том то и дело, что хозяин дома не знает, когда придет вор. И сила хозяина заключается не в знании времени прихода вора, а только лишь в бодрствовании все 24 часа в сутки.  Иначе, зачем бодрствовать с 23-00 до 04-00, если известно, что вор придёт в 04-30. Можно расслабиться, в 04-15 пробудиться, умыться и взять вора с поличным во время его прихода. И у Марка «…Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;  чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.  А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте…» (Марк. 13:35-37). После своего пророчества Христос поставил жирную точку «БОДРСТВУЙТЕ!».
     Хочется спросить, во все ли времена актуально ожидать пришествие Христа? Как в примере с хозяином дома наша сила именно в постоянном бодрствовании. Ожидать Сына Человеческого нужно одинаково неусыпно и в 1-м веке, и в 10-м веке, и в 1844 году и в сегодняшнем 2007 году. Почему бы сэру Уильяму не построить «график изменения ожидания с годами» для сущей наглядности, отложив по горизонтальной оси года, а по вертикальной оси некую меру ожидания, выраженную в условных единицах. Не слишком ли я цинично рассуждаю против выводов сэра Уильяма? А не слишком ли высоко он взлетел в своём мудрствовании?
     Разве могли апостолы и первые ученики позволить себе такую роскошь быть менее бдительными, чем сегодняшние христиане? Разве могли переживания, связанные с сошествием Духа Святого, описанного во второй главе Деяний заменить бдительность? Разве могли удивительные дела, которые творил Бог руками апостолов сделать менее значимыми слово Христа о бодрствовании?
     После монолитного повеления «БОДРСТВУЙТЕ!» по какому-то праву человек  решил взять на себя ответственность написать дополнение к Слову Божьему. Известно, что в государственном законодательстве комментарии к законам намного многочисленней по объему, чем сами законы. Уильям Сирз, видимо подумал все божьи постановления перенести вниз, на землю, чтобы их дополнить, издать обширные комментарии к словам «…о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один…». И заняло это, по его же словам,  около 7 лет.
    Расчет времени пришествия Христа очень напоминает по своей надменности и глупости строительство Вавилонской башни. После потопа Бог повелел людям делать следующее. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.  да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные…» (Быт. 9:1-2). Неужели настолько трудно понять данное Божье указание, так тяжело, грустно его исполнять. Да, грустно, потому что люди попытались дополнить Божье слово и начали строить башню. «…И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.  И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли…» (Быт. 11:3-4). Много веков назад люди пытались сделать себе имя. Не правда ли громко звучит – «Моё Имя!». За это они поплатились, когда Бог смешал языки. «…и рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город…». И всё равно Бог сделал так, как задумал. Людям пришлось рассеяться по земле, потому что они не понимали друг друга. Очень хорошо прослеживается аналогия и с нашей темой. Не пытается ли сэр Уильям Сирз сделать себе имя витиеватыми умозаключениями, отвечая на вопросы «когда?» и «где?». Если Сын Божий не знал дня и часа, а вот сэр Уильям знает! Если много веков назад Бог всё равно спланировал все по Своему, то неужели сэр Уильям думает, что Сын Человеческий пришёл в строго рассчитанный им год.
     Уместно привести выдержку из произведения Эразма Роттердамского «Похвала глупости». «…мне (глупости) действительно захотелось подражать риторам нашего времени, которые считают себя уподобившимися богам, если им удается прослыть двуязычными1, наподобие пиявок, и которые полагают верхом изящества пересыпать латинские речи греческими словечками, словно бубенцами, хотя бы это и было совсем некстати. Если же не хватает им заморской тарабарщины, они извлекают несколько устарелых речений, чтобы пустить пыль в глаза читателю. Кто понимает, тот тешится самодовольством, а кто не понимает, тот тем более дивится, чем менее понимает. Ибо нашей братии весьма приятно бывает восхищаться всем иноземным. А ежели среди невежественных слушателей и читателей попадутся люди самолюбивые, они смеются и   рукоплещут…».
     Необходимо также отметить, что многочисленные попытки производить какие-либо математические вычисления или желание придать словам и пророчествам Иисуса Христа некую символику или обрядовость никаким образом не согласуется с общей концепцией христианского учения описанного во всём Новом Завете, которая, прежде всего, характеризуется не педантичностью, а духовностью и здравомыслием.
    Уже перечисленные выше слова Христа превращают в пыль многочисленные умозаключения сэра Уильяма, но всё же давайте быть более последовательными и рассмотрим всё же некоторые выводы, сделанные в ходе написания книги «Как тать ночью».
 
                2

   Давайте проанализируем некоторые общие умозаключения сэра Уильяма приведшие его к выводу об уже состоявшемся пришествии Христа.
1. Как и Свидетели Иеговы, сэр Уильям делает заявление о некоем библейском правиле – «день за год». Процитирую его слова…
« Когда при изучении библейских пророчеств производится подсчет времени, отрезок времени, именуемый в них "днем", соответствует "году".
          Эта теория основана на следующих пророчествах:
          а. "...сорок дней, год за день..." (Чис. 14:34).
          б. "...и сорок дней... день за год, день за год..." (Иез. 4:6).
          На этой формуле сходились все.»
    Сразу же возникает вопрос: кто эти «все», которые сходились во мнении об этом правиле?  Почему автор не потрудился объяснить, ведь  данное правило является основой для дальнейшего построения столь смелых выводов.  Только Свидетели Иеговы (СИ) и Адвентисты Седьмого дня (АСД) строили свои доктрины на правиле «день за год». Но два примера приведённые из Писания не являются поводом для того, чтобы во всех пророчествах слово день менять на год. Да и зачем Автору Писания так специально запутывать человечество и без того запутавшееся? Я тоже могу создать своё правило, используя 2Петра 3-8: Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.    Не правда ли, что этот текст Писания имеет больше шансов быть применимым в практике, потому что в предыдущих примерах Господь временные превращения соотносил к израильскому народу в Числах 14:34 и к Иезекиилю в Иез. 4:6, а в послании Петра Он обращался ко всем возлюбленным:     « Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные». На каком основании сэр Уильям превращал день именно в год, а не в 1000 лет?

     2.  Автор многочисленное количество раз будто бы пытается убедить читателя о реальности второго пришествия Христа, но данный факт станет пытаться оспаривать только человек абсолютно не верящий в повествующие библейские истории и учение. Об этом очень ясно говорил Христос в Евангелиях.
     Сэр Уильям привел в пример Мартина Лютера: «В книге Хэзлитта "Застольные беседы" можно прочесть, что сам Лютер выражал мысль о том, что Христос может вернуться в 1558 году или спустя 105 лет после захвата Константинополя турками".  Но данную книгу вряд ли можно назвать богословской, не смотря на её уникальность. В той же книге Лютер говорил, что «…разбавляющий вино водой не способен сделать реформацию…». Мы же не станем использовать это высказывание-шутку уважаемого богослова в своей практической деятельности. Если что занять у Лютера, так это его весьма ревнительное отношение к анализу Священного Послания, основной принцип которого можно сформулировать примерно так – «Писание  является мерилом и стандартом любых последующих откровений!».
     Немного продолжая экскурс в историю, необходимо коснуться важной ошибки в датировки некоторых событий сэра Уильяма. Он пишет: «Интересно отметить, что эта дата - падение Константинополя в 1453 году - часто упоминается в пророчествах о Мессии. Мне захотелось выяснить причины интереса к этой дате. А суть заключается в следующем. К 1453 году христианский мир оказался расколотым на три основные части - на римско-католическую, протестантскую и греко-католическую (православную) церкви». Но началом протестантской реформации считается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов, где высказывал несогласие с политикой проводимой папством в части касающейся индульгенций, коррупции, инквизиции и прочего произвола. Что касается Православной церкви, то отделение её от Католической произошло 16 июня 1054 года, когда епископ Гумберг от имени папы Льва-X, вынес приговор об отлучении от Церкви патриарха Михаила Керулария. Таким образом, 1453 год, упомянутый сэром Уильямом не что иное, как результат подгонки фактов под свои рассуждения.

3. Рассмотрим некоторые утверждения сэра Уильяма данные им в 1-й главе  9-й части его книги. Он акцентировал внимание на новом имени, которое будет дано «человеку-мессии 1844 года», приводя места из книги пророка Исийи – «…назовут тебя новым именем…» (Исаия 62:2), «…рабов Своих назовет иным именем…» (Исаия 65:15). При более подробном рассмотрении этих отрывков в контексте главы очевидно, что в первом случае речь идёт не о человеке, которому будет дано новое имя, а обо всём народе Божьем. Достаточно взглянуть на 61 главу Исайи и на несколько стихов 62 главы – «…Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник.  И увидят народы правду твою и все цари - славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.  И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего.  Не будут уже называть тебя "оставленным", и землю твою не будут более называть "пустынею", но будут называть тебя: "Мое благоволение к нему", а землю твою - "замужнею", ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается…» (Исаия 62:1-4).
Второе приведённое место из Исаия 65:15 так же необходимо читать в контексте всей главы, в которой говориться о тех, кто оставил Господа и о рабах Божьих, которым Бог и даст новое имя. «…посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;  рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.  И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,  которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих…» (Исаия 65:13-16).
Попутно хочется отметить, что очень существенная ошибка многих «исследователей» Библии заключается в том, что они выдёргивают фразу из общего контекста не только главы, но и из основного повествования нескольких глав. А деление Ветхого и Нового Завета на главы и стихи не всегда соответствует делению общего Послания Бога на смысловые части, а сделано это лишь для удобства чтения,  и быстрого нахождения нужного места. Поэтому очень и очень важно изучать Писание только в общем контексте написанного, потому что  Библия является именно целостным, а не разнородным словом Бога к людям.

      4. Очень смелое заявление делает сэр Уильям, написав про поиск истины. Он пишет: «…каждому человеку давалось предупреждение о том, что искать истину он должен сам, чтобы быть среди тех, кто "преодолевает" препятствия на своем пути. Каждый должен искать Мессию при помощи внутреннего зрения…». Это весьма распространённое утверждение о том, что «…каждый пусть ищет своё…», или «…у каждого Бог должен быть в душе, не важно как его называть…», или «…каждый пусть найдёт свою истину…» и так далее. Хочется сделать ряд замечаний по данным мнениям. Во-первых, как человек может что-либо искать, не представляя себе, каков он, предмет поиска? Где ему искать? Какой формы и содержания сей предмет? Ну и как же ищущий поймёт, что нашёл именно то, что искал, по каким критериям? Вспоминается один забавный пример из моей курсантской жизни в Авиационном училище. Старшекурсники давали задания молодым (то есть вновь поступившим на учёбу курсантам) следующего забавного свойства: «Вот тебе банка, пойди туда-то и принеси мне пол-литра глиссады». Как правило, молодые не знали, что такое глиссада, а потому быстро мотались именно «туда-то» и спрашивали практически всех, где можно достать глиссады. Услышавшие эту просьбу весьма забавлялись, а если точнее, то ухахатывались, ставив в большое недоумение молодого (для тех, кто горит желанием узнать, что же такое глиссада, может обратиться к справочникам). Далее вытекает следующий вопрос: ищет ли вообще кто-либо истину? Давайте обратимся к Библии. «…нет праведного ни одного;  нет разумевающего; никто не ищет Бога;  все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного…» ( Рим. 3:10-12). Как же человек может самостоятельно иметь в себе прекрасное из желаний искать истину, если помыслы его весьма грязные – «…и увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» (Быт.6:5). Как же возможно своей силой воли искать истину, если этой воли у нас практически нет, потому что мы мертвы, или, если считаем себя живыми, то мы просто-напросто духовные зомби – «…и вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,  в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,  между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…» (Ефесянам 2:1-3). В-третьих, если мы такие мёртвые и ни на что не годные, что же может нас заставить искать?  Имеется только один импульс могущий побудить нас, непокорных Богу, к поиску истины – «…Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. "Вот Я! вот Я!" говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям…» (Исаия 65:1-2).

5. Хочется обратить внимание на некоторые ляпсусы и курьёзы в размышлениях сэра Уильяма по поводу личности мессии, его имени. Вот некоторые его цитаты, от которых я буду отталкиваться в своём анализе.
А. «...очевидно, что принять новое имя во время второго пришествия Христа будет не легче, чем это было во время Его первого пришествия.  Лишь небольшая группа тех, кто правильно понял пророчества и поверил в Мессию во время Его первого пришествия, приняла имя Иисуса из Назарета, как имя Христа, Помазанника и прошло немало веков, прежде чем слово "христианин" стало общепринятым. Во время второго Его пришествия несомненно произойдет то же самое. В одной лишь главе Книги Откровения читаем: 
 1. "...и напишу на нем имя Бога Моего..."
 2. "...и исповедаю имя его пред Отцем Моим..."
 3. "...и не изглажу имени его из книги жизни..." ;
 4. "...так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит... Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты... не отрекся имени Моего…»
Б. «…Мое исследование относительно нового имени ясно показало, что последователям Христа было недвусмысленно предложено отринуть в час Его второго пришествия все, чем они дорожили, точно так же, как их заставили это сделать в Его первое пришествие, если они надеются узнать Его и принять Его новое имя…». «…В день возвращения Христа будет недостаточно следовать старым путем и обращаться к Христу, называя Его старым именем, ибо в той же главе, где обещано новое имя, также сказано о Господе…»
В. «…Он предсказал, что Мессия будет отсечен (распят), когда Ему будет за тридцать лет, и что тот же Дух Сына Человеческого вернется на Землю в 1844 году…». «…Я обнаружил, что Христос неоднократно и недвусмысленно прибегает к двоякому описанию Своего второго пришествия. Иногда Он говорит о Своем собственном возвращении, а иногда - о приходе Другого, отличного от Него.  (Далее идут многочисленные ссылки Новый Завет) «…Пожалуй, имеется достаточно много свидетельств того, что, говоря о Своем возвращении, Христос имеет в виду Христа-Духа, Святого Духа в Нем, который должен появиться вновь. А говоря о пришествии Другого, Он имеет в виду другую ипостась: Человека, Который будет носить новое имя, но будет преисполнен того же Святого Духа…»
Г. «…Возвращение Илии состоялось. Илия вернулся в Иоанне, но не во плоти, а в духе. Я нашел, что это было предречено для Иоанна Крестителя в Евангелии от Луки: "...(Иоанн - Авт. ) Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей... и предъидет пред Ним в духе и силе Илии..."  Это была одна из самых важных "зацепок", которые мне удалось найти во всей Библии. Это оказалось еще одним подтверждением того, почему у Мессии, когда Он вернется, будет новое имя.
 На примере Иоанна и Илии Христос продемонстрировал, что Посланник Божий не возвращается во плоти. Он возвращается именно в Духе Святом, но приходит другим путем, в другую эпоху и под другим мирским именем…»
Я не привожу номера страниц в ссылках, так как в разных источниках страницы могут быть разные. Рассмотрим каждый пункт отдельно. В пункте  «А» не совсем понятно, о каком новом имени идёт речь. Утверждения сэра Уильяма о новом имени Мессии достаточно спорны, так как приведённые автором ссылки из Нового Завета в данном контексте говорят  не о новом имени Мессии. Необходимо отметить, что действительно, важно знать имя Мессии, но знать совсем не так, как оно звучит на разных языках (прообраз имени, или Ф.И.О., которое написано в паспорте у гражданина Российской Федерации). Знать Его имя означает знать Слово Божие, как написано – «…увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.  Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие"…» (Откр. 19:11-13). Чтобы понять эту мысль достаточно вспомнить повествование о распятие Христа, когда один из преступников был помилован и спасён не потому, что понял откровение об имени Мессии, а только лишь потому, что искренно признал свою виню перед праведником, который был распят возле него  – «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.  И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!  И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю…» (Ев от Луки 23:41-43).
Так же мы находим  в Евангелие от Иоанна мысль о  важности именно поклонения перед Ним, а не о каком то знании – «…Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине…» (Ев от Ин. 4:23-24). Так каких же поклонников Отец ищет? Тех, которые пекутся о «Ф.И.О.», или о тех, кто по Истине, всей своей душою стремится к Нему?
Обратимся к повествованию о тюремной ссылке Павла – «…что мне делать, чтобы спастись?  Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой…» (Деян. 16:30-31). Думаю, нет нужды объяснять отличие слова «веруй» от слова «знать» (знать какое-либо имя Мессии). Идея о спасении, имея какое-то мистическое знание, сокрытое от «неищущих» совсем не нова. Во времена евангельских событий существовала философская школа гностиков, проповедующая идею о спасении через некое знание. Попутно необходимо отметить, что последователи этой школы не признавали Христа пришедшего во плоти, на что очень категорично ответил апостол Иоанн – «…всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире…» (1-е Иоанна 4:1-3).
Ну и чтобы совсем прикончить «гностического духа», произведём контрольный выстрел следующими словами Самого Иисуса Христа – «…Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную…» (Ев от Иоанна 3:16). Так что же спасает? – вера; вера в кого? – в Сына Бога. И далее читаем, за что же будут осуждены человеки (в том числе  гностики и подобные им) – «…неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия…» (Ин. 3:18). Опять мы читаем ключевое слово – «вера», а не знание. В 11-й главе послания к Евреям повествуется огероях веры, а не о героях знания. Не стану приводить ещё многочисленные ссылки на Библию, где говориться, что спасает исключительно «Вера», потому что это не входит в задачу данного исследования.
Далее необходимо акцентировать наше внимание на цитаты пункта «В», взятые  из книги сэра Уильяма. Автор порядком запутался называя Христа то Духом, то реально пришедшем во плоти, то утверждения о приходе Мессии с новым именем, но наполненным тем же духом, что и Христос. Действительно, Христос говорил о том, что придет «отличный от Него», но говорил Он не о новом Мессии, который придёт в 1844 году, а о Духе Святом. То что личность Христа и личность Духа Святого это различные ипостаси, видно из целого ряда мест Нового Завета, например: «…Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам…» (Ев от Иоанна 14:26); «…Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне…» (Ев от Ин 15:26); «…Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;  если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем…» (Ев от Матф. 12:31-32). Эту мысль можно продолжить, приведя положения из Второго Вселенского Собора имеющего место быть в 381 году в Константинополе при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов. Ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью тезисами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никео-цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена. Одно из положений символа веры гласит: «…(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки…», далее шире раскрывается это положение: «…Иже от Отца исходящаго - Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима - Которому следует поклонятся и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки - говорившего через пророков. Я верую, что третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святый - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям. Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном и Ему следует также поклонятся и прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все священные книги. Говорим мы здесь и о главном в нашей вере - о тайне Святой Троицы: наш единый Бог - это Отец, и Сын, и Дух Святой. Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя (Ев от Матф. 3:16-17), а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2:1-4).
Рассмотрим приведённые цитаты в пункте «Г». Исходя из вышеизложенных положений 2-го Вселенского Собора, необходимо понять, что Одно дело сама личность Святого Духа, а другое дело – человек, исполнившийся Духом. Исполнится Духом может не только Мессия, но и обычный человек, которого избрал Бог. Вспомним,  например, историю, описанная в книге Царств про первого царя Израиля  Саула, который впоследствии сильно согрешил перед Господом: «…Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.  Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них..» (1 Царств 10:9-10). Вспомним священника Захария, жившего на стыке двух Эпох: «…И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:  благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему…» (Ев от Луки 1:67-68). Был исполнен Духом и импульсивный Пётр, который порой перечил Христу, а впоследствии и отрёкся от Него: «…Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!..» (Деян. 4:8). Нельзя обойти и апостола Павла, который ревностно гнал Церковь Божью, а, значит, и Самого Христа: «…Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,  сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?..» (Деян. 13:9-10).
Люди исполнялись Духом не потому, что были праведниками, ведь каждый человек неправеден перед Богом, а только исключительно по милости Божьей. Исполнившись Духом, человек не делается праведником, это не даёт ему никакого права превозноситься над другими, это не делает его свободным от борьбы с различными соблазнами и искушениями. Исполнившись Духом человек мог пророчествовать, исцелять людей, творить некоторые чудеса, но никоим образом нельзя его назвать Мессией… он просто-напросто человек и не более того. Так же очень важно знать, что человек, исполнившись Духом, не может являться непререкаемым представителем истины в высшей инстанции. Нельзя забывать, что человеку свойственно ошибаться (искренно или сознательно), ему свойственно иметь желание срывать лавры с непренадлежащего ему дара, ведь спесь и гордыня весьма коварные искушения которыми подвергаются все люди. Уместно привести критерий, по которому в Ветхом Завете испытывался пророк. «…Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо,  и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", -  то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;  Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь…» (Втор. 13:1-4). Другими словами можно сказать так, что всякое слово, сказанное или пророком, или ясновидцем, или человеком, исполнившимся Духом, или кем-то ещё, необходимо бескомпромиссно сверять с Писанием. Бог не изменяется, Он первый и Последний, Начало и Конец, Альфа и Омега.
Что же можно сказать о богодухновенности того или иного откровения, изложенных в различных писаниях. Например, принятие библейских книг за богодухновенные – весьма значительный процесс. Известно, что в течение библейской истории было написано также много других книг, как до Христа, так и после Него. Однако они не вошли в канон Библии. Те книги, которые вошли в канон, не получили признания богодухновенности немедленно после того, как они были написаны. Все они сначала прошли через долгое время проверки и испытания. Лишь когда их благотворное влияние и доктринальное учение стали очевидными, тогда они были призна¬ны достоверными.
Если взять Новый Завет, то все двадцать семь его книг были признаны богодухновенными только в конце четвертого столетия. Относительно богодухновенности отдельных его книг были разногласия и разные мнения. Это продолжалось до тех пор, пока не стало понятным, как для всей Церкви, так и для ее служителей, что двадцать семь книг нашего Нового Завета являются богодухновенны¬ми. Это случилось в 367 г., когда Афанасий Александрийский в своем пасхальном послании предложил список двадцати семи книг и посланий нашего Нового Завета для принятия их всей Церковью. Так оно и случилось. Все христиане признали эти книги и послания, как истинное Слово Божие, равное по божественному вдохновению каноническим книгам Ветхого Завета.
Николай Васильевич Порублев в своей работе «Культы и мировые религии» отмечает следующий удивительный факт. «…Имея в виду многовековую практику принятия непререкаемо¬го значения Библии, приходится удивляться тому, как поспешно и необдуманно люди верят различным «откровениям» и странной писанине их основателей. Кому-то являются какие-то видения или он слышит голоса, и вдруг разрабатывает свою теорию, выдвигает «научные» идеи, которые через пару десятков лет становятся уста¬ревшими, затем смешивает все это с идеями других религий, делает выводы и пишет книги. Сразу же находятся люди, которые прини¬мают эти ложные теории за божественные откровения и распростра¬няют их среди других людей…»

               
                3
     Рассуждая о втором пришествии Христа, можно выделить два пути их возможного исполнения. Первый путь – придёт кто-то имеющий имя Мессии, но не являющийся таковым на самом деле. Второй путь – придёт Сам Христос, Сын Божий, сшедший с небес, восшедший на небеса, но одновременно пребывающий на небесах, как написано – «…Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах…» (Ин. 3:13).
Говоря о первом пути необходимо заметить то обстоятельство, что таковых субъектов назвавших себя мессиями было за 19 веков великое множество. Например… Читаем в Новом Завете о двух таких личностях: «…Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.  После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались…» (Деяния 5:36-37). В 17 веке в России зародилось движения «хлыстунов» которому дало толчок некое откровение свыше. В начале царствования царя Алексея Михайловича в Муромском уезде, на гору Городину сошел с неба Бог-Отец Саваоф и воплотился в отставного солдата по имени Даниил Филиппович. Он много лет проповедовал в Костромских, Владимирских и Нижегород¬ских пределах. Своим сыном и преемником он объявил муромского крестьянина Ивана Суслова и в 1649 г. даровал ему свое божествен¬ное естество. Лжехристос Суслов избрал себе «богородицу» и 12 апостолов.
 Опять же, в России, только в 18 веке зародилось движение иного толка и снова под влиянием откровение свыше, это так называемые «скопцы». Ересь скопцов появилась после смерти в 1762 г. императора Петра III, когда орловский крестьянин Кондратий Селиванов объя¬вил себя Петром III. Он считал себя также Сыном Божиим Иисусом Христом, который пришел, чтобы спасти людей от сладострастия и ввести в мир огненное крещение. Методом его спасения было оскоп¬ление людей, которые следовали ему. Этот новый лжемессия ставил себя так высоко, что требовал от своих последователей особого почитания. Они преклонялись перед его изображением, амулетами, которые он раздавал, и разными реликвиями, как например, обрез¬ками ногтей и волос.
Интересно происхождение чисто корейского культа, известного под названием Церкви единения (или соединения). Ее основателем является кореец Сан Мьюнг Мун, который, хотя формально не объявляет себя последним мессией, но всячески показывает, что является им. Мун учит, что во время Своего пришествия на землю почти две тысячи лет тому назад Христос не смог полностью выпол¬нить Божиего замысла о спасении человечества. Поэтому должен прийти другой, последний мессия. По мнению Муна, этот мессия должен быть коренным жителем Кореи, страны, которую Мун называет «третьим Израилем». Позже он рассказывал, что в пасхальное воскресенье 1936 г., когда ему было 16 лет, во время уединенной молитвы на одной горе в Северной Корее, он увидел чудное видение, которое стало домини¬рующим фактом в его жизни. Он засвидетельствовал, что ему явил¬ся Иисус и громогласно повелел ему исполнить ту миссию, которую Он Сам не смог исполнить. «Миссия для совершения Божией воли на земле не была исполнена. Теперь ты должен быть ответственным за исполнение этой миссии».
Интересен случай в Америке, когда в 1914 г. один человек африканского происхождения по имени Джордж Бэйкер объявил себя Богом. Вначале мало людей ему верило. В 1927 г. в его группе насчитывалось около сорока человек. Однако Бэйкер не унывал. В тридцатых годах, во время экономической депрессии, он переменил свое имя на Отца Божественного и начал усиленно заниматься благотворительной деятельностью. Он кормил бедных, находил работу для безработных и делал много других добрых дел. Люди начали приходить к нему. К 1936 г. у него было 160 миссионерских точек в разных штатах Америки. Его последователи не шутили, когда говорили о нем, как о Божественном. В 1950 г. в Голландии простой рыбак по имени Лоуренс ван Воортхуицен также объявил себя Богом и тоже провозгласил, что никогда не умрет. Нашлись люди, которые ему поверили, и таким образом образовался культ лоуменшенов – людей Лоу. Этот неве¬жественный человек учил, что Библия людям не нужна и спасутся только те, кто будет следовать за ним. Однако, несмотря на заявле¬ние о своем бессмертии, он умер в 1967 г. к удивлению всех своих последователей. Культ лоуменшенов тоже вскоре исчез.
Нет нужды перечислять многочисленных мессий и богов, это  процесс займет немало времени. Необходимо вспомнить, что на вопрос учеников Христа: «…скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?...», Иисус как бы перевел внимание совершенно в другое русло, акцентируя внимание не на времени прихода о на опасности заблуждения: «…берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,  ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят…» (Мтф. 24:4-5). Можно встретить в Новом Завете множество случаев, когда Христос переключал внимание учеников на первостепенные вопросы, например – «…семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем… однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах…» (Лк. 17-20). Опять же, нет нужды перечислять все эти случая, так как для читающих Библию (хотя бы читающих, а не глубоко анализирующих) это вполне известно. Итак, говоря об имени или звании Иисуса Христа очень важно привести место из послания Иоанна, так же говорящего о «новых Христах» неизвестно от куда появляющихся в последнее время. «…Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.  Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши…» (1-е Иоанна 2:18-19). Обратим внимание на звание – антихрист. Здесь важно знать, что приставка "анти" в греческом языке означает не только "против", а еще и "вместо". Антихрист приходит вместо Христа, т.е. подменяет собой Христа. И чтобы такая подмена могла произойти, он должен быть очень похож на Христа. Другими словами, зачем мне искупитель Иисус Христос, когда есть (то есть был) пророк Зороастр, зачем мне Иисус Христос, когда есть (то есть был) Мухаммед, зачем мне Иисус Христос, когда есть (то есть был) некий , Сан Мьюнг Мун, зачем мне Иисус Христос, если есть (то есть был) «хлыстун» Даниил Филиппович, зачем мне Иисус Христос, если есть (то есть был) Махариши Махеш Йоги, учитель  трансцендентальной медитации, зачем мне Иисус Христос, если есть (то есть был) Баха-Улла (и его многотомные произведения), зачем мне Иисус Христос, когда существовал целый пантеон богов в египетской, греческой, вавилонской индийской мифологии (которых можно чисто прагматично выбрать исходя из культурного и социального положения в обществе), зачем мне Иисус Христос, если есть некая энергетическо-информационная субстанция существующая где-то в неэвклидовом пространстве управляющая нашими чакрами и аурами, зачем мне Иисус Христос, когда есть «Я» (пока ещё есть) со своими философско-интеллектуально-религиозными воззрениями, перемешанными с большим жизненным опытом?
Апостол Иоанн в своих посланиях  говорит, что антихристов много (см.1Ин.2:18,22, 4:3; 2Ин.1:7). В этом смысле антихрист с маленькой буквы - это любой человек, выступающий и в позиции «против Христа», и в позиции «вместо Христа». Диакон Андрей Кураев - профессор Московского Свято-Тихоновского богословского института следующим образом говорит об антихристе: «…Антихрист - это зеркальное отражение Христа. Вообще, для античной и средневековой культуры зеркало - очень странный предмет, в котором есть что-то такое неправильное. В энциклопедии "Мифы народов мира" помещена статья об Антихристе, которую сопровождает хорошая иллюстрация - фреска из одного итальянского собора эпохи Возрождения, где изображен Антихрист, стоящий посредине толпы. Этот антихрист внешне очень похож на Христа: у него одежда Христа, волосы Христа, прическа Христа, и лицо, в общем-то, Христа. Различается лишь одна деталь - у него злые-злые глаза. Здесь можно отметить некоторое зеркальное подобие: мы видим, что у Христа было три с половиной года земной проповеди, земного служения. Точно также Апокалипсис говорит, что три с половиной года будет длиться земное владычество Антихриста. У Христа были чудеса, несомненно, антихрист будет "творить чудеса". У Христа были свои ученики, была своя Церковь, конечно же, и у Антихриста нечто такое будет. Христос был универсально открыт, несомненно, Антихрист тоже будет универсально открыт, и тоже будет готов вобрать в себя и подчинить своей власти, своему "евангелию" все культурные, национальные и религиозные традиции, каждую из них перетолковав по-своему…» (См. Электронный Журнал «Фома» от 21.08.02).
Рассмотрим другую альтернативу, когда должен придти Сам Иисус Христос. Во всех евангелиях, где говориться о втором пришествии, Иисус говорит, что придёт именно Он, Это очень важно отметить. Все признаки, которые предшествуют приходу Мессии говорят не о приходе некоего субъекта, исполненного Духом, не пророка, предсказывавшего с точностью грядущие события; не о приходе удивительной личности, обладающей непревзойдённой нравственностью и удивительной добротой, не о приходе великого писателя или учителя, который напишет многочисленные труды, которые потрясут мир своей ясностью, чистотой изложения, своей толерантностью к другим учениям; не о чудотворце, исцеляющего многие болезни, приход которого будут сопутствовать многочисленные знамениями на небе и на земле. Потому что перечисленные критерии может иметь и беззаконник, о чём говорит Апостол Павел: «…И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,  и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения…» (2 Фес. 2:8-10).
Придёт именно Иисус Христос!!! Тот, который сошёл с небес, и одновременно пребывающий там; Тот, которого Бог отдал, чтобы всякий верующий не погиб, но имел вечную жизнь (Ев от Ин. 3:13-16). Это тот, Кто назвал себя Вседержителем: «…Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель…» (Откр. 1:8). Это тот, через Которого всё начало быть: «…Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.  В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.  И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…» (Ев. от Ин. 1:3-5). Это тот, Кто Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ев. от Ин.5:18), Это тот, Которого «…Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,  дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,  и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца…» (Фил. 2;9-11). А преклонятся перед Ним все, потому что престол Его во веки веков (Евр. 1:8), и у Него всякая власть и на небе, и на земле (Ев от Матф.28:18). Это тот, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:3). Это тот, Которым «…создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;  и Он есть прежде всего, и все Им стоит.  И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство…» (Колос. 1:16-18). Это тот, Который «…есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим…» (Откр. 2:23). Это тот, который пребывает вечно, спасает всегда: «…Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,  посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.  Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,  Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого…» (Евр. 7:24-27). Этот тот, в Котором верующие имеют «…искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,  каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении…» (Еф.1:7). Это торжественно восседающий на белом коне Царь царей и Господь господствующих: «…вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.  Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".  И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.  Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.  На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих»…» (Откр. 19:13). Это тот, кто воскрес из мёртвых и верующие всего мира, на протяжении 19 веков говорят «Воистину Воскрес!!!».
Теперь позвольте спросить: для кого из живших и живущих на земле можно на 100% применить все эти слова? Неужели сэр Уильям убеждён, что все перечисленные качества Христа напрямую соответствуют человеку с именем Баха-Улла, ныне покойного. Если это действительно так, тогда я готов снять с себя не только мою шляпу, но и свой скальп.
Теперь можно сделать некоторый вывод исходя из анализа двух альтернативных путей. Если покойный Баха-Улла не обладает всеми перечисленными качествами, которым обладал и обладает Иисус Христос (о чём повествует нам Библия), если 1844 год не есть год пришествия Христа, тогда напрашивается другой альтернативный путь, кем же является покойный Баха-Улла… (см. стихи апостола Иоанна об антихристах в 1-м и 2-м посланиях).


…и в заключении

В заключение хотелось бы сказать, что в своём «Слове…» я не ставил целью критично оценивать буквально каждый вывод сэра Уильяма, поскольку это заняло бы долгое время. Если он, по его словам, писал книгу около 7 лет, то и мне потребовалось бы большое время для более обширной критической статьи. Бесспорно, что факт пришествия Иисуса Христа достаточно точно и подробно изложен в Библии, но вот проблема с определением точного времени существует не только у сэра Уильяма, но так же и у многих странствующих во времени истолкователей, например, у Свидетелей Иеговы. Суждения последних по вопросу хронологии исторических событий, описанных в книге пророка Даниила, а так же анализ пророчеств, весьма схожи с рассуждениями Уильяма Спирза. Я не стал подробно затрагивать хронологические вопросы, а также вопрос о личности архангела Михаила, коим посвящено достаточно места в «Книге о так и не наступившем пришествии». Эти темы достаточно подробно анализируются в публикации Игоря Скерцо «Тайное общество сторожевой башни», повествующей о весьма непоследовательной теологии Свидетелей Иеговы. Весьма легкомысленный метод использование библейских отрывков я обнаружил у сэра Уильяма, который можно представить следующим образом.  Витает в воздухе или в мыслях некая идея, некое откровение, которые стратегически важно последовательно обосновать. Что, как не авторитетнейшая книга Библия идеальное для этого средство? Затем необходимо взять тематическую симфонию и тщательно искать определённые слова или словосочетания, которые наиболее близки по содержанию к обосновываемой идее. Составляется огромный список данных ссылок, а так же, газетных статей и прочих источников и подгоняются под основной замысел нужные отрывки, а неподходящие умалчиваются. И самое главное,  ни в коем случае не надо анализировать библейские стихи в контексте главы или общего повествования, потому что это может навредить «божественному откровению».
Сэр Уильям, который постоянно прибегал к текстам Библии позабыл, или хотел позабыть важный критерий любых откровений (описанный в той же Библии), о который спотыкаются очень, очень многие современные и прошлые пророки. «…И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.  Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.  Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.  И духи пророческие послушны пророкам…» (1-е Коринф. 14:29-32). И ещё: «…Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема…» (Галатам 1:8). Как уже упоминалось выше, ни сам Христос, ни апостол Павел, ни другие ученики, ни последующие  Вселенские Соборы, которые полагали основания христианского вероучения основанного лишь на Библии, а не на человеческих домыслах, ни последующие Отцы Церкви, такие как Афанасий Александрийский,  Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин Гиппонский, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Жан Кальвин и другие, не занимались высчитыванием даты и поиском мессии, а лишь всё более и более раскрывали учение Христа. Совсем уж не корректно и в высшей степени легкомысленно взять и перечеркнуть одной книгой все 19 вековое наследие Христианской Церкви, все многочисленные труды  библейских учителей и самое главное, простые и ясные слова Иисуса Христа, который был, есть и в скором времени грядёт.