О себе

Наталья Минчакова
     Родилась я через 10 лет после войны в старинном купеческом городке Слободском на берегу реки Вятки.

     Ребенком была внеплановым, но любимым. Однажды моя мама сообщила папе, что знает хороший рецепт, чтобы в доме не заводились лишние детки... Нужно было накапать 5 капель йода на стакан теплого молока, а затем выпить это чудодейственное средство залпом... Вот так я и появилась на свет – от 5 капель йода... Дай Бог здоровья той кумушке, которая присоветовала маме такое средство!

     В моей «родословной» присутствует много знаменитых вятских фамилий. Фамилия деда по матери – Анфилатов – принадлежала слободскому купцу Ксенофонту Анфилатову,  который основал в нашем городе первый в России общественный банк. Купец этот известен еще и тем, что в 1806 году послал в Соединенные Штаты два  судна с товарами, завязав, таким образом, торговые отношения с ними. И в этом деле он был первым в России. Напомню, что дипломатические отношения России с Соединенными Штатами были установлены в 1809 году. До революции главная улица нашего города носила имя купца Анфилатова. Мой дед, Анфилатов Степан Григорьевич, утверждал, что боковыми веточками наши родословные переплетаются. Дед хранил документы, доказывающие наше родство, но бабушке пришлось сжечь все бумаги после его ареста в 1938 году.

     Моя прабабушка по отцовской линии, Бакулева Параскева Дмитриевна, была родом из деревни Бакули, откуда вышел известный врач-кардиолог Александр Николаевич Бакулев. В нашей семье даже считалось, что мой дед и академик Бакулев были дальними родственниками. Позже, благодаря слободским краеведам, которые воссоздали  генеалогическое древо всей деревни Бакули от 15 века, я узнала, что корни у нас одни, а вот веточки – совсем разные. Тем не менее, А.Н. Бакулев не забывал своих деревенских земляков. Когда с папой случилась беда на Сахалине, где он служил вначале 50-х, Александр Николаевич сделал все, от него зависящее, чтобы помочь отцу.

     Отец, боевой офицер, был призван на фронт в 1942 году из города Свердловска, где он учился на 3-м курсе Горного института. Воевал,  дошел до Берлина, был демобилизован в 1955 году в звании капитана.

     Моя мама окончила 7 классов в 1941 году, во время войны пошла работать. По работе ее послали в татарское село Карино. Местные жители жалели маленькую хрупкую зеленоглазую русскую девочку. Порой они подкармливали ее - то кусочком хлеба, то картошечкой. Благодарность за этот военный кусочек хлебушка мама пронесла через всю жизнь.

     Родители встретились в конце 40-х годов, их брак зарегистрирован летом 1949 года. Моей маме и старшей сестре Миле полной мерой пришлось хлебнуть нелегкой доли жены и дочери офицера. После войны отец служил на Сахалине, в Молдавии, на Украине, в Германии. И только в 1955 году, в год моего рождения, родители купили часть старинного купеческого дома в центре города Слободского. Дом стоял по ул. Большевиков, напротив военного городка. В нем прошло мое детство.

     Воспитывала меня бабушка, Евдокия Андреевна, суровая и справедливая женщина, которой много пришлось повидать на своем веку. У меня было много подруг, с которыми мы делились единственной конфетой, любимой игрушкой и кусочком хлеба с посыпанным сверху сахаром, а порой и солью. Весь город был наш! Огромные старые тополя прятали нас от солнца, река Вятка дарила нам прохладу, городские колонки щедро делились водой для питья. Одна из нас, обычно самая крепкая, давила изо всех сил на рукоятку колонки, просто повисала на ней, а остальные девчонки подставляли ладошки под мощную струю ледяной воды. Еще вкуснее было пить воду, хватая холодную струю губами. А еще можно было мыть ноги прямо в сандалиях, а потом аккуратно выливать из них лишнюю воду. Сандалики и ноги были почти чистыми! Но мокрыми...

     В старом городе было множество интересных и таинственных мест, стоящих нашего внимания. Город сам раскрывал нам свои секреты. Старинные купеческие здания, добродушные львы на фронтонах, гостиные дворы на главной улице, старая площадь с часовней, на которой били куранты... Город манил нас за собой своими неизведанными тайнами... Родители вечно были на работе, а я всегда обитала у бабушки, которая регулярно подкармливала меня. Бабушка выставляла мне на обед стакан молока, краюху хлеба и полное блюдце ягод. В тот момент не было ничего вкуснее!

     Читать и писать я начала рано – лет в пять. На ящике с рассадой огурцов, заботливо выращенных  мамой, крупными печатными буквами я написала слово из 8 букв: «ПАМИДОРЫ». С тех пор начала читать всю литературу, которая попадалась мне под руку, в том числе и все учебники старшей сестры.

     Пришла пора, и я пошла в школу. Поскольку в садик я никогда не ходила, школу посещала с большим удовольствием. Учеба не доставляла мне больших хлопот, вот разве что чистописание никак не давалось. Я старательно выводила буковки, но они у меня получались какие-то разнокалиберные, с наклоном, то вправо, то влево, то совсем без наклона... а еще эти кляксы! Порой приходилось переписывать вновь и вновь, и мне было очень досадно, ведь в мире было столько всего интересного помимо этих прописей! Я уже тогда знала, что умные люди придумают что-нибудь, чтобы не водить тупым перышком с чернилами по бумаге! Я была оптимисткой!  Авторучкой нам разрешили писать только в пятом классе, потом появились шариковые ручки...

     Училась я в старинной школе, бывшей гимназии, которая была основана в 1859 году. Два поколения нашей семьи посещали старую школу – от начала 30-х, до начала  70-х. Мне хорошо давалась математика, по этому предмету я занимала первые места на городских олимпиадах, а также русский язык и литература.
При выборе профессии, спор между физиками и лириками был решен в пользу физиков, и я поехала поступать в славный город Ленинград, выбрав себе специальность «Электронно-вычислительная техника».

     Пять лет, прожитые на Петроградской стороне в студенческом общежитии электротехнического факультета, стали лучшими годами моей жизни. Жаль, что пролетели они слишком быстро. Мне нравилось бродить по Питеру, иногда я даже сбегала с лекций и шла домой под питерским моросящим дождиком. Мой путь проходил через Сенную площадь, Апраксин Двор... Далее я поворачивала в сторону Невы, шла по Невскому проспекту, затем через Дворцовую площадь – мимо Зимнего Дворца, проходила по Дворцовой Набережной. На Дворцовой площади часто стояли фотографы. «Давай сфотографируем, курносая!»  - кричали они мне. Фотографии были черно-белыми, они высылались потом во все города Союза по нужному адресу. А Питер был цветным – Зимний Дворец в ту пору был покрашен в нежно-голубой цвет, там было еще что-то в белом и золотом цвете, ростральные колонны – в белом и красном, купол Петропавловского собора сиял золотом. От Невы веяло свежестью и запахом корюшки. Мне нравилось просто шагать по городу и любоваться его красотой. Невская вода завораживала, на нее можно было смотреть часами...

     Темой моего диплома была разработка процессора на магнитных сердечниках.  Скажем прямо, что перспективы особой у такого процессора не было, т.к. скорость его работы была невелика. Его, конечно, можно было разработать. Но не нужно. Диплом я защитила на 5 баллов. От магнитных сердечников в вычислительной технике отказались только в конце 80-х годов.

     По распределению я попала на Урал, в небольшой поселок с населением в 14 тысяч человек. Много лет проработала инженером-электроником на электромеханическом заводе, была единственной женщиной в группе персонала, обслуживающего вычислительную технику. Видела несколько поколений электронных машин, могу говорить на эту тему часами... Позже работала системным программистом, прикладным программистом. Программирование увлекало меня, как карточная игра, по ночам я обдумывала постановку задачи, а днем меня невозможно было оторвать от компьютера.

     Летом 1980 года, в год Московской Олимпиады, я выдала замуж свою студенческую подругу Майку, а затем, в тот же год, неожиданно для себя, и сама вышла замуж за простого уральского парня. Осенью 2010 исполнилось 30 лет, как мы вместе. Подняли на ноги двух сыновей, непростое это дело... Мои сыновья получили различное образование, но, так или иначе, их жизнь тоже связана с вычислительной техникой. В августе 2010 года мы женили старшего сына. Младший в этом вопросе давно опередил брата. Я рада, что мои мальчишки идут по жизни не в одиночку, и молю Бога, чтобы у них все было хорошо.

     В общем, жизнь идет своим чередом... Дни бегут... Мелькают листки календаря... Год за годом уходит в прошлое... И надо еще многое успеть, не опоздать бы...