Грации. Серебрянные струи и поющие раковины

Татьяна Дмитриевна Белова
R.R. Eichhorn "Vier Grazien (Четыре грации на синем)". Oel/Leinwand, 2006

... Как появилась эта серия, странная из странных в ряду серий художника.
Есть античная живописная группа женских фигур – три грации, потом мотив подхватило
Возрождение, потом и 19 в. внес свое: грациозные фигурки склоняются друг к другу
как бы танцуя, как бы секретничая.
 
Четыре, а не три грации появились на холстах в мастерской художника ХХI века.
Как четыре типа женской фигуры, цвета кожи, телосложения и даже характера движений.
И вот пошли из-под кисти возникать то ли люди, то ли духи в женских образах,
отдающие себе отчет в своей неповторимости....
Где-то навсегда застывшие в манерных позах, а где-то запечатленные в мгновенном
движении - складки взметнувшихся одежд еще не успокоились...
 
Кажется здесь нет и не может быть холодных тонов – теплая человеческая плоть.
Вдруг из цветового вихря, из рассыпающихся цветных осколков
начинают у нас на глазах формироваться видения: колеблющиеся вертикали
золотого, бело-розового, шоколадно-бронзового и как таинственная тень – черная...
Здесь фон - самостоятельный участник действия. Фон лепит
очертания женских фигур из многоцветья и вихрей красок, направляет
их движение или фиксирует грациозную статичность...

В одном варианте он - неописуемо синий, который кажется знали и могли создавать
только древние греки с их пенорожденной богиней, восставшей из лазурных волн.
В следующей вариации фон из туманно серо-голубых пелен, словно воспоминания,
а перед ним замерли, медитируя, почти бесплотные существа – духи?... феи?...

Вдруг исчезает фоновая пестрота, которая обволакивает и защищает от нескромных
взглядов. Все расступается и терракотово-красный оставляет их, прекрасных, с нами наедине.
И каждая из них становится почти знаковой, символом вечной юности
и земной красоты.

В следующей картине цветоизменяется надежность и представительность горячего красного и появляются широкие полоски охры, кадмия – это
не стены ли домов, крепостей, городов?...
Женские фигурки готовы раствориться в наступающих на них стенах.
И они противодействуют, как противодействовали женщины всегда во все времена:
они начинают чародействовать.

Льются серебрянные и золотые струи, шелестят поблескивающие нити,
неслышно поет перламутровая раковина - это пассивное сопротивление
объединяет и защищает их...