Тумбочка Софьи Андреевны

Алиса Айсберг
- Берите билет! – сказали мне.

Я взяла.

- Номер?

- Чего?

- Билета!!!

А номер был 13.

- Тринадцать, - сказала я.

Можно было надеть туфли и подложить в них пятаки. Но туфель у меня не было. Были открытые сабо «сеточкой» на пробковой подошве. Но даже если бы и были туфли, я не рискнула бы тренироваться в них в жаркой, огромной  запыленной Москве. Да еще и с монетами внутри. И вот так: без пятаков и туфель, с похмелья, и с фатализмом во взгляде я потянула со стола БИЛЕТ!   

Я вспомнила, как вчера, в ожидании первого стакана портвейна, еще вполне трезво оглядела «Пособие по истории для поступающих в ВУЗы» в двух (!) томах и поняла: даже если сейчас я не буду пить портвейн, закусывая его колбасой за 2.20 в замечательной актерской компании, если не буду петь песни после третьего стакана, если безжалостно откажусь целоваться вот с тем режиссером с лукавыми глазами, если, если, если…. А, предположим, соберу волю в кулак, уйду в другую комнату и начну читать это самое «Пособие»…. Да ничего тогда в моей жизни не изменится! Но СОВСЕМ не подготовиться к экзамену? И я выбрала схему полегче. Посмотрела на первый том, посвященный истории России до 17 года и спросила себя: а что мне нравится в этом периоде жизни моей страны больше всего? Ответ пришел сразу: освобождение от крепостного права в 1861 году! Это же замечательно, когда такая толпа народу получила возможность идти  куда угодно и делать все, что нравится. А еще эти мерзкие фишки, когда меняли девок на собак, продавали деревни за карточные долги, Салтычиха эта позорная…. Мне, натуре свободолюбивой, всегда это было отвратительно.  И я с удовольствием прочла главу про буржуазные реформы 60-70 годов 19 века. Потом открыла второй том, посвященный Советской уже истории, и задалась тем же вопросом. Не нашла ответа. Ну, ничего мне не нравилось в советской истории, как ни напрягала я свою память, включая Гагарина в космосе! Я послюнила пальцы и честно полистала второй том, чтобы зацепиться хоть за что-то. Не нашла. Тогда, отложив оба тома, я с чистой совестью отправилась пить портвейн, закусывать его колбасой, а на десерт - и режиссером, и так далее, по всем пунктам программы – без остановок!

И вот оно – хмурое утро. И билет номер 13…. Нет, я в принципе, барышня не суеверная….

Первый вопрос: буржуазные реформы в России в 60-70 годах 19 века!  Шандец «салтычихам» и да здравствует свобода – с этим все ясно. Второй: наука и искусство в годы Великой Отечественной войны. Ладно, разберемся. Я настолько увлеклась собой, блистательным знанием первого вопроса, и своим сказочным везением, что не успела даже и подумать о втором, когда пришло время отвечать.

Захлебываясь от счастья за освобожденных из рабства крестьян, я была готова бесконечно лить эту прекрасную русскую историю на головы экзаменаторам. Но им уже все было ясно.

- Переходите ко второму вопросу, - жестко сказали мне.

- Наука и искусство в годы Великой Отечественной войны, - сказала я.

- Ну?

Повисла пауза. Я уже готова была начать мычать, блеять и мекать, как раз на интеллектуальном уровне деревенского стада. Ну, заклинило. Ну, вышибло все из головы! Ну, не вспомнился мне красавчик Бернес в фильме «Два бойца»  и рогатые тевтонцы на пенопластовом льду в «Александре Невском», то есть фильмы, снятые во время войны. Я напрочь забыла о дяде Косте Симонове и его жене: «Жди меня и я вернусь», хотя знала это наизусть и со слезой в голосе читала со сцены на школьных вечерах. И про Клавдию Ивановну Шульженко в синеньком скромном платочке тоже. Про науку и говорить нечего, с детства была и остаюсь девственно ограниченным гуманитарием.

И вдруг одна прекрасная тема встала, как кол, в моем воспаленном мозгу: черная обложка книжечки «Ясная Поляна в годы Великой Отечественной войны», написанная сотрудником музея Т. Архангельской, в которой было рассказано об ужасах весьма кратковременной оккупации фашистами окрестностей нашего города.  Ах, как правы были классики: сначала «Остапа заклинило», потом «Остапа понесло», и дальше еще – о том, как Шура Балаганов пересказывал краткое содержание брошюры, посвященной лейтенанту Шмидту.

- Я живу в Туле, - плавно начала я, - а у нас главной достопримечательностью является Ясная Поляна….

И – понеслась косая в баню! Конечно, экзаменаторы факультета журналистики МГУ имени Михайлы Васильевича Ломоносова имели представление  и о дедушке Толстом, и об его нелегкой биографии, и честно пытались сбить меня с толку, намекая на главное: на разные  науки и всякие прочие искусства в годы войны,  но это им ни фига не удавалось.

- Да вы не понимаете,  - отмахивалась я. – Ясная Поляна и творчество Толстого – это мировая культурная сокровищница! А не только для нас, для Тулы….

- А война здесь при чем?

- Так я именно об этом и говорю! А во время войны, зимой сорок первого года….

И - про кладбище немецких солдат в непосредственной близости от могилки графа Льва Николаевича, и про конюшню, устроенную в доме Волконских!

- Может, про кино или про литературу вспомните? – риторически вопрошали они.

- Кстати, о литературе…. Один фашист хотел сжечь в печи тумбочку самой Софьи Андреевны! Вы только представьте себе степень варварства! И наша простая тульская женщина, смотрительница музея под страхом расстрела дралась с оккупантом, вырвала у него эту тумбочку из рук и сохранила для потомков!

Тумбочкой Софьи Андреевны я их и добила.

- А где вы там…. «у вас, в Туле»…. работаете?

- В областной газете, - гордо сказа я.

- А кем? – с живейшим интересом спросили экзаменаторы.

- Спортивным обозревателем! – еще более гордо сказала я.

- А-а-а…. Голы, очки, секунды…. Ну, тогда все с вами ясно.

И я сдала этот экзамен.

- У вас в Туле…. У вас в Туле! – с возмущением пересказывала я свой диалог с экзаменаторами режиссеру с лукавыми глазами после второго стакана портвейна в тот же, уже остывающий от жары июльский вечер. – А чего, собственно, глумиться? У нас в Туле, между прочим, до хрена чего есть! Ясная Поляна – у нас. Куликово Поле – тоже у нас. И Бежин луг –  наш, тульский. Не где-нибудь там, а ВСЕ – у нас!

- Тебе бы надо академическое собрание Толстого прочесть, - обреченно сказал режиссер. – Все 90 томов. Раз ты у нас девушка такая…. тульская. Может, пригодится когда….

Рассказ – победитель конкурса студенческих историй «Золотой Хвост». Тула, 2010 год.