Билет в один конец

Джейхун Кулизаде
Билеты куплены. Квартира продана. Со всеми друзьями, вроде, попрощался. Осталось самое сложное. Сказать об этом родителям.

Все это время я скрывал от них свой переезд в Америку и готовился в тайне от них. Знал, что будет тяжело, и все откладывал. Теперь уже дальше скрывать не куда. Вылет завтра. Представляю, какой это будет для них удар. Они уже не молоды, сердечники, диабетики с повышенным давлением. Они сильно привязаны ко мне и своим двум малолетним внукам. Больше к внукам. Мне кажется они придают им силу, делают их счастливыми.

Зачем еду? ... Куда еду? … Да, надоело все это! Власть постоянно меняется. Город полон беженцев. Вид у них жалкий, лица чужие и злые. Не могу больше на это смотреть. Душа болит.

Что стало с моей страной? ... Что стало с моим городом? …

Мать в истерике. Она не понимает. Она не верит, что это правда. Я молю бога чтобы у нее сейчас не случился сердечный приступ.

- Да не переживай ты так! Мы скоро вернемся, - успокаиваю я её. - Устроимся, и через год-полтора приедем вас навестить.

Я, конечно, вру. Я точно знаю, что ни через год, и, даже, три, мы не вернемся. Может быть никогда больше не вернемся. Может быть это наша последняя встреча.

Отец, все это понимает. Держится, и не подает вида. Старается шутить. Но я вижу, как ему тяжело. Он тоже знает, что мы больше никогда не увидимся.

Мать вся в слезах. Опустилась на колени и прижала внуков к себе.

- Мои дорогие, мои золотые, как же я без вас буду жить? - причитает она.

Малыши испуганы. Они тоже начинают плакать.

- Что ты делаешь? Лишаешь нас единственной радости в жизни, - кричит мать. - еще сильнее прижимая к себе ревущих внуков.

- Мам, нам надо устраивать свою жизнь, - пытаюсь я убедить мать в правильности моего решения.

Но она меня не слышит.

- Ты оставляешь нас наедине со старостью! - кричит она. - Неужели ты этого не понимаешь?

Она оттолкнула меня и не позволила обнять её на прощание. Я много раз после этого говорил с ней по телефону, но до самой смерти она меня так и не простила. И мне очень тяжело с этим жить.

Отец проводил меня до машины, обнял, и сказал, что одобряет мое решение:

- Езжай, сынок. В этой стране больше нечего делать. Это твоя жизнь, и не надо оглядываться. Я верю, что у вас там все будет хорошо. Ну, а если что - помни, что родительский дом для тебя всегда открыт.

Нам так уже и не суждено было больше увидеться. Отец умер во сне через год после смерти матери. За день до этого, мы с ним долго обсуждали по телефону его приезд к нам в Канаду. А утром мне позвонили и сообщили печальную новость.

Прошло около двадцати лет. Мы действительно неплохо устроились в замечательной стране Канада. Я постепенно приближаюсь к тому возрасту, когда, повзрослев, дети покидают родительский дом. И мне все чаще и чаще вспоминаются последние слова матери :

- Ты оставляешь нас наедине со старостью.