Артистка

Антонио Злобин
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ЗИНА – (Романова Зинаида Матвеевна), народная артистка, 70-ти лет, с копной седых, вьющихся волос на голове. Немного в теле, на столько немного, что её это не портит, а да же украшает, предавая образу величественность.

ВЕРА – (Сергеева Вера Николаевна), народная артистка, соседка и верная подруга ЗИНЫ.

НИКОЛАЙ – художник, 65-ти лет, муж ЗИНЫ.

АННА – дочь Зины, оперная певица.

ВИКТОР –  муж Анны, кинопродюсер.

КРИСТИНА – внучка Зины, дочь Анны и Виктора, студентка театрального института.

ДАВИД – молодой человек Кристины.

ИГОРЬ – юный фельдшер «скорой помощи», светловолосый, худощавый, с очками на носу.

ФЁДОР – фельдшер «скорой помощи», мужчина 60-ти лет, высокий, крепкого телосложения.

СЕРГЕЙ, ВОЛОДЯ, НАСТЯ – творческая молодежь.




ДЕЙСТВИЕ ПРОИСХОДИТ В МОСКВЕ, В НАШЕ ВРЕМЯ.





















АКТ I

СЦЕНА 1

Авансцена.
Занавес закрыт.
Летняя ночь. Улица.
Справа, возле фонарного столба стоит скамейка.
Слева на сцене появляется молодой человек с гитарой – СЕРГЕЙ. Припадает на одно колено и начинает играть весёлую мелодию. Справа выходят, пританцовывая девушка - НАСТЯ и второй молодой человек – ВОЛОДЯ, с бутылкой водки и пластмассовыми стаканчиками.
НАСТЯ и ВОЛОДЯ садятся на скамейку, СЕРГЕЙ направляется к ним.

СЕРГЕЙ (поёт). «Стаканчики гранёные
Упали со стола.
Упали да разбилися,
Разбилась жизнь моя».

ВОЛОДЯ наливает водку в стаканчики.

«Мне бедному стаканчиков
Гранёных не собрать,
И некому тоски своей
Да горя рассказать».


НАСТЯ (кладёт руку на струны гитары и протягивает СЕРГЕЮ стаканчик). Выпей, золотце!

Ребята выпивают, не чокаясь, каждый подумав о своём.

(Откусывая яблоко.) Лепота! Хорошее в этом году лето выдалось! Тёплое!
ВОЛОДЯ. Товарищи, что дальше делать будем? В институт театральный нас не взяли, кастинги провалили, деньги кончаются, а возвращаться в этот… Пупыринск не очень хочется!
НАСТЯ. У нас есть ещё завтра!
ВОЛОДЯ. Завтра будет то же самое, что и сегодня!
СЕРГЕЙ. Я вот думаю, может бросить всё, да пойти на завод. И работа и деньги и общежитие дадут.
НАСТЯ. Нее, я так не смогу! У меня другая судьба!

Девушка поднимается со скамейки и неровным шагом идёт вперёд, представляя себя на сцене, перед огромным зрительным залом, наполненным людьми.

Меня искусство ждёт! Софиты замерзают без звезды, которая их согреет! Занавес замер в ожидании той, которую скоро сможет открыть миру! Деревянная сцена напряглась как струна, чувствуя приближение достойной…

Один из высоких каблуков на туфлях НАСТИ обламывается, и она подворачивает ногу.
ВОЛОДЯ помогает девушке вернуться к скамейке.

СЕРГЕЙ (перебирая струны на гитаре). А что потом? Перегорят софиты, занавес истлеет, а сцена прогниёт. И настанет старость!
НАСТЯ (потирая ногу). Серж, куда делся твой энтузиазм? Год тому назад, когда мы приехали в Москву, у тебя были грандиозные планы!
СЕРГЕЙ. Москва показала их несостоятельность! Здесь куча подобных нам, все хотят одного - признания у публики!
ВОЛОДЯ. Ты ошибаешься! Многим нужны только деньги и слава! Но мы, не такие! Мы, конечно, хотим адекватной отдачи, но для нас это не первоначально! Главнее всего - искусство! Вот ты, Серж, готов на голом энтузиазме, ради искусства?
СЕРГЕЙ. Готов! Но толку от этого не много.
ВОЛОДЯ. И я готов, Серж! А ты, Настён, готова?
НАСТЯ. Я уже как год на голом энтузиазме живу!
ВОЛОДЯ (вдохновенно). Вот видишь Серж! Мы не такие как они! А значит, у нас всё получится!
СЕРГЕЙ (улыбается). Ладно! Чёрт с вами! Верю я вам!
(Поёт во весь голос.) «Не бьётся сердце бедное,
И одинок я вновь,
Прощай ты, радость светлая,
Прощай, моя любовь».
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ. Совсем охренели! Пять утра, они песни под окнами горлопанят! Сейчас милицию вызову, будите в обезьяннике голосить!
ВОЛОДЯ (шепотом). Дамы и Господа, делаем ноги!

Тихо играет мелодия из песни «Старый клён».
Ребята убегают за кулисы, но их голоса ещё слышны.

НАСТЯ. Бежим к той сталинке, в ней много творческих людей живёт! Может, кому и понравится, как Серж поёт.
СЕРГЕЙ. В пять утра?
НАСТЯ. А почему бы и нет! Жизнь она такая непредсказуемая!

 
СЦЕНА 2

Открывается занавес и перед зрителем предстаёт комната главной героини, народной артистки Романовой Зинаиды Матвеевны.
На заднем плане по центру окно, убранное бархатными гардинами.
Справа от него книжный шкаф, слева кровать с тумбочкой и трюмо.
В центре комнаты стоит круглый деревянный стол, с расположившимися на кружевной скатерти хрустальной вазой и статуэткой Апполона, вокруг – четыре стула, с потолка свисает абажур.
На стенах висят старые афиши, шляпки, боа.
Полумрак.
Кровать выезжает на авансцену в тусклый луч света. В комнате тишина, только с улицы доносятся, звук проезжающих мимо машин и редкие разговоры прохожих.
На кровати, утопая в подушках, лежит на спине ЗИНА.
В помещении больше никого нет.

ЗИНА (не открывая глаз, обращается сама к себе). Мы спать сегодня будем?
(Хмурится и поворачивается на бок, лицом к зрителю.)
Чёртова ночь!

Пауза.

(Писклявым голосом.)
Бабуль, ты снотворного выпей, спать будешь как младенец!
(Нормальным голосом.)
 Внученька - любимая, единственная. Волнуется за бабушку! Она у меня хорошая, в театральном вузе учится! Самостоятельная! Анечка – дочка с мужем, на гастроли с оперным театром уезжает, а она одна остаётся! И про меня не забывает. В гости заходит, мы с ней чай пьём! Про женихов своих рассказывает! Ух, гарна - дивчина!

Ложится на спину.

(Показывает пальцем на потолок.) Вот штукатурная душонка, весь потрескался! Всё! Не буду больше ремонтов делать! Пускай валится на мою старую голову!
(Приподнимается на локтях.)
А если до девяносто доживу? Это же ещё двадцать лет. Папенька мой…
(Крестится.)
Земля ему пухом! До ста одного дожил. Мамка в восемьдесят померла, а он до ста одного… Пойду, завтра в магазин, буду сама клепать. Может, с лесенки треснусь, быстрей окочурюсь!

Взбивает подушку, готовится снова лечь, но замирает на месте.

А если упаду и калекой останусь? Двадцать лет кряду валяться, что бы из-под меня горшки таскали, это хорошо, если будет кому… У дочки гастроли! У внучки учёба! Нее! К чёрту этот ремонт!
(Ложится на подушки.)
Вот ночь - сволочуга, одна гадость в голову лезет! И что тебе старая кошёлка не спится!

С улицы доносятся пьяные возгласы, затягивают песню «Старый клён».
ЗИНА лежит, не реагирует. Потом начинает смеяться.

Помню, в пятьдесят пятом с ребятами, так же под окном орали, январской ночью… Нас добрые люди водой из ведра окатили…
(Серьёзно.)
Комсомолкой я тогда была! Чуть не выгнали! За нарушение, так сказать, морального облика! Пьяные же! Спасибо бабке, которая нас поливала! Такой скандал подняла, кочерга старая!
(Поворачивается лицом в сторону окна, кричит.)
Орите милые! Громче орите! Молодость, один раз в жизни бывает!
ГОЛОСА С УЛИЦЫ (поют). «Отчего, отчего,
Отчего так хорошо?
Оттого, что ты мне просто улыбнулась…»
ЗИНА (тихо подпевает). «Погляди, погляди,
Погляди на небосвод…»
(Громче.)
«Как сияет он безоблачно и чисто.
Отчего, отчего…»
(Во весь голос.)
«Отчего гармонь поёт?
Оттого, что кто-то любит гармониста…»

Стук в стенку.
ЗИНА замолкает и натягивает одеяло на глаза.

ГОЛОС ИЗ-ЗА СТЕНЫ. Матвеевна, ты совсем рехнулась?!
ЗИНА (громко, обращается к соседу). Спи, козёл пьяный! Рехнёшься тут, когда бессонница мучает!
( Понизив голос.)  Васька - сосед! Пьянь! Целыми ночами меня развлекает, своими гулянками! А тут глянь, спит! Чудеса! А говорят, люди не меняются!

ЗИНА подминает подушку под плечо, ложиться на бок, лицом к окну.

Ладно, старая перечница, закрывай скукоженные веки…
(Зевает.) Расслабляй бренное тело и спи…
(Сонным голосом.) Все алкаши по домам разбежались и даже Васька спит, а ты всё кувыркаешься…

Пауза.

(Бодро.)
Вот не надо… Только не сейчас… Этот старческий энурез меня добьет!
(Накрывается с головой одеялом.)
Хрен тебе, а не туалет! Терпи до утра! Скажи спасибо, что недолго осталось!

Некоторое время лежит, не двигаясь.
Резко откидывает одеяло, и садиться на кровати.

Эх, старость, старость! Ни терпения, ни сна, ни аппетита.

Надевает тапочки и направляется к кулисам.

(Проходя мимо стола, останавливается, грозит пальцем статуэтке Апполона.) Предатель! Плохо за бабкой смотришь! Ни какой творческой реализации!

Уходит за кулисы.
Комната погружается во тьму.

(Из-за кулис.) Вы издеваетесь?! Другого времени не нашли свет отключить!

Появляется на сцене с фонариком в руках.

Везде пенсионерам кислород перекрывают! Никакого уважения к старости!

Подходит к кровати, выключает фонарик и ложится.

Всё страна! Кажется, я созрела! Спокойной ночи!

Играет песня «Старый клён».


СЦЕНА 3

В луче света трюмо и стул.
Гримёрка одного из оперных театров в Италии.
Входит АННА, брюнетка сорока лет, с длинными, вьющимися волосами, в чёрном вечернем платье с глубоким декольте. Следом ВИКТОР, её муж, такого же возраста, во фраке с охапкой цветов.

АННА (устало садится на стул). Боже, как я устала!
ВИКТОР (укладывая цветы возле её ног). Анечка ты была сегодня великолепна, впрочем, как и всегда! Твой голос звучал просто восхитительно!
АННА. Спасибо Витенька! (Она притягивает мужа за галстук и целует в щёку.) Мне кажется, я в конце сфальшивила! Надо было ещё вчера начать пить таблетки! Я чувствую, простуды не избежать!
ВИКТОР. Милая ты очень самокритична! Всё прошло идеально!
АННА. Витенька, ты же ничего не понимаешь в опере. (Улыбается.) Ты у меня самый лучший! Если я, не дай Бог, закаркаю как ворона…
ВИКТОР. Для меня это будет самое потрясающее карканье на свете!

Анна встаёт со стула и обнимает мужа.

АННА. Я тебя люблю! Двадцать один год уже люблю и с каждым годом всё сильнее! У нас прекрасная дочь, у меня великая мама и самый лучший муж! Я счастлива!
ВИКТОР. Ты после концертов становишься, дико сентиментальной! Я тебя обожаю!
АННА. Господи! Я совсем забыла! Как у тебя прошла встреча, с этим… как его… Лучано Бартолу…
ВИКТОР (улыбаясь). Лучано Толубарточелло! Отлично прошла встреча! Он даёт деньги на производство картины! Съёмки начнутся зимой, через шесть месяцев!
АННА. Ты лучший продюсер! (Целует мужа в кончик носа и снова садится к зеркалу.)
ВИКТОР. Я очень рад, что гастроли закончены, контракты подписаны, и завтра мы возвращаемся в Москву. Может хоть месяц получится провести всем вместе.
АННА. Я думаю, больше всех будет рада мама. Завтра у неё день рожденье! Я хочу в ближайшие выходные устроить в её честь приём. Как ты на это смотришь?
ВИКТОР. Для Зинаиды Матвеевны всё что угодно!

Пауза.
АННА снимает грим, ВИКТОР ходит из угла в угол.

Милая, ты помнишь, что должна поговорить с матерью?
АННА (тяжело вздыхает). Конечно, помню! И это единственное, что омрачает долгожданное возвращение домой.
ВИКТОР. У нас нет другого выхода! Жизнь даёт нам шанс, который нельзя упускать. Я думаю, она поймёт!
АННА. Ох, Витенька, не знаю! Мама творческая личность, актриса, народная артистка Советского Союза и это отложило определённый отпечаток на её характер.
ВИКТОР. Но если мы умолчим сейчас, а потом поставим её перед фактом, я думаю, она будет более не довольна, нашим решением.
АННА. Витенька, я растеряна! Мне жалко маму, она очень одинока! После того, как отец ушёл, она так никого и не нашла.
ВИКТОР. А ты скучаешь по отцу?
АННА. Я его да же не помню, только по фотографиям. Это всё равно, что скучать по невидимке!

Пауза.

Господи! Как же несправедлива жизнь! Мамочкой восхищались миллионы, её разрывали на части режиссёры. А что теперь? Тихая старость? Такая жизнь не для неё!
ВИКТОР. Именно поэтому я прошу тебя набраться сил и поговорить с ней. (Обнимает АННУ.) Я думаю, так будет лучше всем!
(Целует жену в макушку.) А сейчас тебе надо отдохнуть. Поедем в отель?
АННА: Да дорогой, поедем!

АННА и ВИКТОР уходят за кулисы.
Сцена погружается во мрак.


СЦЕНА 4

Комната ЗИНЫ.
За окном рассветает. Помещение наполняется светом.
На кровати, в левом углу, спит ЗИНА.
В комнате появляется ВЕРА - худенькая старушка маленького роста с седыми короткими волосами, в руках держит букет полевых цветов.
Заметив ЗИНУ на кровати, она замирает и прикрывает рот рукой. Глаза выражают ужас.

ВЕРА (вырисовывая рукой в воздухе крест). Неужели…

Старушка медленно направляется к кровати.
Обращает внимание на статуэтку Апполона на столе.

Говорила ей, убери эту порнографию! Разве можно в нашем возрасте такие штучки на виду держать? На кой шут организму лишний стресс?

Подходит к кровати и склоняется над подругой.

(Шепотом.) Кажется, дышит.
ЗИНА (улыбается). А ты, старая вешалка, думала, я окочурилась?
ВЕРА (испугавшись). Тьфу ты! Напугала! Живи на здоровье, пока живётся!
ЗИНА. Какое здоровье, подруга? Его ещё в полтинник корова языком слизала!
(Напевает, усаживаясь на кровати.) «Вставай, страна народная! Вставай, на смертный бой!»
ВЕРА. Отвоевали своё! Осталось небо коптить, да кости перебрасывать и следить, чтобы не растерялись!

ЗИНА надевает тапочки и встаёт с кровати.

 Ты видела сколько время?
ЗИНА. Сколько?
ВЕРА. Начало первого!
ЗИНА (удивлённо). Да ты что!

ЗИНА облачается в длинный халат.

ВЕРА. В нашем возрасте, уже неприлично спать столько!
ЗИНА. Верочка, милый мой человек! Я до пяти утра глаза в свой потрескавшийся потолок лупила! (Замечает цветы.) А ты чего веник притащила?
ВЕРА. Ой, Господи! С днём рождения!

ВЕРА вручает подруге букет и взрывает хлопушку. Разноцветные кусочки бумаги осыпают ЗИНУ.

ЗИНА (прижимая букет к груди). Спасибо Верочка! А я ведь совсем забыла! Всю неделю помнила, а сегодня забыла. Надо готовиться, сегодня обязательно кто-нибудь придёт поздравить!
ВЕРА. Для начала, тебя в порядок привести не помешало бы!

ВЕРА забирает букет у ЗИНЫ и ставит его в вазу на столе.
ЗИНА садится к трюмо.
ВЕРА подходит к ней и начинает колдовать над седой шевелюрой.

ЗИНА. Как в старые добрые времена. Помнишь Верочка, как мы перед спектаклями друг другу причёски крутили?
ВЕРА. Ага. А теперь без работы сидим. Ладно, не будем о грустном! Сегодня такой день!
ЗИНА (прищурив глаз). А ты как в квартиру попала,  взломщица - самоучка?
ВЕРА. Через дверь!
ЗИНА. Я поняла, что не через окно залезла! Как дверь открыла?
ВЕРА. А чего её открывать? Она открыта была!
ЗИНА. Вот старая развалина! Совсем мозгов не осталось, опять забыла закрыть! Придётся ещё одну напоминаловку на холодильник вешать!
ВЕРА. На нём уже живого места нет.
ЗИНА. А я так дни коротаю. Подойду к холодильнику, чтобы взглянуть, ничего ли не забыла. И вот пока в бумажках ковыряюсь,  день и проходит.
ВЕРА. А если забудешь к холодильнику подойти?

Пауза.
ЗИНА задумывается. Потом берёт клочок бумаги, что-то на нём пишет карандашом, плюёт с другой стороны и прикрепляет на зеркало.

ЗИНА (улыбается). А? Во как!
ВЕРА. Да, инновации так и прут из твоего древнего дома советов!

ЗИНА грустнеет и опирается на зеркальную поверхность рукой.

(Замечая грусть подруги.) Зинуль, ты чего? Обиделась, да? Ну, прости дуру старую…
ЗИНА (всматриваясь в зеркало). Вер, ты глянь! Что за две мымры смотрят на нас?
ВЕРА (оглядывается по сторонам). Где?
ЗИНА. В этой дьявольской штуке!

ЗИНА, наигранно ахает и закрывает глаза рукой.

ВЕРА (обращает внимание на отражение в зеркале). А это!!! Так, подруги наши!

Пауза.
ЗИНА убирает руку от лица и поднимает на ВЕРУ взгляд, чтобы удостовериться, не сошла ли та с ума.

(Заглядывая в глаза ЗИНЫ.) И имя у них одно на двоих – Старость!
(Строит гримасу.)
ЗИНА (грустно). Дожили, значит!
ВЕРА. А то!
ЗИНА (разглядывая морщины на лице). А не напугается?
ВЕРА. Кто?
ЗИНА. Смерть-то, говорю, не напугается, мочалок замусоленных?
ВЕРА (отмахивается рукой). Ой! Она ничего не боится!

Раздаётся звонок в дверь.

ВЕРА. Пойду, открою.

ВЕРА уходит.

ЗИНА (приближается к зеркалу и натягивает кожу на щеках). Не Джульетта конечно, но, тоже ничего ещё!

В комнату входит ВЕРА с корзиной цветов, украшенной розовой лентой.

ВЕРА. Вот! Курьер из нашего театра, цветы принёс!

ЗИНА величественно поднимается со стула и подходит к ВЕРЕ.
Брезгливо разглядывает букет.

ЗИНА (читает надпись на ленточке). «От коллег в день рождение!» (ВЕРЕ.) Как на похороны.
(Достаёт из цветов маленькую записочку, читает.) «Коллектив нашего театра…(ВЕРЕ.) Видишь уже их театра, а не нашего! (Читает дальше.) …поздравляет вас Зинаида Матвеевна с этим прекрасным днём! Желаем вам, долголетия, сил и здоровья! С уважением Вениамин Семёнович и вся трупа Старого Театра!» (ВЕРЕ.) Вот паразит! Дайка сюда!

ЗИНА забирает корзину из рук ВЕРЫ, подходи к окну и распахивает одну створку.

(Кричит на улицу.) Молодой человек! Молодой человек, постойте! (Выбрасывает корзину в окно.) Передайте Вениамину Семеновичу, что бы букетик на могилку себе приберёг!!!

ЗИНА со злостью захлопывает створку окна.

Нахал! У него ещё хватает совести мне цветы присылать!
ВЕРА. Зинуль может, погорячилась? Он вроде директор наш ещё, может ролька какая-нибудь обломилась бы.
ЗИНА. Ага, обломилась бы, бабку, с бидоном пробегающую два раза по сцене играть! Или мамашку одного из героев, безвременно скончавшуюся в девяносто лет в конце первой сцены, а в начале второй о ней благополучно все забудут! Подлец!!! (Гнусавым голосом, изображая директора театра.) Уважаемые Зинаида Матвеевна  и Вера Сергеевна в связи с изменениями в репертуаре, в новых пьесах для вас ролей не нашлось… (Обычным голосом.) … так что вы две старые калоши отправляетесь в долгосрочный отпуск с сохранением заработной платы. На кой хрен мне нужны эти гроши? Или он думает, я ради денег душу свою наизнанку выворачивала все эти годы?
ВЕРА. Ну, всё, всё! Успокойся хорошая моя! Бог ему судья! Сегодня у тебя праздник! Не будем злиться и грустить, давай веселиться!

ВЕРА включает радиоприёмник.

ДИКТОР (женский голос). Я напомню, сейчас прозвучала песня, посвящённая потрясающей актрисе, народной артистке Романовой Зинаиде Матвеевне, сегодня ей исполняется …

Пауза.

Не будем об этом говорить, поскольку такая женщина всегда остаётся молодой! И мы присоединяемся к словам поздравления неизвестного поклонника, некто Н и ещё раз желаем здоровья и творческих успехов! Зинаида Матвеевна мы вас помним и любим!!!
ВЕРА. Обалдеть! (Улыбается.) Вот видишь, у тебя ещё и тайные поклонники имеются!
ЗИНА (с ностальгией). Даа, это сейчас их осталось один, два старичка из самых преданных, а в молодости было уйма! Каждый день цветы возле двери лежали, как у памятника неизвестному солдату! Верочка, а помнишь, какие мы были? Как мы с тобой на сцене играли…
ВЕРА (вдохновенно). Третий звонок и всё! Мы - королевы!
ЗИНА (заливаясь смехом). Вспоминаю момент, в каком-то театре, в Подмосковье, я должна была на велосипеде по сцене прокатиться…
ВЕРА (смеётся). Помню! Помню! Врезалась в декорацию и всю её повалила! Зал умирал от хохота!
ЗИНА. А я режиссёра предупреждала, что не умею ездить на велосипеде! А ты-то, ты-то, в занавесе запуталась?
ВЕРА. А он, собака! Оторвался! Так меня в нём за кулисы и унесли!
ЗИНА. А какие наряды носили! Юбки покалено!

Она задирает подол до колен, но смутившись, опускает.

А помнишь Верочка, миленькая, как мужики за нами ухаживали? Как они индюками вокруг нас ходили!
ВЕРА. Зиночка, а как в водевиле играли? Как мы там пели! А! Эх!
ЗИНА. «Цыганочку»!

ЗИНА хватает гитару и начинает играть «Цыганочку».
ВЕРА пританцовывает.
На сцене появляются танцующие цыганки.

ЗИНА (поёт). Если б я была цыганка,
Да притом красивая,
Что бы стало со мной делать
Маменька родимая!
ВЕРА (поёт). За цыгана выйду замуж,
Хоть родная мать убей,
Карты в руки, шаль на плечи –
И обманывать людей!
ЗИНА и ВЕРА (поют хором). Эх, раз, ещё раз,
Ещё много-много раз,
Эх, раз, ещё раз,
Ещё много-много раз!

В проигрыше все танцуют.
ЗИНЕ вступает в спину.
Музыка обрывается.
Цыганки разбегаются.
ЗИНА хватается одной рукой за поясницу.
ВЕРА помогает ей сесть на кровать.

ВЕРА (хмурится). Молчи! Ничего не говори! Старые стали!
ЗИНА. Я к ней совсем не готова! Душа праздника, танцев требует!
ВЕРА. Не до танцев теперь! Вон! Один раз повеселилась, теперь неделю отходить будешь!
ЗИНА. И что? Неужели ничего хорошего нет в старости?
ВЕРА (елозит на кровати). Ну почему! Хорошего очень да же много. Аритмия, булимия и пердёжь!
ЗИНА: Ну, тебя! Причём тут, булимия?
ВЕРА (продолжает усаживаться). Это так, для связки!
ЗИНА: Уймись ты! Шило что ли?
ВЕРА (встаёт с кровати и засовывает руку под одеяло). Не пойму, мешается что-то.
 
ВЕРА достаёт из-под одеяла небольшую фотографию, вставленную в простенькую деревянную рамку. Удивлённо смотрит то на фото, то на ЗИНУ.
ЗИНА стыдливо отводит глаза в сторону.

Что-то я не поняла!
ЗИНА. А чего непонятного? Муж мой, в молодости!
ВЕРА. Я вижу! Что он в кровати у тебя делает?
ЗИНА. А я почём знаю. Упал наверно откуда-нибудь.
ВЕРА. Ага! С потолка! (Подсаживается к подруге.) Зин, ты чего любишь его до сих пор?
ЗИНА (забирает фотографию у ВЕРЫ). Никого я не люблю! Не знаю, как он туда попал!
ВЕРА. Он же бросил тебя, на руках с маленькой Анькой… Зин, ну ты чего, правда, того? Я же думала всё… Думала ты кремень у нас, а ты… ты… просто женщина…
ЗИНА. Ничего я ни того! Разбиралась в старых вещах вчера, вот и нашла его фото. С чего того? Я его последний раз видела, когда Аньке два года было! А нашла фотокарточку и вспомнила, мы же с ним так и не развелись, так и женаты до сих пор!
ВЕРА. Не вздумай расстраиваться, лучше уж без этого кобеля, чем с ним! Он бы тебе все нервы вытрепал! Ладно, пойду в магазин схожу, вкусненького куплю, а то гости придут, а у тебя и угостить, поди, нечем!
ЗИНА. Спасибо тебе! Ты у меня единственная верная подруга осталась!
ВЕРА. Всё! Пошла! А то сейчас разревусь!

ВЕРА целует ЗИНУ в макушку, машет рукой и уходит.
ЗИНА встаёт с кровати, подходит к столу и ставит фото мужа к вазе.

ЗИНА (с сожалением). Предатель!

Опрокидывает фотографию изображением вниз.
Звонит мобильный телефон.

(Ищет трубку.) Куда же он подевался?
 
Находит в книжном шкафу.
Нажимает кнопку, прикладывает к уху.

Алло! Алло!

Смотрит на аппарат.
Он резко начинает звонить, ЗИНА пугается и роняет его.
Телефон падает под кровать.

АННА (голос из трубки). Мама, что у тебя происходит?
ЗИНА (кричит, пытаясь вытащить телефон из-под кровати). Здравствуй доча! У меня всё в порядке!
АННА. А почему с первого раза не ответила?
ЗИНА. Чего? Говори громче! Я тебя не слышу!
АННА (кричит в ответ). Я говорю, почему с первого раза не ответила?
ЗИНА. Я к этой чёртовой штуке ни как ни привыкну! В моё время доча, только с помощью писем общались! А тут хренова туча кнопок и попробуй, вспомни на какую нажать надо!

ЗИНА палкой выбивает телефон из-под кровати, он улетает под стол.
ЗИНА идёт к столу.

Как у вас дела доча?
АННА. Всё хорошо мам! Я хотела тебя с днём рождения поздравить! Ты уверена, что всё в порядке?
ЗИНА. Да, да милая! Спасибо! Вот только сейчас телефон достану!
АННА. Мама я тебя не понимаю!
ЗИНА. Дочка, я сама себя не понимаю! Он – кобель, от меня по всей комнате бегает!
АННА. Кто?
ЗИНА. Телефон!
АННА. Мама не лги мне!

ЗИНА достаёт трубку из-под стола и садится на стул, перевести дыхание.

Ты себе животное завела?
ЗИНА (убирает трубку от уха). Ни кричи в трубку! Я уже всё слышу! Какое животное? Я сама как животное, кто бы выгулял!
АННА. А Кристина к тебе приходит? Я звонила ей, говорила, что бы навещала тебя.
ЗИНА. Да, доченька, приходит. Спасибо дорогая моя!
АННА. Мамочка, я и Виктор поздравляем тебя с днём рождения! Желаем тебе здоровья, любви и удачи!
ЗИНА. Спасибо доченька! Именно без этого мне теперь тяжко как-то!
АННА. Чем ты занимаешься?
ЗИНА. На стуле сижу!
АННА. Всё время? Ты себя хорошо чувствуешь?
ЗИНА. Сейчас сижу! А чувствую себя как обычно, как старая бабка!
АННА. Мамуль, я тебя спросить хотела, может, ты переселиться хочешь?
ЗИНА. Не надо меня ни куда переселять! Меня мой мавзолей вполне устраивает!
АННА. Обязательно предупреди, когда тебе станет совсем одиноко! Мы вместе подумаем, что можно сделать. Хорошо?

ЗИНА удивлённо смотрит на экран телефона.

ЗИНА (сама себе). Интересно, а совсем одиноко от просто одиноко, чем отличается?
АННА. Мамуль что ты сказала? Я не расслышала!
ЗИНА. Ничего дочка! Вы когда приезжаете?
АННА. Думаю, сегодня вечером будем в Москве!
ЗИНА. Зачем тогда деньги тратишь? Приедешь, поговорим! Всё дочка, счастливого пути!
АННА. Хорошо мамочка! До встречи!

ЗИНА отключает телефон и кладёт на стол.
Звонят в дверь.

ЗИНА. Что за день сегодня?! То туда, то сюда! Одним словом - день рожденье!

ЗИНА открывает дверь.
Входят КРИСТИНА - внучка и её молодой человек.

КРИСТИНА (целуя бабушку в щёку). Бабуль с днём рожденья! (Вручает коробку конфет.) А это твоя любимая сливочная помадка, что бы жизнь подсластить!
ЗИНА. Спасибо хорошая моя! Проходите! Проходите, скорее!
ДАВИД. Здравствуйте, Зинаида Матвеевна! (Протягивает букет цветов.) С днём рождения!

ЗИНА принимает букет.

КРИСТИНА: Бабушка, это мой парень – Давид!
ЗИНА (удивлённо). Опять? Новый?
(Понимает, что сказала лишнее, переводит разговор на другую тему.)
А мне только что мама звонила из Италии. Гастроли заканчиваются. Должны с папой вот-вот прилететь. У тебя в квартире порядок?
КРИСТИНА. Обижаешь бабуль! Всё в ажуре!
ЗИНА (целует внучку в лоб). Умница, стрекоза моя! Вы, Давид, присаживайтесь! Сейчас и до вас очередь дойдёт, поговорим! Не думайте, что цветами откупились!
КРИСТИНА. Давид, бабушка так со всеми! Ты её не бойся, она очень хорошая!
ЗИНА. Ничего я не хорошая! Пусть все знают, что я за внучку голову оторву!

ЗИНА и КРИСТИНА садятся к столу.
ДАВИД ходит по комнате, разглядывая вещи, афиши.

КРИСТИНА. Бабуль, как ты себя чувствуешь?
ЗИНА. Спасибо золотце, я в порядке!
КРИСТИНА. А я сегодня слышала по радио, как тебя таинственный поклонник поздравлял!
ЗИНА. Какие могут быть поклонники в моём возрасте?! Ты лучше про своего поклонника расскажи. Давно знакомы?
КРИСТИНА. Неделю. На первое свидание Давид пригласил меня в кинотеатр, на фильм «Зловещие мертвецы». Правда, мило?
ЗИНА: Да, очень! (Тихо, немного приблизившись к внучке.) Я надеюсь, у вас ещё ничего не было?
КРИСТИНА. Бабуль!
ЗИНА. А что такого? Время идёт, нравы меняются. Бабушка должна всё знать, чтобы, как вы говорите, быть в теме! В моей молодости мужчины долго и красиво ухаживали…
ДАВИД (направляясь к книжному шкафу). Это при царе что ли?
ЗИНА: Ага! При Петре первом!
ДАВИД (открывая шкаф). Ого!
ЗИНА (понизив голос, обращается к внучке). Кристиночка, что-то он мне не нравится. Кто у него родители?
КРИСТИНА. Папа – депутат государственной думы, а мама – филолог.
ЗИНА: Ааа, ну тогда понимаю! (ДАВИДУ.) Давид, а ваша мама, где работает?
ДАВИД. Преподаёт в литературном институте им. Горького.
ЗИНА. Надо же, как неожиданно! (Замечает, что ДАВИД заинтересовался книгой «Война и Мир», с иронией.) Ооо, да вы молодой человек – эстет! «Война и Мир» интересует?
ДАВИД. Это карты военных действий великой отечественной войны что ли?
ЗИНА. К сожалению нет! Это карты мозгов великого Льва Николаевича!
ДАВИД. Знакомый ваш?
ЗИНА (с издёвкой). В некотором роде! Там ещё уголовный кодекс есть - «Преступление и Наказание» и мемуары одной известной дамы, Анны Карениной. А на верхней полке стоит занимательная книжица, про современную молодёжь, «Идиот» называется!
КРИСТИНА (пытается оправдать ограниченность ДАВИДА). Бабуль, он на самом деле очень хороший!
ЗИНА. Откуда ты его взяла?
КРИСТИНА. В институте познакомились, он на оператора учится. Давид рос в Америке, учился там, в школе и не плавает в наших классиках.
ЗИНА. Понимаю. Ладно, давайте лучше пить чай!
КРИСТИНА. Давай!

ЗИНА уходит.

ЗИНА (кричит из-за кулис). Как в институте дела?
КРИСТИНА. Бабушка, какой институт? Лето на дворе!

Из-за кулис доносится хохот ЗИНЫ.

ЗИНА. Ой, точно!
ДАВИД (обращаясь к КРИСТИНЕ). Весёлая у тебя бабуленция!
КРИСТИНА (гордо). Народная артистка!
ДАВИД (осматриваясь по сторонам). И квартирка прикольная! Антиквариат сплошной!
КРИСТИНА. Да! У бабушки очень хороший вкус!
ДАВИД. А помрёт бабулька, кому всё достанется?
КРИСТИНА (брезгливо наморщившись). Давид, ни говори ерунду!
ДАВИД. Слушай, у меня идея возникла!

ДАВИД подзывает КРИСТИНУ ближе.
В это время входит ЗИНА с чашками на подносе.
Молодые люди её не видят.

(Шепотом.) Может её того!

Пальцем «перерезает» себе горло.
У ЗИНЫ от услышанного округляются глаза.

КРИСТИНА. Ты что Давид?!
ДАВИД. Ты же сама говорила, что родаки хотят на ПМЖ переехать в Италию. Может бабульку в дом престарелых? Ей там веселее будет. А квартирку тебе!
КРИСТИНА. Хороший вариант…

У ЗИНЫ из рук падает поднос.
Ребята пугаются.

(Подбегает к бабушке.) Бабуль, что случилось? Тебе плохо?
ЗИНА (отстранённым голосом). Всё нормально. Поднос нагрелся. Обожглась.

ЗИНА собирает осколки на поднос.
КРИСТИНА нервничает. Вначале помогает бабушке, потом резко хватает ДАВИДА за руку.

(Обращаясь к бабушке). Бабуль мы пойдём, а то у нас дела появились. Я к тебе на днях забегу.

КРИСТИНА целует ЗИНУ в щеку, и они уходят.

ЗИНА (в пустоту). Хорошо.

ЗИНА выходит на середину комнаты с подносом, роняет его снова.

(Растеряно.) Это что же получается, люди добрые? Всё! Оттанцевала своё! Можно бабку и на свалку отправлять!


ЗАНАВЕС








АКТ 2

СЦЕНА 1

Авансцена.
Занавес закрыт.
Привокзальная площадь.
Возле стены на полу сидят СЕРГЕЙ и ВОЛОДЯ, НАСТЯ на маленьком раскладном стульчике. Перед ними стоит пакет, в который прохожие кидают мелочь.

СЕРГЕЙ. Мне кажется, мы с местом ошиблись. Какие-то все оголтелые носятся с тюками туда-сюда. Надо было в метро идти.
НАСТЯ. А я говорила, что на вокзале бесперспективно! Тут и без нас побирушек хватает.
ВОЛОДЯ. Может, пообедать сходим? Время два уже! А в пять в театр.
СЕРГЕЙ. Вы думаете, получиться с театром?
НАСТЯ. Конечно, получится!
СЕРГЕЙ. Ты так каждый раз говоришь.
НАСТЯ. Надо верить!
ВОЛОДЯ. Хватит спорить! Давайте ещё одну споём и на обед! Есть предложения?
СЕРГЕЙ. Так как сегодня наш профессиональный праздник, день рожденье Романовой Зинаиды Матвеевны, споём, что-нибудь из её репертуарчика! Настюха, твой выход!

СЕРГЕЙ начинает играть на гитаре, ВОЛОДЯ на бубне.
НАСТЯ встаёт со стульчика и выходит вперёд.

НАСТЯ (поёт). «Спокойно и просто я встретилась с Вами,
В душе зажила уже старая рана.
Но пропасть разрыва легла между нами:
Мы только знакомы. Как странно...»

Мимо проходящие люди, кидают деньги в пакет. Один из прохожих, пожилой мужчина в костюме, шляпе и со старомодным чемоданом в руке, останавливается. Зовут его - НИКОЛАЙ.

«Как странно всё это: совсем ведь недавно
Была наша близость безмерна, безгранна,
А ныне, ах, ныне былому неравно:
Мы только знакомы. Как странно...»

НИКОЛАЙ садится на стульчик, снимает шляпу, обнажая седые волосы. Достаёт из кармана пиджака носовой платок и протирает намокшие глаза.

«Завязка ведь - сказка. Развязка - страданье.
Но думать всё время о нём неустанно
Не стоит, быть может. Зачем? До свиданья.
Мы только знакомы. Как странно...»

Ребята замечают мужчину, облюбовавшего их стульчик.

СЕРГЕЙ. Дедуль ты чего загнездился?
НИКОЛАЙ (отрешённо). Вы девушка, так поёте… как Зинаида Матвеевна в молодости!
НАСТЯ. Спасибо! Этот романс она пела на своём юбилее в 89 году.
НИКОЛАЙ. Я знаю. Сегодня, звонил на радио, просил, чтобы эту песню для неё поставили.
ВОЛОДЯ. А вы, простите, кто?
НИКОЛАЙ. Николай.
ВОЛОДЯ. Я имею в виду, кем приходитесь Зинаиде Матвеевне?
НИКОЛАЙ (задумчиво). Это… неважно. Я давно уж потерялся в определениях! Почти сорок лет её не видел!
(Спохватившись, вскакивает со стула.) И что это я, в самом деле, вас своей стариковской болтовнёй нагружаю! Простите молодые люди! Пойду, пожалуй.

НИКОЛАЙ надевает шляпу, берёт в руки чемодан и собирается уйти.

СЕРГЕЙ. А куда путь держите дядь Коль?
НИКОЛАЙ. На Патриаршие.
СЕРГЕЙ. Какое совпадение! И мы туда же! Позволите, мы вам компанию составим?
НИКОЛАЙ. Если вас не обременит, пожалуйста!

Ребята собирают вещи и вместе с НИКОЛАЕМ отправляются на Патриаршие пруды.


СЦЕНА 2

Комната ЗИНЫ.
Полумрак.
На столе сидит ЗИНА, с абажура свисает верёвка с петлёй.
В комнату входит ВЕРА.

ВЕРА. Я тут накупила разных вкусностей! Представляешь, теперь можно сильно не хлопотать, в магазинах продают даже готовые салаты…

Она замирает на месте, увидев ЗИНУ.

ЗИНА. Вот дура! Опять дверь не закрыла! Подохнуть спокойно не дадут!
ВЕРА (роняя пакеты с покупками). Зин! Зиночка! Ты что? Ты что придумала? Подруга любимая, ты меня, бросить хотела? Как же так, милая моя?

ВЕРА подходит к столу чуть не плача.

Грех такой на душу брать! До семидесяти дожила, потерпи, красавица, она сама скоро за тобой придёт!
ЗИНА (плачет и натягивает петлю на шею). Не могу я больше в этом мире жить!
ВЕРА. Как же так, лебедь мой одинокий?
ЗИНА. Какой лебедь?! Утка я, бестолковая! Не вижу, что вокруг происходит!
ВЕРА. А что происходит?
ЗИНА. Что, что? Мир рушится!
ВЕРА. Это ты сейчас про что?
ЗИНА. Ой, Верка! Ну чего ты пристала?! Дай спокойно помереть!
ВЕРА. Нет, милая моя, пока не расскажешь, что случилось, не отстану! Слазь, давай со стола!
ЗИНА. Ни за что! Я на него час карабкалась!
ВЕРА. Слазь! Кому говорят!
ЗИНА (сквозь слёзы). Ой, бедная я несчастная женщина! Всем до меня дело есть! Забудьте! Забудьте, что я существую на белом свете…

ВЕРА помогает  подруге слезть со стола.
ЗИНА не противоречит.

ВЕРА. Это же хорошо, Зинуль! Многим старикам стакан подать некому, не то, что судно! Нам с тобой повезло, хоть в дом престарелых не отправили!

ЗИНА сильнее заливается слезами.
ВЕРА усаживает её на стул.

ЗИНА. Вот и я о том же!
ВЕРА. Ты можешь толком объяснить, что случилось? Уходила же, было всё нормально!

ВЕРА пытается забраться на стол, чтобы снять верёвку.
ЗИНА резко перестаёт плакать. Опирается рукой на стол.

ЗИНА (глядя вдаль). Ты помнишь, милая Верочка, как всё начиналось? Мы же с горшка с тобой вместе по жизни карабкаемся!
ВЕРА. Да, да Зиночка, помню всё! Как будто вчера было!
ЗИНА. Вместе в школу ходили, на Раневскую бегали смотреть, лицедейству учились. И в театр пришли тоже вместе. Машинами цветы из гримёрки вывозили. За что? За что нам их дарили? За что народных дали? За что люди проходу не давали?
ВЕРА. Потому что любили, дорогая моя! Талантливые мы с тобой!
ЗИНА. Вот! Из-за любви! Миллионы любили, а самые близкие предают! Почему  несправедливо так?
ВЕРА. Что поделаешь, жизнь такая!
ЗИНА. Нет! Это не жизнь. Чего толку её винить, если мы сами всё это делаем, своими собственными рученьками! Мы! Люди, строим её, выбираем по какой дороге пойти! Вот я, вышла за муж… Сама ведь этого художника, Николая, выбрала и куда только глаза мои глядели! Влюбилась без памяти, думала, и он любит меня! Бросил! Только из роддома с Анюткой вернулась, вещички собрал и убежал! Музу его, видите ли, Анькин крик пугал! А ведь я сама виновата! Ни кто меня насильно не заставлял в него влюбляться! Вот и получила!
ВЕРА. В чём же ты виновата дурочка? В том, что любила его? В том, что помогала?
ЗИНА. А нужна ли ему была эта любовь? Ну и чёрт с ним! Почти сорок лет прошло… Никогда не думала, что доживу до старости и снова  получу камень в спину. Для меня Анька единственной родной душой была. Последнее ей отдавала! За любую работу бралась, чтобы человека нормального вырастить! А что получается? Тоже предала! И не виновата она в этом! Не она же меня просила, рожать её! Я сама так решила! Только… тошно внутри… Сама виновата, но всё равно тошно! Болит сердечко, ноет! Страшно!
ВЕРА (на столе, пытаясь встать с колен на ноги). А чего бояться? У всех один конец и ни куда от него не денешься! Да и жизнь у нас была не плохая!
ЗИНА. Не смерти я боюсь! Не лезла бы тогда в петлю! Она как спасение… от дома престарелых! Не смогу я Верочка там, не смогу!

ВЕРА замирает в полусогнутом состоянии.

ВЕРА (нахмурившись). Какой дом престарелых?
ЗИНА. Обычный! Она мне сегодня звонит…
ВЕРА. Кто?
ЗИНА. Анька. И вопросы странные задаёт, а я ничего не пойму. И только, когда нечаянно разговор Кристинки с её новым парнем услышала, всё поняла! Мешаю я им!
ВЕРА (падая на колени). Да ты что? Зин, а ты ничего не путаешь?
ЗИНА. Нет, Верочка.
ВЕРА (берётся за петлю). Что же творится на свете-то белом? Может, и мой сынуля  чего  удумал, а я тут прыгаю, радуюсь старости! Может пора тревогу бить! Он как пять лет тому назад в Германию уехал, ни разу не появлялся, звонил только раз в месяц. А тут зачистил, каждую неделю названивает. А в последний раз сказал, что дела у него не очень хорошо идут, придётся в Москву возвращаться…
ЗИНА (замечая действия подруги). Эй! Ты это брось!

ЗИНА вскакивает со стула и помогает ВЕРЕ слезть со стола.

Комедию вздумала ломать! У твоего Серёги квартир, как цыплят на птицефабрике, на кой чёрт ему твоя халупа сдалась!
ВЕРА (суетится). Зиночка миленькая, побегу позвоню ему, может, разузнаю что!
ЗИНА. Беги подруга, беги!

ВЕРА добегает до кулис. Возвращается.

ВЕРА (грозит пальцем ЗИНЕ). Не вздумай дурью маяться!

Подходит к абажуру и дёргает за верёвку, она остаётся у неё в руке. Снова идёт к кулисам. Останавливается. Возвращается к столу, садится рядом с Зиной на стул.

ВЕРА. А что толку? Если тебя отправят, чего мне тут одной сидеть? Сын взрослый, мужа нет! Семьдесят уже, а милого сердцу человека так и не нашлось. А теперь уже поздно! (Вздыхает.) Решено! Вместе с тобой поеду!
ЗИНА. Не говори глупости! Дом большой, найдёшь себе новую подругу!
ВЕРА (обиженно). Предательница, я что ли?!

Пауза.

(ВЕРА виновато опускает глаза.) Зин…
ЗИНА. Чего?
ВЕРА. Ты простишь меня?
ЗИНА. Господи! За что тебя прощать-то?
ВЕРА. Нет, ты скажи, что простишь!
ЗИНА. Хватит! Говори уже!
ВЕРА. Ты же любишь его ещё?
ЗИНА. Кого?
ВЕРА. Кольку - мужа своего.
ЗИНА. Ну, тебя! Какая теперь разница?
ВЕРА. Любишь, значит! Столько лет прошло, а ты любишь! Я раньше этого не замечала, оттого и скрыла… А потом, злая была на него! Видела, как ты рвёшься, чтобы Аньку поднять и ненавидела.
ЗИНА (смотрит подозрительно на ВЕРУ). Ты чего болтаешь?
ВЕРА. Николай любил тебя, из-за этого и ушёл…
ЗИНА. Тебе откуда это знать?
ВЕРА. Он несколько раз письма мне присылал. Боялся тебе писать, думал, читать не станешь. А мне всю правду рассказал! Он перед рождением Анны денег много занял, что бы на первое время вам хватило. Ты работать не смогла бы, а от его мазни толку мало…
ЗИНА. А мне сказал, что картины хорошо продал…
ВЕРА. Потом те люди с него долг стали требовать. Он крутился, подрабатывал, но этих копеек не хватало, чтобы вернуть всю сумму. Вот тогда он и принял решение уйти, чтобы ни обременять своими проблемами и не дай Бог, беду на тебя с Анюткой не навлечь! Ему стыдно было, за то, что не может, обеспечить вам достойную жизнь.

ЗИНА закрывает лицо руками.

Прости меня Зиночка! Прости, милая моя!
ЗИНА (убирает руки от лица и тяжело вздыхает). И кому лучше сделал? Он же в сердце у меня как заноза сидит. И оставить нельзя и вытащить, сил нет!
ВЕРА. Зиночка, если бы я только знала…
ЗИНА. Всё без толку! Всё поздно! И зачем ты только мне рассказала? Я же теперь подохнуть спокойно не смогу! Проклинать себя буду!

ЗИНА вскакивает со стула и мечется по комнате.

Не могу… Не могу, здесь находиться! Давят стены, душат меня…

ЗИНА уходит за кулисы.
ВЕРА выходит на авансцену.

ВЕРА. А вчера он телеграмму прислал... (Достаёт лист из выреза платья на груди, читает.) «Выезжаю, завтра буду в Москве!»

ЗАНАВЕС


СЦЕНА 3

Авансцена.
Занавес закрыт.
Патриаршие пруды.
На аллее появляются СЕРГЕЙ, ВОЛОДЯ, НАСТЯ и НИКОЛАЙ.

НАСТЯ. И где вы были всё это время?
НИКОЛАЙ. В Петербурге жил.
НАСТЯ. Почему раньше не приехали? Почему столько ждали?
НИКОЛАЙ (задумчиво). Почему? Хороший вопрос, но боюсь, у меня нет на него ответа. И мало кто сможет вам ответить на него откровенно. Только оправдания! А оправдания – не всегда, правда!

Останавливаются возле скамейки.

ВОЛОДЯ. Пообедаете с нами дядь Коль?
НИКОЛАЙ. Спасибо большое! Мне пора! (НИКОЛАЙ снимает шляпу и кланяется.) Благодарю, что проводили. Я бы один заблудился. Москва очень изменилась за эти годы. Надеюсь, судьба даст нам возможность ещё раз свидеться!
СЕРГЕЙ. Удачи вам дядь Коль!
НИКОЛАЙ. Спасибо дорогие! Но удача нужна вам, а мне снисхождение судьбы!

НИКОЛАЙ уходит.
Ребята несколько секунд стоят, не двигаясь. Потом торопливо достают из рюкзака кефир и бутерброды и набрасываются на еду.

НАСТЯ (запихивая в рот бутерброд). Странный всё-таки сегодня день.
СЕРГЕЙ. Ничего странного! Всё как всегда!
НАСТЯ. Вы что не чувствуете?

СЕРГЕЙ и ВОЛОДЯ замирают, прислушиваются к пению птиц и крикам детей поблизости.  Отрицательно мотают головой и продолжают жевать.

НАСТЯ. Ну вас! Правильно говорят, что у женщины интуиция лучше развита! Я уверена, что всё хорошее сегодняшнего дня ещё впереди!
СЕРГЕЙ. Конечно, конечно!
НАСТЯ (берёт в руки гитару). Сухари! Только бы пожрать!
(Начинает играть, поёт.) «Как две звезды сквозь синий мрак ночей,
Сияет мне краса твоих очей.
Мне много благ сулят они,
Не обмани, не обмани».

На аллее появляется ЗИНА.  Она останавливается, прислушивается к мелодии, замечает поющую девушку и двух жующих молодых людей. Подходит к скамейке, на которой они расположились, и садится рядом, спиной к ребятам.

«Как диск луны скользит в седых волнах,
Твоя душа видна в твоих глазах.
Сияют кротостью они,
Не обмани, не обмани».

НАСТЯ перестаёт играть.
По лицам ребят становится понятно, что они узнали ЗИНУ.

НАСТЯ (не веря своим глазам). Зинаида Матвеевна?
ЗИНА. Только не удивляйтесь, прошу вас!

Ребята переглядываются.

Вы ученики театрального вуза?
ВОЛОДЯ. Почему вы так решили?
ЗИНА. Я когда была молодой, также с одногруппниками в парке, после занятий собирались, пили кефир. Такой, знаете, в стеклянных бутылках с алюминиевой крышечкой… Пели песни под гитару. Моя внучка тоже учится на актрису. Сейчас многие учатся на артистов. Только нельзя этому научиться. Это, вот здесь… (Прикладывает кулак к груди.) Она у меня хорошая, умная талантливая девочка, только в ней нет того внутреннего огня, той непосредственности, откровенности, самопожертвования, которые нужны в этой профессии… А в вас есть, по глазам видно. И в нас было, а в современной молодёжи очень редко встречается. В них… как это, слово модное… пафоса много…
НАСТЯ. Нас не взяли в театральный!
ЗИНА. Это ничего! Я тоже не сразу поступила. Значит, время ещё не пришло!
СЕРГЕЙ. Когда же оно придёт? Сколько можно сидеть и ждать?
ЗИНА. Ненужно сидеть! Жизнь благосклонна к деятельным… Только потом приходится расплачиваться с ней за дары... Одиночеством! Вокруг будет куча народу, поклонников, родственников, знакомых, но душа будет одинока. Вы даже можете в тот момент закричать о том, как вам плохо, но, ни кто не поверит, потому что для остальных вы не человек, вы легенда! Артистка, в очередной раз исполняющая роль!

ВОЛОДЯ садится на корточки перед ЗИНОЙ.

ВОЛОДЯ (заглядывает в глаза ЗИНЫ). Мы вам верим!
ЗИНА (закусывает губу, чтобы сдержать слёзы). Миленький мой, спасибо тебе! (Берёт его лицо в свои ладони.) Смотрю в твои глаза и вижу свою молодость! Нет её теперь! Старая я! А всё пытаюсь кому-то доказать, что есть ещё силы! Смериться надо и успокоиться! (Проводит рукой по волосам ВОЛОДИ и поворачивается к СЕРГЕЮ и НАСТЕ лицом.) Молодые на пятки наступают, а я настырно мешаюсь! Уйти пора! Моё время закончилось! Давайте молодёжь, на вас надежда! На таких как вы!
НАСТЯ. Зинаида Матвеевна вы не грустите, всё ещё впереди, я верю в это! Я знаю это!
ЗИНА. Милое дитя, хватит! Отыграла я своих Джульетт и Анн Карениных! Теперь у меня только одна роль, роль грешницы, просящей у Бога пощады! Но я не грущу! Давай лучше допоём! Ты пой милая, а я подпою!
НАСТЯ (играет на гитаре и поёт, ЗИНА тихо подпевает). «Огнём любви горит твой чудный взгляд,
Страшусь, но пью смертельно сладкий яд.
Меня к тебе влекут они,
Не обмани, не обмани».

НАСТЯ продолжает играть. ЗИНА медленно уходит за кулисы.

НАСТЯ (перестаёт играть). Грустно!
СЕРГЕЙ. Не грусти Настенька! Теперь я тебе верю! Всё впереди!
ВОЛОДЯ (посмотрев на часы). Товарищи, пора отправляться в театр!

Из-за кулис пятясь, выходит НИКОЛАЙ.

СЕРГЕЙ (заметив НИКОЛАЯ). Дядь Коль, как успехи?
НИКОЛАЙ (оборачивается). Вы ещё здесь молодые люди? Собственно, никак. Ни кто дверь не открыл.
ВОЛОДЯ. Значит, ещё время не пришло! Но я думаю, вы на правильном пути!
СЕРГЕЙ. Погуляйте по парку. На лебедей посмотрите. Потом ещё раз попытайтесь. А нам пора в театр!
НИКОЛАЙ. Так вы актёры! Вечерний спектакль?
СЕРГЕЙ. К сожалению, пока, нет!
НАСТЯ. Мы отдали в театр на рассмотрение пьесу, а сегодня нам должны объявить результат!
НИКОЛАЙ. Очень интересно! А как называется пьеса?
НАСТЯ. «Артистка»!
НИКОЛАЙ. Ну что же, желаю вам удачи молодые люди! Ни пуха, ни пера!
СЕРГЕЙ, ВОЛОДЯ, НАСТЯ (хором). К чёрту!

Начинает тихо играть музыка из песни «Ой, да не вечер».
Все уходят со сцены.

СЦЕНА 4

Занавес открывается.
Комната ЗИНЫ.
Продолжает играть мелодия из песни «Ой, да не вечер». Вначале тихо, постепенно нарастает.
Из-за кулис появляется ЗИНА. В руках конверт. Пока идёт к столу распечатывает его.

ЗИНА (грустно). Надо же, в наше время ещё кто-то письма пишет!

ЗИНА достаёт из конверта лист, сложенный в четверо, разворачивает.

ГОЛОС (мужской). «Уважаемая Зинаида Матвеевна! Мне было ужасно неприятно писать это письмо именно вам. Вы проработали в нашем театре огромное количество лет. Я и вся трупа гордимся этим! Но настали тяжёлые времена. Я думаю, вы помните собрания в нашем театре, посвящённые экономическому кризису, который так некстати, разразился в мире. И наверняка помните мои слова о том, что я приложу максимум усилий для того, чтобы актёры ни потеряли работу. Я сделал всё, что было в моих силах! Но, к сожалению, мне приходится сократить состав трупы!
Зинаида Матвеевна вы можете в любое удобное для вас время подойти в театр и забрать расчёт и документы. Или позвонить моему секретарю и тогда мы пришлём вам на дом курьера.
С уважением Вениамин Семёнович!»

В то время, когда голос читает текст письма, ЗИНА опирается рукой на стол. С последними словами, роняет письмо. Ей становится плохо с сердцем. Она добирается до кровати и достает из ящика прикроватной тумбочки пузырёк с таблетками. Успевает только открыть его. Сознание покидает пожилую женщину.
Таблетки рассыпаются по полу.
Комната погружается в темноту.
Музыка умолкает.
Пауза.

ВЕРА (голос в темноте). Зина, ты дома?

Становится немного светлее.
По комнате крадётся ВЕРА.

 Ушла что ли?
(Замечает подругу на кровати.)
Зина хватит дрыхнуть! Вставай! Время ещё мало. Будешь опять всю ночь по квартире слоняться, мышей пугать!

Подходит к кровати, на секунду замирает.
Поднимает с покрывала одну из рассыпанных таблеток.

 Ты что же натворила, дура старая! Зиночка, конореечка моя трепетная!

Трясёт её за плечи.
ЗИНА не реагирует.
Замечает на полу пузырёк из-под таблеток. Отпускает ЗИНУ, поднимает пузырёк.

(В ужасе кричит.) Люди добрые!

Достает из кармана телефон, набирает номер.

ГОЛОС В ТРУБКЕ (женский, равнодушный). «Скорая», слушаю.
ВЕРА. «Скорая», «скорая» приезжайте скорее! Народная артистка умерла!
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Зачем скорее, если умерла?
ВЕРА (растеряно). Я же не знаю, умерла она совсем или нет! Тут таблетки кругом валяются!
ГОЛОС В ТРУБКЕ. Адрес говорите.
ВЕРА. Улица Ленина, дом 18, квартира 70. Скорее милые, скорее!

ВЕРА ходит по комнате из угла в угол.
Подходит к ЗИНЕ, вздыхает, безысходно взмахивает руками и снова отходит.
Вдруг ЗИНА поворачивается на  кровати.
От испуга ВЕРА лишается чувств.

Улица. Под окнами дома ЗИНЫ.
Из-за кулис на авансцену выходит НИКОЛАЙ.
Идёт по сцене, задрав голову, как будто, что-то высматривает.

НИКОЛАЙ. Как влюблённый школьник, под окнами одноклассницы брожу! Смешно да же! Давай Колян! Соберись! Восьмой десяток уже, а всё трусишь!

Раздаётся вой сирены.
НИКОЛАЙ уходит за кулисы.

Комната ЗИНЫ.
Входят два фельдшера, молодой, худощавый – Игорь и прилично постарше - Фёдор.

ФЁДОР (громко говорит). Хозяйка! Где народная покойница?
(Замечает двух бесчувственных женщин.) Вот тебе и рандеву!
ИГОРЬ (склоняясь над ВЕРОЙ). Дядь Федь, а они чего, оби того?
ФЁДОР. Чёрт его знает! Кто же тогда «скорую» вызывал?
ИГОРЬ. Ой, дядь Федь, а я знаю её! Это же народная артистка Сергеева Вера Николаевна! Давненько её невидно.
ФЁДОР. Значит, вызывающий про неё говорил. Так, молодой, отойди! Осматривать труп буду!
ИГОРЬ (задумчиво). Неужели вот так народные артисты умирают?
ФЁДОР. Дурак ты ещё Игорёк! Смерть она для всех одна! Глянь, что там со второй.

ИГОРЬ подходит к ЗИНЕ.
ФЁДОР замечает пузырёк в руке ВЕРЫ. Берёт его, заглядывает внутрь, переворачивает, трясет.

ФЁДОР (себе). Неужели все выпила?
ИГОРЬ (восклицает). Боже мой!
ФЁДОР. Что?
ИГОРЬ. Это же Романова Зинаида Матвеевна!
ФЁДОР. Кто такая?
ИГОРЬ. Тоже народная артистка! Божественная женщина! Я по радио слышал, что сегодня у неё день рожденье! Вот удача!
ФЁДОР. Дурак! В чём удача? Что мёртвыми их увидел? Проверь пульс лучше. И вообще, запутал ты меня со своими актрисами!

ИГОРЬ прикладывает палец к сонной артерии артистки.
ЗИНА мычит и отмахивается.

ИГОРЬ (шепчет, выпучив глаза). Она жива!
ФЁДОР. У этой тоже пульс прослушивается!
ИГОРЬ. Зинаида Матвеевна!

В ответ храп.

Зинаида Матвеевна!
ФЁДОР (поднимаясь с колен). Ну-ка Игорёк, сгоняй в машину. Сделаем промывание!

ИГОРЬ выходит.
ФЁДОР встаёт посреди комнаты.

(Громко). Дамы, подъём!

ЗИНА резко села на кровати, ВЕРА на полу.

ЗИНА (сонным голосом). Что здесь происходит?
ВЕРА (кричит, указывая в сторону ЗИНЫ пальцем). Она живая!
ЗИНА (расстроено). Видимо, да.
ФЁДОР (помогая ВЕРЕ подняться). Так дамы! Потрудитесь объяснить, что здесь происходит?

Он доводит ВЕРУ до кровати и сажает рядом с ЗИНОЙ.

ВЕРА (толкает ЗИНУ в плечо). Напугала меня до полусмерти!

На пороге появляется Игорь со шлангами и клизмами.

ИГОРЬ (поднимая вверх гроздь из клизм). Я на всякий случай их тоже захватил…
(Замечает ЗИНУ и ВЕРУ,  смущается.) Здрасти.
ЗИНА (требовательно). Для начала скажите, кто вы?
ФЁДОР. «Скорая» мы, «скорая помощь».
ЗИНА. Я ничего подобного не вызывала.
ФЁДОР. А кто тогда вызывал?
ВЕРА. Я вызывала! А что я должна была делать? (ЗИНЕ.) Ты без чувств на кровати лежишь, рядом таблетки валяются! Я и подумала, наглоталась с горя!
ФЁДОР (обращаясь к ВЕРЕ). Вы дамочка сами при смерти находились, когда мы приехали.
ВЕРА. Ну, так правильно… Она меня напугала… Я же решила, что всё! Отправилась в лучшие миры, а тут как начала ворочаться, мне и подурнело!
ФЁДОР (показывая женщинам пузырёк из-под таблеток). Вы меня совсем запутали! Кто тогда таблетки выпил?
ЗИНА. Ни кто их не пил! Рассыпались они у меня по полу, когда сердце прихватило!
ВЕРА. Ну, ты меня напугала!
ЗИНА (показывая ВЕРЕ скомканный лист). Тебе письмо из театра присылали?
ВЕРА. Ещё вчера! Думала, тебе завтра сказать, чтобы сегодня настроение не портить!
ИГОРЬ (размахивая шлангами). Дядь Федь, так нам это нужно?
ФЁДОР, ЗИНА и ВЕРА. Нет!
ИГОРЬ. Хорошо! Больше нет вопросов!

ИГОРЬ уходит.

ВЕРА. Ну и хрен с этим театром! Ничего, жизнь ещё обидит этого Веника Семёновича! Я вот, что подумала, отправят нас в дом престарелых и пусть отправляют, мы и там шабаш устроим!
ФЁДОР. Дамы вы лучше скажите, что мне теперь с вами делать? Что в заявку писать? Вам ещё и штраф придётся оплатить.

ВЕРА подходит к ФЁДОРУ.

ВЕРА (заигрывая, проводит пальцем по плечу). Начальник, а может, без штрафа обойдёмся?
ФЁДОР (смущённо). Я даже не знаю…
ЗИНА. А давайте пить чай!
(Проходя мимо ВЕРЫ.) Песок из одного места сыпется, а ты всё туда же, старая перечница!
ВЕРА (обняв плечо ФЁДОРА двумя руками). Мы Фёдор… как вас по отчеству?

ЗИНА в это время накрывает на стол.

ФЁДОР (смущённо). Просто Федя.
ВЕРА. Мы Феденька, дамы одинокие и порой происходят разные казусы, женщины же. Без мужчин тяжело вот и тоскуем, каждая по-своему. Пойдёмте мы вас чайком угостим, может, понравится, почаще будите заезжать.

ЗИНА собирается выйти из комнаты, на пороге появляется ИГОРЬ с букетом красных роз.

ИГОРЬ (смущённо, протягивая букет ЗИНЕ). Это вам! С днём рождения!
ЗИНА (радостно). Спасибо большое! Мне уже сто лет мужчины не дарили цветов! Проходите молодой человек! Как вас зовут?
ИГОРЬ. Игорь.
ЗИНА (отодвигая стул от стола). Присаживайтесь Игорёк, мы чай решили попить.
ИГОРЬ (усаживается на стул, не отводя взгляда от ЗИНЫ). Я вами восхищаюсь! Все фильмы с вашим участием смотрел, жаль на спектакли не попал.
ЗИНА: Мы с Верой Николаевной уже давно не играем в театре.
(Громко, поглядывая на ВЕРУ, которая усаживала ФЁДОРА за стол). Кому нужны две старые колоши!
ИГОРЬ. Зря так говорите! Я уверен, что вы ещё дадите фору молоденьким актрисам!
ЗИНА. Спасибо молодой человек. Вы пейте чаёк, пейте!
ФЁДОР (отпивая чай из блюдца). А что у вас тут произошло? Чего по всей комнате валялись?
ЗИНА. Это грустная история, не стоит о ней говорить! Гроза, слава Богу, миновала!
ВЕРА. Давайте лучше судьбе спасибо скажем, что свела нас! А вы знаете Феденька, как у нас Зинаида Матвеевна поёт романсы! Ммм, заслушаться можно!
ЗИНА (строго). Брось Вер! Я уже старая, голос не тот!
ИГОРЬ. Спойте, пожалуйста, Зинаида Матвеевна.
ЗИНА (махая в сторону кровати, возле, которой стоит гитара). Ну, хорошо. Фёдор подайте мне гитарку.
(Проходя мимо ВЕРЫ, шепотом). Ты чего творишь, старая вешалка? Он тебя минимум лет на десять моложе!
ВЕРА (шепотом). У тебя я смотрю поклонник тоже, на старичка-то не похож!

ФЁДОР приносит гитару.
ЗИНА садится на стул в стороне от стола.
ИГОРЬ перемещается на пол, напротив ЗИНЫ.

ЗИНА (поёт). «Жалобно стонет ветер осенний,
Листья кружатся поблекшие.
Сердце наполнилось чувством томления:
Помнится счастье утекшее.

Помнятся летние ночи веселые,
Нежные речи приветные,
Очи лазурные, рученьки белые,
Ласки любви бесконечные.

Всё, что, бывало, любил беззаветно я,
Всё, во что верилось мне,
Все эти ласки и речи приветные
Были лишь грезы одне!

Медленно кружатся листья осенние,
Ветер в окошко стучит...
Память о тех счастливых мгновениях
Душу мою бередит».

Гитара умолкает.




СЦЕНА 5

В комнату вбегают встревоженные АННА, КРИСТИНА и ВИКТОР.
ИГОРЬ вскакивает с пола.

АННА: Слава Богу, мамочка! Я уж испугалась, что «скорая» к тебе!

Переводит взгляд на двух мужчин в комбинезонах с надписью «скорая».

ВЕРА (встаёт из-за стола). Ну, вот и всё!
ЗИНА (поднимается со стула). Всё хорошо! Господа заехали с днём рождения меня поздравить!
ВЕРА (подходит к АННЕ). Анечка я сейчас на минуточку к себе сбегаю, вы только Зинаиду Матвеевну без меня не увозите.
АННА (растеряно). Вера Николаевна, о чём вы?
ЗИНА. Не мучайся дочка, я всё знаю и готова добровольно сдаться!
ВИКТОР. Зинаида Матвеевна, что случилось?
ЗИНА. Я не обижаюсь на вас, дорогие мои! Я всё понимаю! Только позвольте Верочке со мной поехать, я без неё там не смогу.
АННА (строго обращаясь к Кристине). Кристиночка, ты бабушке всё рассказала?
КРИСТИНА. Нет. Я не говорила.
ЗИНА (обращается к внучке). Прости милая, я твой разговор с Давидом подслушала!
КРИСТИНА: Боже мой!!! Я так и думала! (Подходит к бабушке, обнимает её.) Миленькая моя, ты же всё не правильно поняла!
АННА. Кристина объясни, что происходит!
КРИСТИНА. Мамочка, бабушка услышала, как Давид предлагал отправить её в дом престарелых…
АННА. Какой ужас!
КРИСТИНА. Вы можете, не беспокоиться, я бросила его! После тех слов, как только на улицу вышли, я отправила его ко всем чертям!
ЗИНА (не уверенно). Я что-то не понимаю… Будет дом престарелых или нет?
АННА. Мама перестань говорить глупости! Нет, конечно!
КРИСТИНА. Мы тебя любим, бабуля!

Внучка обнимает ЗИНУ.

Ты у нас самая народистая из народистых!
(Заметив, что ВЕРА надула губы.) Вы Вера Николаевна тоже!
ЗИНА. Родненькие мои, простите меня, старую дуру! Всё перепутала! Это у меня от скуки видать, с мозгами совсем плохо стало.
АННА. Однако есть одно но!
ЗИНА. Какое?
АННА. Мне и Виктору предложили работу в Италии. И я растеряна…
ЗИНА. А чего тут теряться? Поезжайте! Я тут с Верой Николаевной уж как-нибудь протяну! Вы же будите меня навещать хоть иногда?
АННА. Конечно, мамочка! Мы вначале хотели предложить тебе с нами поехать, но…
ВИКТОР (торжественно). Зинаида Матвеевна у нас для вас есть два сюрприза!
АННА. Но сегодня утром мне звонил главный режиссёр Нового театра, Звонарёв Пётр Макарович. Он ставит новую пьесу и приглашает тебя и Веру Николаевну в ней участвовать!
ВЕРА. Зиночка! Миленькая! Неужели это правда?!
ЗИНА. Я шокирована!
ВЕРА (обнимает подругу.) Зиночка, аист ты мой долгожданный, мы же давно с тобой об этом мечтали! А как пьеска называется?
АННА. «Артистка»!
ЗИНА (улыбаясь). Эх, оторвёмся!
ВИКТОР (торжественно). Это ещё не всё! Праздничный торт!

В комнату ввозят трёхэтажный торт с горящими свечами.

Зинаида Матвеевна, загадывайте желание!
ЗИНА. У меня же теперь и желаний не осталось! Вы всё исполнили!

Пауза

Хотя, одно ещё есть!

ЗИНА задувает свечи и в этот момент раздаётся стук в дверь.
Начинает играть музыка из песни «Возвращение» А.Б. Пугачёвой.
В комнату входит НИКОЛАЙ.
Далее действие разыгрывается в молчании, на фоне песни.

«Глазам не верю, неужели, в самом деле, ты пришел,
Боже мой!
Моя потеря, ты нашлась, входи скорее в дом родной,
Милый мой.
Знакомься с новыми друзьями,
Садись, побудь немножко с нами,
Расскажи, где ты был,
Что видел и кого любил.

Ты и я, мы оба правы, правы,
Ах, как правы.
Скажем мы друг другу "Браво!
Браво, браво, браво! Браво!"

Что ж не принес с собою ты, дитя природы,
Ни грозы, ни огня?
Наверно, ты напился допьяна свободы без меня,
Без меня.
А я нисколько не устала,
И без тебя я не пропала,
Как могла так жила,
Тебя, как видишь, не ждала.

Ты и я, мы оба правы, правы,
Ах, как правы.
Скажем мы друг другу "Браво!
Браво, браво, браво! Браво!"

Ты, верно, голоден? Тогда тебя я правдой угощу,
Угощу.
Когда ушел ты, поклялась, что я обратно не впущу,
И не прощу.
Но коль судьба тебя примчала,
Ну что ж, давай начнем сначала,
Схорони горький взгляд,
Ты слышишь, "горько" нам кричат.

Ты и я, мы оба правы, правы,
Ах, как правы.
Скажем мы друг другу "Браво!
Браво, браво, браво! Браво!"

Не слушай ты меня, это все глупая бравада.
Ты ведь знаешь, как я тебя ждала,
Я... я даже верила, что именно сегодня
Ты должен вернуться, ведь сегодня же праздник.
Ах, милый ты мой, если б ты знал,
Как мне тебя не хватало...
Ну, что? Надеюсь, ты понял,
Что никто, как я, никогда
Не будет тебя любить?
И никто, как я, никогда
Не будет тебя понимать.
Почему ты плачешь?
Не надо, не надо плакать, слышишь?
Давай, иди.
Друзья мои, ну позовите же его.
Ну, что ты такой робкий стал?
Давай, давай, проходи, давай все сначала!
Вечный ты мой странник!
Давай, давай, ты только приходи!
Уходи и, главное, всегда возвращайся!
Я всегда буду тебя ждать,
Я всегда буду тебя ждать.
Милый мой, ну, давай все сначала,
Петь, танцевать, веселиться!»

НИКОЛАЙ и ЗИНА бросаются друг другу в объятья.


ЗАНАВЕС


КОНЕЦ





29 октября 2009 года.
© Zlobin Anton