История в русском языке. XI. Вечи

Ним Кров
Вечи.

Постепенно, год за годом, строились всё новые и новые ловушки-загоны,

совершенствовались и перестраивались старые «ГОРОДА». Каждый

преуспевающий «РОД» имел в своём арсенале несколько охотничьих

участков с загонами. Если ловушки находились далеко друг от друга, то

рядом с ними сооружались и жилища для людей.


 Угодья постоянно контролировались.  Для этого высылали разведчика. 

В зависимости от сложности пути и удалённости участка, разведчиком

мог быть, как взрослый охотник, так и подросток. Если там паслось стадо

диких баранов, то об этом тут же сообщалось «РОДУ».


 Все, кто мог принести какую-то пользу: взрослые мужчины, женщины,

подростки перемещались на новые угодья. У «старого» «ГОРОДА»

оставались только маленькие дети, больные и те, кто за ними

присматривал.

 
Там, где ловушками служили загоны, а не обрывы, в распоряжении

человека оказывались живые овцы. Животных убивали не сразу, а по

мере необходимости. Загоны становились не только ловушками, но и

кладовыми. Овцы были живыми консервами для человека. Чтобы

животные не погибли от голода, в ловушку им бросали траву и ветки.


  После того, как «ЧЕРЫ» перестали убивать загнанных животных, их

образ жизни начал меняться коренным образом. Большую часть времени

они проводили среди овец. Люди кормили животных, изучали их повадки.

Дети играли возле овец.


 Некоторые животные прямо в загонах приносили потомство. Такие

ягнята с самого рождения становились любимчиками всего рода. Их

баловали. При смене места жительства, их не бросали, а переносили к

«новому» «ГОРОДУ». Вырастая, такие животные становились ручными.

Если диких баранов звали «ВЕ-КИ», то домашних называли «ВЕ-ЧИ»

(«овцы людей»).
 

Правда, домашними в полном смысле этого слова они ещё не были,

скорее они были просто прирученными.  Часто их использовали, как

приманку для диких сородичей.  Если животное не убегало и хорошо

выполняло свои функции, то оно становилось предметом гордости

«РОДА». Его показывали сородичам из других семей и друзьям. Каждый

«РОД» мечтал иметь у себя такое животное.


 Постепенно количество прирученных овец возрастало. Рождённые в

неволе «ВЕЧИ» приносили потомство.  Во многих «РОДАХ» «ГОРОДА»

пополнялись не охотой, а животными, рождёнными в неволе.  Охота

больше не была основным средством существования «ЧЕРОВ». Но у

человека появились новые заботы. Одомашненных овец необходимо

защищать от хищников и врагов. Нередко требовался и корм для них.
 

  Людей, охраняющих овец, по-прежнему называли «ЧЕРА» или «ЧЕР».

Чтобы подчеркнуть, что это не охотники, а пастухи, к слову «ЧЕРА»

добавляли «ВЕЧИ». «ЧЕРАВЕЧИ» («человек овечий») -  пастух.


 Язык горцев-пастухов развивался не из одного центра. В каждом

«РОДЕ-ГОРОДЕ» были свои особенности, свои приоритеты. В одних

«РОДАХ», слово «ЧЕРАВЕЧИ» обозначало название профессии,

промысла, в других имело более широкий смысл. Слово «ЧЕРАВЕЧИ»

использовалось и в значениях «человек», «мужчина». Одного и того же

человека из одного и того же рода могли называть и «МАРА» («МИРА»),

и «ЧЕРАВЕКИ», и «ЧЕРАВЕЧИ», в зависимости от сиюминутного вида

деятельности.

 
С развитием овцеводства в речи пастухов «ЧЕРОВ» стали появляться

новые слова. «ВЕ-СИ», «БЕ-СА» («овцы передвигаются») - пастбища.

«НЕ-БЕСА» («не пастбища») – небо. «СО-БАКА» - бегающая за

баранами. «ВИ-НО», «ВЕ-НА» - мясо овцы, кровь. «ВЕ-ЧЕР» - время

пригона овец к жилищу человека.


  Большой «РОД» «ЧЕРОВ», занимающихся разведением овец, занимал

сравнительно небольшую территорию. Для пастбищ нужно значительно

меньше места, чем для охотничьих угодий. Какое-то время «ЧЕРАВЕЧИ»

обходились территориями высоко в горах. Но передовые технологии

сделали своё дело: население высокогорных районов стремительно

росло.


 Среди овец отбирались малоподвижные животные со спокойным

характером. Таким животным уже не требовались высокие каменные

ограждения. Днём они паслись на воле под присмотром человека, а на

ночь загонялись за невысокую изгородь. Разводить домашних овец стало

возможно и на равнинах. Умножающиеся роды бледнолицых «ЧЕРОВ»

начали наступать на равнинные угодья темнокожих охотников.


 Первое время, разбросанные на огромной территории, маленькие семьи

охотников не могли противостоять многочисленным и компактно

проживающим родам овцеводов. Но чем ближе «ЧЕРЫ» приближались к

джунглям, тем ощутимее становилось сопротивление смуглолицых

охотников.


 Время шло. Темнокожие охотники  изучили возможности пастухов,

нащупали их слабости,  попробовали на вкус домашних овец… и начали

свою охоту, как на овец, так и на их хозяев.


 Для преодоления численного перевеса, охотники собирались в отряды.

Они захватывали отары овец и пастушьи «ГОРОДА». «РОДЫ» тоже

объединялись в союзы. Начались войны. Но это история Индии. К

древней истории европейцев она напрямую не относится.