Глава 7. Учеба

Иванов Александр Яковлевич
     Еще  продолжалась война, а школу уже открыли в 1944г. Учебников и тетрадей было мало. Писали в первом классе на старых книгах. В качестве чернил использовали отвар сухой черники.   По окончании уроков мы эти чернила часто выпивали.

     В 1948г я окончил четыре класса начальной школы.  Средней школы в деревне не было. Благодаря стараниям учительницы  в соседней деревне в другой области, Калининской, была открыта неполно-средняя школа семилетка. В школу собрали всех детей из соседних деревень в радиусе до 8 км. Вместе с нами учились дети переростки в возрасте 18-20 лет,  окончившие до начала войны  4 класса.

     Электроэнергии в деревне, естественно, не было. Зимой  в классах занимались при керосиновых лампах при слабом освещении.

     От нашей деревни до школы 5 км, из дома выходили затемно, собирались на краю деревни и шли в школу все вместе, т.к. в одиночку было страшновато идти в темноте по лесу. Точного времени мы не знали, радио не было. Время на часах устанавливали по солнцу. В школу часто приходили очень рано, в школе было тепло и темно, мы ложились на парты и спали до прихода остальных учеников.  Домой возвращались тоже затемно, усталые, особенно зимой, потому что шли пешком по заснеженной дороге. А дома нужно было еще и домашнее задание выполнить, да еще хотелось  почитать и художественную литературу. Все это нужно было сделать ночью при керосиновой лампе-коптилке, да и керосин то был в дефиците.

     Конечно, в школе никакого буфета и столовой не было. Да и домашнее питание было  скудное - на завтрак картошка, с собой в школу тоже брали пару картофелин и это вся еда на целый день. Но ничего - выжили.

     По окончании школы-семилетки в 1951 году я  поступил  в Осташковский механический техникум на теплотехническое отделение. Период учебы тоже был тяжелый. Стипендию платили небольшую - 140 руб.  в месяц. Пенсию за погибшего отца получал только один год  до совершеннолетия, да и то мизерную, 40 руб. в месяц. А из дома помощи ждать не приходилось. За работу в колхозе матери денег не платили и натуральной оплаты за трудодни практически не было. Мама могла помочь только картошкой из своего огорода, да немного дать мяса в зимнее время. Чтобы выжить мы с ребятами подрабатывали - пилили, кололи дрова для городской столовой. За целый день работы нам платили мало - обед в столовой и по 10 руб. каждому. Этих денег хватало на два обеда в студенческой столовой или почти на десять булочек по 1руб 5коп. Но мы старались учиться хорошо, без троек, чтобы получать стипендию.  Без стипендии учиться было бы совсем невозможно.

     Среди учащихся нашей  группы  половина ребят   окончили семь классов в сельских школах. На первом курсе ребята, окончившие  городские школы и получившие более качественное  образование, учились успешнее, им было легче  усвоить программу обучения.  Но мы, деревенские ребята, были более упорны и уже на втором курсе учились не хуже городских. Хочется доброе слово сказать о наших преподавателях, об их специальных знаниях и душевных качествах.

     Классная руководитель нас опекала, как родная мать. Ходила по нашим общежитиям - частным квартирам, где мы жили, наблюдала, чтобы хозяева содержали комнаты в чистоте и тепле, следила за нашей успеваемостью, иногда договаривалась с другими преподавателями о возможности пересдачи неудачно сданного экзамена.

     Специальные дисциплины преподавали квалифицированные специалисты, они очень доходчиво объясняли материал, требовали, чтобы мы все конспектировали, т.к. технической литературы  в библиотеке было недостаточно, и  на дом ее не выдавали. Очень часто посещали местную ТЭЦ при кожзаводе, и все практики проходили там. Стажировались на всех рабочих местах, составляли подробнейшие отчеты. В общем, от четырехлетней учебы в техникуме остались самые благоприятные воспоминания.

     По окончании учебы  мы получили назначения на работу по специальности. Все разъехались по всей стране.  И это считалось  нормально, свободные дипломы,  т.е. без распределения на работу, получали единицы, как правило, по семейным  обстоятельствам.

     Несмотря на трудности получения образования, мы стремились учиться в средних и высших учебных заведениях.  Только из нашей деревни, по неполным данным, получили высшее образование 8 человек, среднее специальное - 5 человек. Среди окончивших учебные заведения есть инженеры, педагоги, офицер, медработники, агрономы, финансист.

     Я тоже после службы в армии без отрыва от производства закончил теплоэнергетический факультет Института  инженеров железнодорожного транспорта в Москве.

     Все виды образования, и   высшего, и среднетехнического, в то далекое время были бесплатными. Каждый способный молодой человек мог поступить в учебное заведение без каких либо «протеже» и учиться без всякой платы. Потому и специалисты из ВУЗов и техникумов выходили отличные, способные решать сложные  научно-технические задачи.   При участии специалистов нашего поколения было построено все, что имеем сегодня, и что было «прихватизировано» в 90-е годы, из чего новые владельцы извлекают огромные прибыли, покупают роскошные автомобили, яхты, виллы за границей, не спешат вкладывать полученные прибыли в модернизацию производства.

     Сегодня  инженеры  не в почете, не говоря уж о техниках, институт специалистов исчезает, их место занимают универсальные менеджеры. Для них   главная цель прибыль, а качество на  втором плане. Какого прогресса можно ожидать в промышленности, если вчера такой менеджер, например, руководил единой энергосистемой и успешно способствовал ее развалу, а сегодня занимается нано-технологией. Результаты деятельности таких менеджеров не замедлят себя проявить, да и уже видим  их сегодня. Чего стоит авария на  Саяно-Шушенской ГЭС, участившиеся неполадки  на АЭС и многое другое.

     В настоящее время Европа создает свою объединенную энергосистему, а наши менеджеры ее разваливают. Это видно на наглядном примере. Имея несколько акций  РАО  ЕЭС, вижу что эти акции обесценены в 100 раз, непонятно почему они разбросаны по десяткам ОГК, ТГК  (генерирующим компаниям), находящимся в Москве, на Юге, на Урале и Сибири. Каждый год получаю (как и многие другие  мелкие акционеры) десятки  заказных писем от этих ОГК с приглашениями принять участие  в собрании акционеров. При этом  стоимость заказных писем, видимо,  дороже возможных дивидендов (никогда не выплаченных), а ведь сколько  менеджеров занято подготовкой и рассылкой этих абсолютно бесполезных писем. И неудивительно, ведь штаты  у этих компаний раздуты до беспредела, а их зарплаты включены в стоимость энергии.

     Анализируя  бюллетени для голосования, видно, что в составы  советов директоров этих многочисленных ОГК включены многие известные  чиновники, а главное - представители иностранных  компаний, т.е. во многом энергетика,  да и многие крупные заводы, принадлежат  не России, а иностранцам.  Реализуется принцип – разделяй и властвуй.