Сила и слабость научного знания

Александр Бобков 2
                Нас окружают великие тайны.
                То, что мы знаем, или можем узнать –
                Ничто, по сравнению с тем, чего мы 
                не знаем, и никогда не сможем узнать…

     Научное знание присуще природе человека. Стремление познавать окружающий мир – это фундаментальное качество Вида Homo Sapiens, и, по-видимому, одно из главных его назначений. Хотя, надо быть справедливым и к другим обитателям нашей планеты… Невозможно не заметить, что все они также очень любопытны, и в силу предоставленных им природных возможностей, также изучают среду обитания, всё, что в ней находится, и благодаря этому, лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям существования.
     Но у человека – принципиально иной уровень изучения окружающей среды. Он не просто любопытен и холодно расчётлив, а постоянно стремится использовать приобретенные им новые знания для усовершенствования своего быта и разума. Его умственный потенциал намного выше такового у животных. Способность к содержательному детальному изучению, абстрактному мышлению, умению анализировать полученные знания, научные факты, и делать правильные выводы, ставят человека в ряд разумных существ, одарённых особой духовной субстанцией – научным мышлением.
     Конечно, творческие возможности человека несопоставимы с той бесконечно познаваемой глыбой новых явлений и закономерностей, которые способны повергнуть любого в смятение, и в то же время, утвердить его в позитивной мысли о неисчерпаемости мира, а, соответственно, - и знания о нём.
     А теперь, поговорим конкретнее об учёных, то есть, о тех людях, которые избрали научное знание в качестве своего основного занятия. При этом, сразу надо заметить, что, конечно, эффективность научного поиска каждого из них в значительной степени определяется предварительной подготовкой соискателей в учёные по конкретной профессии в специально предназначенных для этого учебных заведениях.
     Каждый научный работник знает, что для того, чтобы получить заветный результат, необходимо долго и скрупулёзно проводить глубоко продуманные и хорошо спланированные опыты, эксперименты, наблюдения; обрабатывать полученные данные математически и статистически; сравнивать, сопоставлять, резюмировать, и так далее… И это только одна из сторон научно-познавательного процесса.
     Другая же, не менее ответственная  сторона, заключается в умении обобщения результатов полученных исследований до уровня максимально возможного их использования в качестве прикладного, или основного материала, путём сопоставления, порой, вроде бы и не сопоставимых данных.
     К сожалению, далеко не все учёные одинаково хорошо владеют этими двумя, отмеченными выше, основными приёмами научного поиска. Одни, наиболее терпеливые и сосредоточенные на непосредственном получении достоверного результата, являются той обязательной рабочей научной группой, без которой не может быть науки, как таковой. К счастью, таких учёных вполне достаточно. Но к несчастью, только немногие из них способны по-настоящему точно и грамотно встраивать эти новые достоверные научные сведения в контекст того или иного учения, концепции, теории, проблемы. К тому же, общее видение картины нашего мира, не разделённого искусственно человеком на отдельные, часто изолированные друг от друга составляющие наук и поднаук, сегодня всё ещё не поощряется, подвергается сомнениям, критике, а иногда, - и гонениям. И в этом тоже просматривается диалектическое противостояние частного и общего (вспомним о диалектическом законе Единства и Борьбы противоположностей). И как всегда, их противоположность никаких сомнений не вызывает. А вот что касается единства, то извините… Какое может быть единство между противоположностями? Чисто человеческая антагонистическая логика… А то, что именно противоположности и составляют основу нашего мира, это, как-то «по боку».., «философия», болтовня, словоблудие… И если такой подход ещё простителен для начинающего, то для маститого учёного с большим научным стажем и высоким положением в «иерархической структуре» современного научного мира, он просто непозволителен, так как обычно уводит его (учёного) от правильной интерпретации достоверных результатов исследований часто в совершенно другую сторону.
     Поэтому, дискуссия о том, хорошо или плохо, если учёный в той или иной области естественных наук, ещё и философ, в контексте вышесказанного, в данном труде отменяется. Все большие учёные были и остаются философами. Стопроцентное подтверждение этого Вы найдёте, ознакомившись с добросовестными литературными источниками биографического свойства о Великих Мира сего.
     В качестве позитивного примера изучения учёными-философами диалектических законов Природы, сегодня может служить современная трактовка ими проблем Стресса-Дистресса и Жизни-Смерти.
     В несколько упрощённом виде, это выглядит так. Стресс представляет собой неотъемлемую часть физиологического механизма всего живого на Земле. Именно в стрессовом напряжении всё рождается, живёт, развивается и умирает. Стресс адаптивен по своей природе, и в течение всякой жизни многократно способствует выживанию, а зачастую, и просто спасает от казалось бы неминуемой преждевременной смерти. Однако, не стоит забывать о том, что ценой за всякое спасение и выживание являются «ссадины», а порой и «рубцы» на теле Жизни. Последние имеют склонность к накоплению, слиянию и проявлению в виде постепенно формирующихся   
патологических реакций и болезней (по Селье, так называемых болезней адаптации).
     Как здесь не вспомнить о ещё одном из главных диалектических законов природы – законе перехода количества в качество. В данном случае, речь идёт о том, что постепенное, с той или иной длительностью, накопление в течение жизни стрессовых «ссадин и рубцов», обращаемых со временем в острые и хронические заболевания, в конце концов, обязательно приводит к дистрессу. А дистресс, по сравнению со стрессом, – это уже другое, новое качество. Если стресс, как мы уже говорили, в целом, оберегает, и даже спасает жизнь в пределах отпущенного ей Природой срока, то дистресс, напротив, способен решительно её прервать в любой момент. И снова, мы имеем дело с «диалектически повязанной» парой: Стресс – Дистресс, которая всегда сосуществует, то есть находится в единстве, и в то же время, сначала пассивно, а потом и активно, внутренне, сама себе и противостоит.
     А Жизнь и Смерть? Какой из примеров может быть ярче и убедительнее? В то время, как миллионы клеток любого живого организма в течение его жизни отмирают (то есть умирают), не меньшее же количество других, - образуется вновь. Таким образом, и благодаря этому, жизнь, в целом, продолжается; и не просто продолжается, а обновляется, и даже совершенствуется… А биологическая смерть наступает лишь тогда, когда функционирование организма (его физиологических, биохимических, гормональных, иммунных и других реакций) перестаёт вписываться в конву диалектичности; когда нарушается равновесие, и повреждающий дистрессовый механизм, выросший из многочисленных «царапин» адаптивного стрессового, становится абсолютно преобладающим, и прекращает «лета» существования тела жизни.
     Но ведь кроме тела, у Природы есть ещё и Дух, Душа.., как ни назови.., есть нематериальное, с точки зрения земной материи, Начало… И конечно, классическим примером диалектического противостояния материального и духовного на Земле, является сам человек. Его тело и душа едины и противоположны. Напряжение психическое, физическое и эмоциональное порождают всё новые и новые мысли, идеи, понятия. У одних, они развивают чувство гармонии, красоты, любви; у других, наоборот, вызывают к жизни зло, нетерпимость, зависть, вражду. Однако, и в том, и в другом случае, в конце концов, мы будем иметь дело с окончательным «продуктом» нашей земной «Одиссеи», продуктом, которого от нас ждут, а следовательно, - кому-то необходимым. Кому? Может быть, и нам, нашему усовершенствованному «Я», а может быть, и кому-то ещё..?
     Но вернёмся к непосредственной теме данной главы. Кто же они, то есть, наши учёные, в действительности? В чём их отличие от других граждан Земли? И если все они призваны только улучшать в целом непростую жизнь на планете Земля, то почему в военных арсеналах всех стран Мира постоянно растёт количество вооружений. Последние всё более совершенствуются, и служат, разумеется, двум целям: сдерживанию агрессии других, не менее агрессивных людей, с одной стороны; а с другой, при определённых, выгодных для одной из сторон обстоятельств, - развязыванию военных действий, как правило, с ужасающими последствиями для обеих сторон, а иногда, и для всего нашего Дома Земля, в целом. Если атомная и водородная бомбы создавались лишь в целях сохранения и поддержания Мира, то зачем они были применены в Хиросиме и Нагасаки против, в основном, мирного населения этих городов.?!
     А дело то всё в том, что они (учёные) – это мы – люди; и хорошие, и так себе, и очень грешные… А человек, в целом,  слаб..; и наука человека, - слаба тоже... Ведь призвана она, прежде всего, к тому, чтобы улучшить нашу материальную жизнь, защитить её от неприятеля, сделать легче и веселее… Получается? Отчасти… Почему? Да потому,что понимание человеком тех или иных конкретных земных истин, концепций, теорий, и вообще, как будто бы очевидных закономерностей, в первую очередь, а практически всегда, определяется своеобразным «коэффициентом заблуждения». Очевидно, что на пути к пониманию истин, Природой установлены тысячи, а может быть и миллионы, хитроумных ловушек, в которые постоянно попадают даже великие учёные Земли. Поэтому то, процесс развития наук идёт постепенно, длительно, от более простого, - к более сложному, и так всегда… А поскольку в нашем подлунном мире, к тому же, всё относительно, то более менее истинная картина вещей тяготеет, в основном, к середине, а не к крайним точкам зрения на тот или иной вопрос.
     Природа, которую, в основном, мы и изучаем, - жива, всегда права, и всё ещё полна тайн. Последние, - везде… Даже в грязи смачно «хлюпает» истина.
     Но человек, к сожалению, не может не ошибаться. Не могут не ошибаться и учёные. А многие из них просто торопятся, устанавливая свои приоритеты в науке, пользуясь званиями, связями, высоким должностным статусом в обществе. И этим, порой, они очень сильно осложняют прогрессивное развитие тех или иных областей знания. И ведь действительно, согласитесь, что лучше ошибаться на истинном пути, чем быть «правым», - на ложном… Наука человека, в конце концов, есть постепенное познавание им Бога. А на этом пути, стоит быть предельно аккуратным, внимательным, и никогда не торопиться с окончательными выводами. В частности, одной из сложнейших и довольно запутанным на сегодня проблем наук, пребывающих исключительно в естественно-научной разработке у таких дисциплин как биология, биофизика и генетика, является проблема эволюционирования жизни.
     Известно, что наука об эволюции Видов Живого, сегодня, не выходит пока за рамки Земной Жизни. А ведь это вовсе не говорит о её силе..; только, - о слабости… Опять-таки, почему? Да хотя бы потому, что новая современная научная дисциплина – психофизика, это делает: она уже чётко отделяет локальный Физический Энергетический Мир Микрочастиц-Волн в относительно постоянном пространстве и времени от нелокального, мгновенного и непостоянного в своём вечном движении Информационно-Энергетического Мира Вселенной.
     В чём действительно преуспела биологическая наука об эволюции, называемая ещё микроэволюцией? Безусловно, великим учением Ч. Дарвина о Естественном Отборе, с одной стороны, и расшифровкой генетических механизмов, включая механизмы микромутаций, благодаря которым происходит развитие и усовершенствование конкретных Видов в лучших их видовых биологических свойствах и качествах, - с другой. 
     Вместе с тем, механизмы макроэволюции, то есть образования конкретных Видов Живого, для биологической теории эволюции оказались закрытыми, «неподъёмными».
     Для нас – людей, в отличие от животных Земли, уже давно стало ясно, что всё имеет своё Начало и Конец. Мы никогда не знали и сегодня ещё плохо представляем.., а что же, - за Концом? Быть может, опять Начало..! Но уже – в другом месте, Качестве, а вероятно, - и Измерении… И мы говорим сегодня об этом всё с большей и большей уверенностью, благодаря современным достижениям квантовой физики. При этом, и Жизнь, и Смерть присутствуют и Здесь, и Там; и в Проявленном Физическом Мире, и в имплицитном (скрытом) для нас Глобальном Мире Порядка во Вселенной. И именно с учётом выдающихся открытий в современной квантовой физике, сегодня можно уже утверждать, что Смерть всего живого всегда заканчивается, также как и Жизнь. Но эта смена ритма Жизни-Смерти, носит уже не просто биологический характер, а является актом психофизическим с большим смысловым подтекстом… Ведь получается так, что среди нас – людей, нет «обречённых на Смерть»..; если мы и обречены, то только на Жизнь… А Смерть, скорее всего, есть часть Жизни, как Целого и никогда не прекращающегося Процесса. И если согласиться с тем, что за грань земного существования человека в эволюционном ритме Жизни-Смерти выходят его высшие, то есть душевно-духовные характеристики, то Смерть, в качестве составной, но очень важной части Жизни, можно уподобить выпускному вечеру в Школе Жизни на Земле (со своими отличниками, хорошистами, а также троечниками и двоечниками). И естественно, что Там, за Гранью, «Обители у всех у нас окажутся разными»… Так что, не обезьяньи мы дети, каковыми поторопились сделать нас некоторые «учёные», именующие себя при этом «неодарвинистами»… Мы – Божьи Дети, и этим всё сказано.
     Возвращаясь ещё раз непосредственно в тему, мы позволим себе, с Вашего позволения, сделать краткое резюме…
     Итак, слабость современного научного знания человека состоит, прежде всего, в том, что оно не позволяет себе выходить за пределы изучения естественных, строго материализованных проблем нашего Бытия. Сила же наук – в безграничных потенциальных их возможностях и стремлении, всё-таки, выйти за границы изучения материального Мира. Ярчайшим тому подтверждением в наши дни является уверенная поступь квантовой физики, и в целом, науки психофизика, на приоритетных, но таинственных пока направлениях происхождения и эволюционирования Жизни и Сознания.