Жизнь Асторджо Манфреди Казнь братьев Манфреди

Ковалева Марина 2
Казнь Асторджо и Джованни Еванжелисты Манфреди. Конец синьории в Фаэнце.


В письме от 6 июня 1502 г. посол Венеции Антонио Джустиниани сообщил своему правительству:  ему стало известно о том, что «ночью  были брошены в Тибр и утоплены эти двое синьоров (в оригинале signorotti - буквально "маленькие синьоры" с ласкательным оттенком, который не передаётся в русском языке)  из Фаэнцы вместе с их мастро ди каза»   Мастро ди каза – сенешаль, глава придворного штата. Данный человек мог разделить участь своих синьоров только в двух случаях: либо ему было разрешено следовать за ними в Рим из Фаэнцы, либо он сам поехал в Рим из Фаэнцы и попытался связаться со своим синьорами. Чезаре Борджа  очень важно было подчинить  себе город, что становилось возможным  лишь в случае полной изоляции синьора и прекращения его связи с подданными. Сомнительно, чтобы человеку, возглавлявшему придворный штат, позволили остаться с синьором Асторджо с его разрешения. Все известные источники сообщают, что единственный человек, который сопровождал юношу после того, как его увёз Чезаре Борджа, был его брат.
В пользу того, что у синьоров Манфреди были в Риме сторонники, которые последовали за ними и собирали информацию о их судьбе, говорит запись из дневника Буркарда: «9 дня месяца июня отыскали в Тибре задушенного до смерти правителя Фаэнцы, юношу 18 лет, настолько прекрасного обликом и сложением, которому и среди тысячи навряд ли найдёшь подобного, с ядром на шее, и двоих юношей с руками также связанными, один 15 лет, другой  25; также найдена некая женщина и иные многие»  Из цитаты вытекает, что сразу после получения сведений о гибели синьоров Фаэнцы были организованы поиски тел, которые длились почти три дня. При этом тело Асторджо Манфреди не только нашли, хотя оно не должно было всплыть, но и опознали, что после трёхдневного пребывания в воде могли сделать лишь хорошо знавшие его люди.
Флорентиец Лука Ландуччи в своём дневнике записывает: « 21 июня 1502 г.  было, как  Валентино умертвил мальчика, что был синьором Фаэнцы, которого он заполучил в Рим, и трёх других неких». Синьора задушили и бросили в Тибр, привязав ядро, вместе «с другими юношами, как он, который был ещё мальчиком. Я думаю, что этим он (Чезаре Борджа – авт.), видя, как тот (Асторджо Манфреди – авт.) слишком сильно любим подданными, показал свою ревность к синьории, как человек дьявольский».  В то время как Бурхард просто перечисляет найденных с телом Асторджо Манфреди людей, Ландуччи, на основе сложившегося общественного мнения, связывает погибших воедино. Их убийство он объясняет политическим мотивом: подданные не забыли о существовании своего синьора и попытались что-то сделать для него.   Итальянский историк Иодоко дель Бадия, комментатор дневника Ландуччи, также уверен, что в этой записи говорится о гибели сторонников Манфреди.
Распространённость мнения о том, что вместе с синьорами Манфреди погибли ещё связанные с ними люди, подтверждается и в дневнике флорен-тийца Агостино Лапини, который пишет: «21 сказанного июня 1502 г. при-шла новость, что Валентино умертвил  мальчика, что был синьором в Фаэнце, который был в Риме, и ещё трёх других Bali, велев задушить и бросить в Тибр». 
Bali, в данном случае, является множественным числом от balio, слова, обозначающего придворный титул.
Таким образом, если действительно все погибшие люди, включая мастро ди каза из Фаэнцы, были связаны, мы имеем дело с какой-то неудачной попыткой жителей Фаэнцы добраться до своего синьора.
Возможно, его сторонники пытались выйти на братьев Манфреди ещё в 1501 г., что привело их в тюрьму под усиленную охрану. Попытка, сделанная в 1502 г., окончилась катастрофой.  Расправа над братьями и их сторонниками была не необъяснимой прихотью  жестокого Чезаре Борджа, а карательной акцией за неподчинение.  Именно поэтому казнь сопровождалась пытками и издевательствами, которые произвели на современников такое неизгладимое впечатление, что многие не только сразу после происшествия, но и много лет спустя в письменных источниках снова и снова  возвращались к этому случаю.
Франческо Гвиччардини (1483 – 1540) , современник событий и автор фундаментальной «Истории Италии», испытывавший симпатии к Фаэнце и даже проживший в ней целый год, пишет, что в день своей казни Асторджо «пресытил сначала (как говорили) похоть кого-то [слово qualcuno означает лицо или лиц, фактически совершивших расправу], и был тайно совместно его родным братом лишён жизни».   Якопо Нарди уверенно утверждает, что тело синьора было «не без следов позорнейшего насилия» и пыток.  Такой  способ убийства не был чем-то исключительным. Обычно к нему прибегали в случаях, когда репутация жертвы была безупречной, например, таков случай убийства епископа города Фано – Козимо Герио да Пистойя.   Имя Манфреди не должно было сохранить ореола мученичества, не должно было стать знаменем и иконой народа Фаэнцы. Оно было опозорено, а оставшимся на свободе сторонникам Манфреди дали опознать тело их синьора, чтобы они могли сообщить в город, что у него не будет иной власти, кроме той, что исходит из Рима.
Из-за столь страшной и унизительной смерти  неизвестный автор  «Хроники города Фаэнцы» вовсе исключает этот сюжет из своего про-изведения. Он просто говорит, что «бедные Манфреди не вышли более (из тюрьмы – авт.), чтобы быть с любившим их народом, для которого они были так желанны».
Флорентийский государственный деятель и писатель, современник Франческо Веттори (1474 – 1539) в своём диалоге о Борджа  назовёт имя исполнителя казни Асторджо Манфреди, сообщив, что Чезаре Борджа приказал «ночью удушить (синьора Фаэнцы – авт.) Бьянкино из Пизы, которого использовал как главного исполнителя в подобных жесто-костях» 
О реакции на убийство самих представителей семейства Борджа мы имеем только одно свидетельство, которое принадлежит венецианскому послу Антонио Джустиниани. В послании от 26 июня 1502 г., передавая свой разговор с папой Александром VI, он заметит, что папа «сказал, что герцог делал и делает всё основательно, похоже, что он имеет в виду его приказ и его действия в том, что он сделал с этим бедным мальчиком из Фаэнцы, или то, что происходит в данном государстве».
После страшной расправы и убийства  Асторджо и Джованни Еванжелисты в живых остался ещё один брат – Франческо, который длительное время находился за пределами Италии на службе Венеции. В момент последней осады Фаэнцы он находился в войсках Чезаре Борджа. После падения города и конфискации имущества синьоров Манфреди, Франческо был уволен герцогом и отбыл в Феррару.  На момент смерти братьев он, находясь в тяжёлом материальном положении, обретался в госпитале в Болонье. Воспользовавшись смертью Александра VI  и падением Чезаре Борджа в 1503 г., Джованни II  Бентивольо снабдил его некоторым количеством солдат и лошадей, чтобы вернуть Фаэнцу. Франческо удалось войти в город, и население признало его своим правителем. По требованию жителей он принял имя Асторджо, но не смог удержаться на престоле. В том же году Фаэнца перешла в руки вене-цианцев, которые откупились от Франческо денежным подарком и неболь-шими владениями.   С уходом Франческо власть династии Манфреди над Фаэнцей закончилась.
В 1509 г. Венеции пришлось уступить Романью папе Юлию II (1503 – 1513). Фаэнца вошла в состав Папского государства.