Хрущев - чистильщик

Юрий Прокуратов
Хрущев Никита (1894 – 1971), ликвидатор архитектурных излишеств, идейный вдохновитель архитектурного
стиля "Хрущобы" .

* * *

Зачем нам нужно десять проектов школ, если достаточного одного.

Еще не все архитекторы отказались от применения ненужных, но дорогих украшений фасадов зданий.
Это показывает, что перестройка в архитектуре еще не закончена.

Хорошо, очень хорошо вы все тут сделали. Мне понравилась выдумка архитекторов и художников.

Фасады зданий должны иметь красивый и привлекательный вид за счет хороших пропорций всего сооружения.

И глаза у Хрущева мгновенно стали, как у неистового хряка перед случкой. Совершенно стальные.
И в полной тишине он смотрит на меня. (Б. Жутовский)

Совершил же Хрущев переворот в архитектуре, запретив советским архитекторам заниматься художественным
формообразованием. И вот, когда он был в Индии, его повезли в Тадж-Махал. И что вы думаете, он
выразил восторг и восхищение? Ничего подобного. Он сказал: «Вот куда идут народные деньги». (Хан-Магомедов)

Никита Хрущев на выставке в Манеже 1962 год

   Скульптор Эрнст Неизвестный так описывает эту сцену. Входит Хрущев, спрашивает, кто тут главный.
Кто-то выталкивает Элия Белютина, руководителя студии при московском горкоме (работы этой студии
висят на стенах). Белютин начинает что-то объяснять. Ильичев, курировавший в ЦК искусство,
говорит: "Никита Сергеевич, главный не этот, главный вот тот",— указывает на Неизвестного.
"Ты пидарас?" — интересуется Хрущев. "Нет,— говорит Неизвестный.— Дайте мне девушку, и я сейчас докажу".
Хрущеву это нравится, он начинает слушать Неизвестного. Тот защищает интеллигенцию, объясняет ему
величие Пикассо. "В этом человеке есть дьявол и ангел,— говорит Хрущев.— Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем".

  Пока Хрущев не дошел до авангардной части выставки, он воспринимал прекрасное с пониманием

    Художник Леонид Рабичев так описывает эту сцену.

Тринадцать художников стоят около своих картин, входит Хрущев со свитой, они начинают аплодировать.
Никита Сергеевич молчит пару минут, затем громко, с ненавистью говорит: "Говно!" Подумав,
добавляет: "Пидарасы!" Стоящий рядом с Рабичевым Суслов кричит: "Задушить!" "Арестовать их! Уничтожить!
Расстрелять!" — кричат другие члены правительства (Шелепин, Мазуров, Фурцева). Хрущев подходит
к автопортрету Бориса Жутовского. "На два года на лесозаготовки",— приказывает он. Вдруг кто-то обращает
внимание на художника Алексея Колли и кричит: "Вот живой педераст!" Члены правительства и члены
идеологической комиссии окружают его и кричат: "Живой педераст! Живой педераст!"