26 января, день Республики

Таня Московцева
Через два дня мы вернулись в Чуру. Я отказалась спать на втором этаже, где собирала  себя по косточкам после  люто холодной  ночи, и мне предоставили кабинет бывшего  сподвижника Индиры Ганди,  с пыльными книгами, законами и проектами. Нашла там Бхавадгиту на английском, и  Джайсинг  подарил мне ее.

Как-то я попросила разрешения пойти погулять по городу.
-  Будь осторожна. До ратуши и обратно, никуда не сворачивай! Если что – называй мое имя и держи телефон рядом с собой, - таковы были  «напутствия».
Я   бродила по центральной улице, обходя излишне настойчивые призывы  купить товар, получила нагоняй от одного  прохожего, что сфотографировала его без разрешения. Пришлось извиниться: мол, целью моей был вон тот дом, но никак не  этот уважаемый господин.
Обошлось без скандала.
…  наблюдала  за оживленной торговлей,  жителями Раджастана,  поражаясь той вежливости, с которой  богатые иномарки пропускали  повозки с верблюдами.
Я была бы не я, если бы не устроила шоу на рынке с покупкой  фруктов и овощей: продавец  стал на время моим учителем  языка раджастани, и можете представить, сколько желающих было посмотреть на  веселую русскую, пытающуюся все названия повторить на четырех языках. Публика была в восторге, а я повеселилась вместе с ними  от души, зная, что  такое оживленное место  безопасно.

 На следующий день я осмелела  и забрела в ужасные трущобы. Узенькая улочка, грязные стоки  вдоль домов, а домами это даже не назовешь -  сплошная каменная стена с прорезями  дверей, и в них дети,  старики  и …собаки! Прожила  в Индии почти месяц и  впервые увидела собак! Можно было бы домыслить этот факт, но Индия  в принципе вегетарианская страна.
Люди молчаливые, настороженные…уверена -  иностранцы здесь никогда не появлялись. И по улицам вслед за мной бродил холод и  страх! Я заблудилась!  Мимо промчался  мотоцикл с парнями, припечатывая меня  к стене, затем резко развернулся и  резко затормозил перед моим носом:
– кто такая, откуда, что здесь  делаешь?
 Сердце в пятки ушло. Я почти выкрикнула имя  Джайсинга, заявив, что я его гостья:  самый надежный способ защититься – гость неприкосновенен! (но очень-то не рассчитывайте на этот способ на улице!).  Мне сказали потом, что это бедный мусульманский район. Я так и не  успела поговорить с друзьями о мусульманах Индии. Правда Манси  как-то рассказывала, что у нее есть друзья  из «разных религий» и  мусульмане, если хорошие, то это на 200 процентов (лучше друзей не найдешь), если плохие – жди что угодно от них.

Чем же я занималась в Чуру последние дни? Главное – это подготовка ко  дню республики  Индии, 26 января.
Мы репетировали!
Одна из племянниц, Ваншика, очередная моя учительница танцев, -   хрупкое, длинноногое создание, танцевавшая с  необыкновенно очаровательной  грациозностью  подростка -   решила, что я могу достойно  вписаться в  их танцевальный коллектив, и познакомила меня со своими 12летними подружками. И  тут началось: - Таня, встань сюда,  да не один, а два шага, не маши руками как на пожаре, двигайся, но ты же  не черепаха,  голову держи…
… в общем, досталось мне  на репетициях.

День Республики -  это не семейный или домашний праздник, не повод усесться за стол и устроить вечеринку. Частная и общественная жизнь разграничены.  Семья  может быть и  ячейка общества, но только не в нашем понимании.  Что ни говори – асоциальны индийцы. А я ведь думала, что этот день для них великий праздник!   Нет, только  для государственных, официальных  учреждений  и конечно  школ. У  них, правда, есть еще и день независимости, в августе. Там, говорят, всеобщее ликование!

Итак, по совету Джайсинга  я отправилась с его племянниками в  школу. Меня представили мадам (Химаншу)  – солидной  хозяйке и директору новой частной школы. Мы  пили чай, гуляли по  школьному саду (в этой пустыне даже скромно выращенный   цветок – гордость жителей), разговаривали  о положении женщины в индийском обществе.
 – Нет, нет, женщина в нашем обществе очень бесправна, – сетовала эта строгая, независимая  дама, уверенным   взглядом окидывая свои владения!
Мадам пригласила меня на праздник: для ее учеников  будет приятным развлечением – увидеть   русского гостя.
 А я очередной раз  поразилась  сочетанию  прямолинейности, открытости  в непосредственном общении  с  неприкосновенностью  своего и  чужого внутреннего мира и жизни.

26 января, ранним утром, меня  дружно будили и дети и взрослые: спала я в Индии много и крепко.  При температуре в 5 градусов тепла  в белом летнем  индийском наряде и  символическом свитере, в открытой трехколесной машине   я  чувствовала себя снегурочкой. Дети в предвкушении веселья озорничали, теребили меня вопросами, не понимая, почему же их aunty Таня  только зубами стучит.
 «Веселье»  началось  очень официально:  «линейка» во дворе с флагом и гимном, торжественной речью. Затем мы перебрались в так называемый зал – с тремя стенами, голым цементным полом и   ветром, живущим, как мне кажется, постоянно в этой еще строящейся школе.  Младшие  учителя, видя мое состояние,  уже не спрашивая, отогревали меня  чаем.
Сначала были доклады   учеников, потом  мадам неожиданно  пригласила меня на трибуну и я впервые  на английском языке   выдала без подготовки  такое трогательное  поздравление, что сама чуть не разрыдалась.  Бурные аплодисменты… все дети прекрасно поняли мой  pronunciation.
Закончился праздник   потрясающими танцами и весельем учеников и учителей. Кстати, родители на  такие праздники не ходят вообще, и дети устраивают  все это для себя, а учителя для детей и …для страны.
Пели и танцевали  они так захватывающе  и талантливо,  что  я даже забыла про фотоаппарат –   ни одной  фотографии! А потом на сцену вышли мы: учителя, одноклассники Ваншики и … я.  С  испугу станцевала все, чему меня бесцеремонно учили девчонки. Нас вызывали на бис!  С не меньшей бесцеремонностью  они подхватили  мадам и старших учителей  в наш круг  и заставили их танцевать!
 
После веселья  мадам строго раздавала указания по отъезду  школьников домой.  Дисциплина невероятная! Детишки угощали меня конфетами, строили рожицы, просили что-нибудь сказать  или написать по-русски, но как только слышали  ее голос,  исчезали со скоростью света.   А  мои подружки старшеклассницы, которые чуть ли не кидали   мадам из стороны в сторону  во время танцев,  слушали ее с таким почитанием и чуть ли не  подобострастием, что я подумала тогда: что ж, кастовость все-таки  имеет свои  плюсы!  Кстати, накануне я видела драку  среди младших школьников. Учителя очень долго выясняли, кто прав, кто виноват, спрашивали   других учеников, и только потом наказали истинного виновника, а не всех участников драки. И не лень же было обыкновенную драку так тщательно анализировать! Но  справедливость и уважение  к детям  -  превыше всего.

Мадам  была довольна русской   (ведь единственные гости у них были из Германии на открытие школы, которую и  помогали строить), а   Ваншика   - горда, что ее гостья не "провалилась" на представлении , и мы с триумфом уехали.