Геологические байки

Яков Элькинсон
ОСЕЧКА

Когда мы в тайге работали, нашими проводниками всегда был кто-нибудь из местных жителей. Это бывалые люди, по таежному своему опыту не уступающие, пожалуй, легендарному Дерсу Узала. Повадки зверя, знание растительного мира - все это выгодно отличало их от городских обитателей. Перед тем как отправиться в дорогу проводник пригласил нас к себе домой «на чарку водки». К нашей компании присоединился его зять. Я обратил внимание на то, что у него нет одного уха. Я не вытерпел и после второго захода поинтересовался, при каких обстоятельствах это произошло.
- Пошли мы с зятем вдвоем в лес «медведя шуровать», - начал рассказывать проводник. - Это когда шуруют палкой в медвежьей берлоге, чтобы мишка не стерпел и выбрался наружу. Ну, начали мы «шуровать» и допекли-таки топтыгина. Он выскочил из берлоги страшно разъяренный. Зять выстрелил - осечка. Медведь лапами вырвал у него ружье и - трах об дерево. В щепки разнес ствол. Тотчас повалил зятя на землю и ухо ему отгрыз. Я выстрелил в медведя в упор. И ведь, что удивительно, на счету до этого происшествия у моего затя было пятьдесят добытых медведей. А тут какая-то глупая осечка!


ЕЩЕ ПРО СХВАТКУ С МЕДВЕДЕМ

В районе, где я вел поисково-разведочные работы, раньше добывали золотишко. Но когда его запасы исчерпались, старательские артели распались. Вот из таких бывших артельщиков я и нанимал рабочих. И скажу я вам - этим людям цены нет. Они прекрасно ориентируются на местности. Так что с ними просто невозможно заблудиться. Каждый из них мог разжечь костер даже в дождь. Одного из таких следопытов звали Степаном. Он рассказал, какой у него с напарником случай вышел.
Промышляли они женьшень в тайге. А навстречу им медведь-шатун. Так величают проснувшихся зимой от спячки медведей. И прямо на Степана. А у него, как на грех, на тот момент ружьишка под рукой не было. Деваться некуда, вот она, смерть, в лицо смрадно дышит. С отчаянья и безвыходности засунул Степан руку под самый локоть в оскаленную медвежью пасть.
Не известно чем могла закончиться для Степана схватка с медведем, если бы не подоспел напарник и не размозжил колом медведю голову. Степан остался жив, но был крепко искалечен.


ПУРГА

В тайге самые опасные месяцы - это май и сентябрь. Опасность заключается во внезапной переменчивости погоды.
Осенью стоит обманчивая теплынь. Люди, конечно, одеты легко. И бывают за это страшно наказаны. Именно в такую осень меня с коллектором захватила пурга. И скажу я вам - это настоящее светопреставление. Снег валит и валит без перерыва, зги не видать.
Мы шли наугад. Долго шли. Устали изрядно. Да что там устали - совсем из сил выбились. Вдруг слышу - собачки лают. Но бывает, что горные козлы собачьими голосами гавкают. Ежели собаки - значит, поблизости стойбище аборигенов. А мы уже совершенно выдохлись. Не идем, а ползем на карачках.
Напарник застонал - не могу дальше. А я пополз. И уперся в стойбище. Кое-как объяснил, что поблизости оставил своего товарища. К моему сообщению, аборигены отнеслись недоверчиво. Они подумали, что я его попросту сожрал. Такое бывaло. Но я убедил их, что он совсем рядом. И они сходили за ним и приволокли полуживого.


К БЕДЕ НЕОПЫТНОСТЬ ВЕДЕТ

Я тогда совсем еще «зеленым» был: только-только со студенческой скамьи Черновицкого университета. А меня, можно сказать, молокососа, прямехонько в сибирскую тайгу турнули, под Иркутск. Ну, значит, первая стоянка. Разбили палатку, и костер перед ней разожгли.
А того не учли, что ветер дует в ее сторону. Поужинали, чем Бог послал, и полегли спать. Дрыхнем себе с устатку.
Проснулись - батюшки! Вокруг огонь полыхает. Угольки от костра постреливали и прямо на сушняк возле палатки попадали. Мы ошалело выскочили из палатки. Ну, а палатка сгорела. Больше мы таких глупостей не повторяли. Хотя даже не имея опыта можно было допетрить, что, разводя костер, надо непременно учитывать направление ветра.


БАЙКАЛ

Озеро Байкал недаром славится, как уникальное творение природы. Вода прозрачная, как слеза. Ее без всякой обработки можно прямо заливать в автомобильные аккумуляторы. Но не умеют люди беречь добро. Построили на берегу Байкала бумажный комбинат. И, конечно же, загрязнили воду. Но что с дураков возьмешь? Какой с них спрос? На площади этого озера, наверное, вместилось бы все наше израильское  государство. А какие прекрасные пейзажи вокруг Байкала!
Но я продолжу речь не об этом озере, а о своей собаке по кличке Байкал. Она лайка. А собаки этой породы очень умные и безоглядно преданы человеку. Вообще без собаки в тайге никак не обойтись. А лайка любого медведя отвадит. В то лето в местности, где мы работали, медведи сильно озоровали. Обычно медведи не нападают на людей. Но если они за лето не успевают нагулять жиров, то не залезают, как обычно в берлогу, чтобы впасть в спячку до весны, а бродят по округе, добывая себе пропитание. Шатуны наведываются в хутора, на заимки, забираются в геологические палатки. Повторяю, в то лето было много шатунов. И были случаи, когда медведи задрали несколько человек.
Нередко на пути геологоразведочных партий встречается высокая горная гряда. Нам пришлось перетаскивать на руках высоко вверх тяжелое снаряжение.
Байкал же мой был неподъемным. И я с болью в душе был вынужден оставить его на месте. Я даже не мог смотреть ему в глаза, так мне было совестно. С огромным трудом мы преодолели горную гряду, наконец, оказались на другой ее стороне.
Прошло четыре дня. Гляжу - ползет мой Байкал на брюхе и виновато виляет хвостом, будто он в чем-то провинился, а не я. Бедняга отощал сильно, с ободранными боками, но живой! Это какой же гигантский круг он дал, обегая горную гряду! Чем питался все эти четыре дня? Мышковал, наверное, как лисица, ягодами пробавлялся. Уж как я обрадовался Байкалу, другу моему верному! Тушенкой его побаловал. А он благодарно лизал мою руку.
Семь лет служил мне Байкал верой и правдой. А потом закончился его собачий век, и он сошел в мир иной.


КАРТОФЕЛЬНАЯ ГРАФИНЯ

Так мы прозвали старушку безымянного хутора. На этот хутор мы набрели случайно. Конечно, голодные были, как шакалы. Старушка быстрехонько самовар для нас спроворила, картохи наварила. Я тогда молод был, поэтому женщина показалась мне ветхой старушенцией. А между тем она была еще крепкой женщиной, полной жизненных сил и энергии. Выращивала овощи, держала корову. А ейный муж на печи отлеживался. Он еще в японской войне участвовал. Все время хвастался своими воинскими подвигами.


СВИНЬЯ В ТЕЛЕВИЗОРЕ

Не всегда поисковые геологоразведочные партии ведут кочевой цыганский образ жизни, перемещаясь с места на место. Бывает так, что мы задерживаемся на одном и том же месте по году и больше. Такое случается, когда попадается район, в котором предстоит разведать большие запасы полезных ископаемых. Вышло так, что по соседству оказалась другая геологоразведывательная партия.
Не хочу хвастать, но у меня прирожденная хозяйственная хватка. Не терял времени даром. Организовал подсобное хозяйство. Теплицу. Огородишко. Свиноферму. Коровник. Хватало работы на всех.
Под осень у соседей начальник отмечал свой крупный юбилей. По этому поводу даже сам министр к нам пожаловал. Конечно, нас тоже пригласили на торжество. Когда выпили по первой в честь юбиляра, я попросил внимания. Еще раз поздравил виновника торжества и сказал, что наш дружный коллектив решил преподнести ему ценный подарок - цветной телевизор. Я дал знак, и крепкие ребята внесли тяжелый телевизионный ящик.
Все так и ахнули. Вот так размах. Но собравшиеся еще больше удивились, когда из ящика вместо телевизора извлекли на подкосе жирного поросенка.
Присутствовавший на торжестве министр похвалил меня за инициативу и пожурил юбиляра за то, что он не догадался организовать такое же подсобное хозяйство. Министр добавил, что этот опыт следует перенять и другим геологопартиям.
Когда гости разъехались, юбиляр подошел ко мне и обиженно сказал:
- Ну и свинью ты мне подложил, дружище. Теперь министр с меня не слезет, пока я у себя не разведу такой же колхоз.


Кармиэль. 2003 г.