Их дом - их крепость, и главное в нем - дети

Таня Московцева
 Как на севере, так и в Раджастане (я думаю и во всей Индии),   частные дома  окружены стеной по периметру, внутри периметра с жилыми комнатами – дворики-патио, в зависимости от масштаба всего особняка – один  два или больше. Я видела два в доме Джайсинга, и в зависимости от солнца или  настроения мы можем обедать в одном из них, легко перемещая плетеные стулья и стул. Специальной столовой у них нет.

Сами дома в основном одно- двух этажные, с выходом на плоскую крышу, где можно устроить дополнительные комнаты, разбить красивый цветник. Но вот цветники они создают из сплошь уставленных горшков в зависимости от эстетического вкуса живописно или хаотично и небрежно.
Здесь живут все его братья с женами, детьми. У каждого своя «половина». Даже сад разделен на части, «по-братски». Все устроено мудро, по закону.  Сестры, племянницы, дочери, то есть все женщины,  после замужества  уходят в дома мужей. Это строгий закон, но  думаю, в городах среди интеллигенции все проще.

 Боже мой, как мне нравится, что индийцев квартирный вопрос уж точно не испортит, а если испортит, то это будут уже не они.…  И нечего будет жалеть.

Достаточно сказать – намасте  (здравствуйте по-индийски), и никто не претендует на твое внимание.
Опять же я вижу много слуг в этом доме. Мусульманская 12 летняя девочка Нагина с педикюром на пыльных босых ногах, увешанная дешевыми яркими браслетами, подметя немного дворик, очень долго сидела около меня, смотрела как я  читаю, и никто не одернул ее – иди, мол, работай.
 Возможно в других семьях иначе, но в этой семье, приветливой и интеллигентной, именно так.

Первое, что ужасно меня поразило  в этих домах, -   холод и сквозняки.   Оказывается для жителей из другого климата  зима в Индии очень холодная. Представьте, днем 20 градусов тепла, а ночью  до нуля.  И такой холодной зимы (3 мороза и жуткие ветра), которая досталась мне, уже не помнили много лет. Мы часто шутили с Джайсингом:  – Индия теплая страна? Кто это сказал?
  Все  бы ничего, но никакого центрального отопления нет во всей Индии.  Иногда, правда,  они включают электрические обогреватели. Каминов или печек я в этих двух особняках не видела.

Индийцы  открыты всем ветрам, но только в пределах периметра. Камень, мрамор. Настежь  распахнутые двери. Спартанский стиль! Очень закаленный народ. Целый день они ходят по каменным полам, на босу ногу, спят в совершенно холодных комнатах почти при нулевой температуре.
 Днем жара, вечером сквозняки, а ночью дикий холод.

Джайсинг устроил для меня экскурсию по Чуру. Его помощник и племянница  Прагья  показывали мне  старый заброшенный город, восстановленные дворцы и частные дома, и такие места,  куда туристов  просто не пускают. Так вот, если я была в шерстяных носках с теплым шарфом на голове и укутанная шалью, Прагья - в легких джинсах и босоножках без единого носочка!  Не знаю, что меня больше волновало – восточные орнаменты или мысль о валенках.


Второе – обстановка самих домов. Кирпичные голые   стены покрашены краской,  минимум мебели. Все функционально. Никаких «личных» пристрастий.  Никаких греющих глаз драпировок, ковров на полу или стенах, кресел, в которых можно  утонуть с книгой рядом с уютным  торшером…  Тоскливо! Никто не украшает свое жилище так, как это принято у нас, например. То есть понятие комфорта, уюта как такового, изнеженности и желания  «показывать» себя и  «потакать» себе  я не видела.
Одна моя подруга, кореянка с русской душой, решила при переезде на новую  квартиру обставить все так, как на востоке, то есть без «Я» и «мое». Что вы думаете? У нее так и не получилось! Для этого, помимо желания, нужно иметь просто соответствующий характер.   
 Большинство домов  вообще скрывают свой достаток. Это особенно нелепо выглядит в праздники, когда на фоне голых стен мелькают  красавицы в умопомрачительных нарядах  с украшениями тысяч на 30-50 рупий… на каждой.  И этому есть  простые  объяснения –  их многовековые традиции.

Они действительно аскеты.
 Я не знаю, почему показывают фильмы с таким обилием богатых домов, комфорта,   роскоши.  Возможно, это связано с их религией. Богатство  - признак того, что люди любимы Богом, то есть богатый человек - это заслуженный человек, да  еще, помимо    прочего,  человек на верном пути.
 Однажды я спросила   знакомого индуса, живущего  сейчас в  Америке, об Ошо - известном  индийском интерпретаторе священных  санскритских текстов.
 Вот  что  он мне ответил:
 - а-а-а, знаю-знаю такого, так он  для бедных пишет, их учитель…
(!!!)
Слышу фырканье…особенно тех, кто любит «читать» ОШО. Но ведь в России  никому не придет в голову обвинять  представителя среднего класса, то бишь менеджера, в том, что он не живет по Мономаху и не бежит вслед за старцами в   скит…, а  Достоевского считает защитником униженных и оскорбленных.  Никто, глядя на современных суетливых греков, не восклицает: эй эллины, что творите, Сократа забыли?!!
Так что ж «бочку катить» на хинди. Они как все, стараются выжить и найти себя в этом  глобальном хаосе.
И уж совсем надо быть глупцом, начитавшись  ОШО, «двинуть» на восток, и еще большим  -  возвращаться  оттуда с  брезгливой миной. Почему столько претензий к индийцам? Они что, обещали всему миру ходить с нимбом над головой и нарушили клятву?
 Вы уж извините за такую горячность, но за Индию обидно! Как часто я слышу:  «ну как Индия может понравиться. Это же сплошная грязь, нищета и мошенничество. Они, создавшие Махабхарату, - такие наглые, меркантильные! Позор!»
Так дело в том, что  НЕ ОНИ ее создали. Они создали  свободу, независимость, республику и  сейчас гениальными темпами  создают общество, в котором их детям будет комфортно жить.
Кстати, уж если речь зашла об этом и не избежать очередного лирического отступления … Мистицизм, религиозность и восприятие мира (от которого  многие европейцы просто «млеют»)  у них настолько в крови, что если   мошенник и считает свои денежки,  то непременно  …«сидя рядом с Богом». И что самое интересное, он не знает об этом. Тому индусу, который презрительно  причислил ОШО к учителям угнетенных, кстати, может позавидовать любой «ученик», потому что ОШО «живет» у него (индуса)   не в мозгах, а в теле. (Это не голословное утверждение – могу дать почитать нашу переписку.)
Да, и не надо забывать, что и Шри Раджниш (ОШО)  и Шри Ауробиндо и his divine grace Бхактиведанта с его «Бхагавадгита как она есть» и многие другие, известные на западе,…. с точки зрения «ортодоксального» индуизма просто еретики.
 Это как истинно доброго человека доставать дифирамбами  и «исследованием» его доброты –  он в лучшем случае вам скажет: да я не знаю, так получается, да я нормальный…
Но очень многие  индийцы  знают и очень многие эксплуатируют эту «тему». Ну что ж, спрос рождает предложение. На рынке «учителей» чего только не увидишь! Путь к просветлению – пожалуйста. Высвобождение кундалини – да запросто!
У меня есть знакомый в Дели,  туроператор, ему лет 30, принимает туристов со всего света, а агентство его называется  «Spiritual   India». Но когда я его однажды спросила о чем-то «высоком», отреагировал  так:  - ты то хоть не доставай меня, я сыт по горло духовностью! Мне  бы денег побольше заработать да сестер выгодно  замуж выдать!
A что - нормальный хинди.

…Да, это я о домах и отношении к богатству…и о детях…
 Итак,  дети …. Прелестные создания. Они никогда не видели русскую женщину, но как естественно себя ведут, хотя и робко и застенчиво.  У них  просто в крови (опять же)  - уважение к взрослым, но вот страха, что они могут сделать что-то не то, не положенное, не принятое, никогда не встречала ни у  взрослых детей, ни у малышей. А страха нет, потому что к детям относятся тоже с уважением. Когда я приехала в Чуру со мной за стол сели именно дети! а женщины стояли буквально за их спинами  и прислуживали (!) им. И у каждого ребенка – несколько мам и пап. И не потому, что родственников так принято называть, а потому, что  все эти многочисленные дяди и тети любят и заботятся о детишках в этих old age house-ах как о собственных.
Да, дети  – это закон.   И они достойно играют роль, отведенную им в обществе: обласканные и любимые в детстве, эти детишки становятся  единственной и очень надежной опорой стариков.

В Джайпуре я познакомилась с велорикшей. Худющий, изможденный,  он меня очень просил, чтобы я его наняла поездить по городу. У него, вдовца, трое детей и только один ребенок ходит в школу, и сейчас он старается заработать на обучение остальных детей. Сам он  не умеет ни читать, ни писать, но немного говорит по-английски. До сих пор вспоминаю, как  угостил меня лепешкой, а когда я предложила напоить его чаем,  завел  в такие трущобы (дешево!), что мне стало плохо не от грязи, а от увиденного.
В Уйдапуре я познакомилась с авторикшей. Уже более высокий уровень! У него тоже трое детей. Но все они ходят в школу, а старшая дочь (с какой гордостью он это говорил) будет работать на компьютере. Зная, сколько нужно денег на такое обучение, я понимала, почему у него рваные башмаки и часы за 20 рупий.

Вспоминаю одну русскую мамашу, которой  объясняла, что с ее сыном нужно заниматься не один,  а  три  раза в неделю, чтобы он разобрался в математике. Так она, куря сигареты за 20 рублей, говорила мне: ну что Вы, это дорого! Отдать лишние 50 рублей за урок!

В том же Уйдапуре , обозревая древние Аравали, … вдруг услышала «Hello. Mam». Оглянулась, на меня смотрит 5 пар красивых, юных глаз. Разговорились. Учатся мальчишки в 10 классе, английский – только мечтать! Вежливые, раскованные, видно – озорные, но не глумливые, рассказали, кто в какой колледж собирается поступать…
 В Индии много бездомных, нищих, несчастных детей, но на фоне такого количества населения  страна  производит впечатление  все-таки образованной. (Я естественно рассказываю о городской жизни, не забывая, что 70 % населения  живет в деревне,    хотя Индия в принципе  – страна городов.)

Но их образование очень конкретное, направленное. Например, в учебниках по математике даже для 8-10 летних детей, практически ни одного отвлеченного примера с так называемыми ящиками яблок и груш… все задачи из реальной жизни: банки, предприятия, экономические термины только и мелькают на страницах. Видно, что государство готовит не образованных интеллигентов (которые самому же государству скажут – извините, а мы выше Ваших нужд оказались), а экономически подготовленных специалистов.
И уж поверьте,  государство получает   сполна от своих детишек. И не случайно  специалисты Индии уже славятся во всем мире, и профессионализмом, и трудолюбием.

С одной стороны   индийцы,  даже те, кто не умеет читать, даже  нищие, пытаются отдать в школу своих детей, вкладывая все (!) в них, понимая, что Индии нужны образованные работники и  что только так можно облегчить участь собственных детей. 
С другой  стороны  -  хорошая возможность  выбраться из касты, которая по каким-либо причинам  перестала быть «родной».  Дать образование детям, а там глядишь, работа, которая может принести конкретный доход для дальнейшего обучения, и свищи ищи  - кто там был нашим предком? Ведь сейчас, если ты образован и состоятелен, никто в твоем прошлом без нужды копаться не будет.
Но  хотя правительство Индиры на радостях и  разрешило учиться всем, образование-то платное!  И как заработать? Если даже Бикрам у Ханы получает в месяц 2000 рупии, а за обучение нужно отдать 10-15 тыс. в год.  Есть, конечно, муниципальные школы, где научат писать, читать, но не больше. Есть и правительственный фонд, за счет которого учатся дети в старших классах и даже колледжах, но это тоже   мизерный процент и  только для  детей государственных служащих.

 Еще один способ «вытащить» детей -  например, перейти в другую религию. Сикхи, джайнисты , буддисты, мусульмане и христиане не признают кастовых различий. Пожалуйста, вот тебе деньги, вот тебе чистое прошлое и… вперед Индия!
 Только  желающих почему-то  не   много – более 80  процентов населения исповедует индуизм…