Весенние картинки

Дмитрий Левченко
          - Ну что, хватает?
          - Да вроде бы…
          Мы еще раз пересчитали деньги. Весна, десятый класс, и мы на центральном колхозном рынке – за цветами для девчонок.
          - Точно, хватает! Как раз по три штуки!
          Я отдал деньги Славке.
          - Идите, покупайте, я вас догоню…
          Теребя в кармане купюру в пять рублей, я двинулся в сторону лотков с безделушками. Первый подарок девочке… Нет, моей девушке… Нужно выбрать что-то особенное…
          - Ай, парень, за подарком идешь?
          Я вздрогнул от неожиданности и обернулся. Несколько цыганок стояли посреди улицы и цепляли прохожих, предлагая погадать. Одна из них, сверкая золотом зубов, меня и окликнула…
          - А, парень какой! Сильный, спортсмен!
          Черт! Я был поражен. За полминуты уже второе совпадение!
          - Умный, и учишься хорошо… За подарком для девушки своей пришёл… Очень она тебе нравится!
          Я и оглянуться не успел, как она уже подошла ко мне вплотную.
          - Хороший ты парень, но шибко доверчивый… Все твои беды через это и придут…
          Очнулся я только тогда, когда цветастый подол ее юбок мелькал метрах в десяти. Пятерки в кармане, само собой, уже не было…
          - Э! Стой!..
          Я кинулся следом.
          - Стой, говорю!
          Цыганка остановилась и окинула меня насмешливым взглядом.
          - Что, парень, потерял что-то?
          - Отдавай деньги!
          - Какие деньги?! – Цыганка делано удивилась.
          - Пять рублей!..
          - Э, парень, жадный ты какой!.. Гадался? Гадался! Чего ж теперь хочешь?
          - Деньги, говорю, верни!.. А то…
          - Ты, парень, не шуми… - Цыганка сделалась серьезной и понизила голос. – Туда вон глянь… - И указала глазами куда-то мне за спину.
          Из-за ближайшего угла в нашу сторону настороженно и не очень-то добро поглядывало несколько цыган-мужиков. Хоть и были времена тогда гораздо добрее нынешних, но, что связываться с цыганами – себе дороже, я понимал вполне… Струсил? Может быть…

                ***

          Кто празднику рад, тот накануне пьян… Я вообще стараюсь придерживаться народной мудрости (не зря же эта мудрость собиралась веками по крупицам!), но тогда мы этот самый канун как-то проморгали… Не беда!

          Известно даже в детском саде детям,
          Восьмого марта кто пьянее всех на свете…

          Конечно, мужики! И дело даже не в том, что канун праздника остался не отмеченным. Главная-то причина как раз в самом празднике – как со стороны определить, радуется ли мужик за свою дражайшую половинку? Вот то-то и оно…
          Случилось мне в своей жизни и в торговле поработать. А именно, на оптовом рынке… И вот, настал один из праздников весны и женщин. Надо сказать, что к празднику мы готовились. Заранее были спланированы мероприятия: дневное поедание шашлыков под пиво, последующий поход в какое-нибудь кафе, дальше – по обстоятельствам… Я даже принарядился по такому поводу – заскочил накануне в модный джинсовый магазин, приобрёл обновку известной марки (дорогущуюуууу!..). Поздравив соседок по торговому ряду, прикупили мы с товарищем бочоночек пивка и где-то сразу после обеда отправились приводить праздничную программу в исполнение. Бочонок досталось нести мне (купил, вот и тащи!). А весна тогда выдалась ранняя да бурная. На открытых пространствах снег уже сошел, лишь в тенечке еще сопротивлялся немного. Кое-где даже и пыльный асфальт проступил. Но… Только кое-где. На выходе с рынка красовалась хорошая такая лужа. Не лужа даже, а небольшое болотце очень жидкой грязи – здесь как раз самое низкое место оказалось. И никак эту лужу (будь она неладна!) было не обойти. Да и черт с ней! Мы с работы всё же топаем! То есть, сапоги на ногах присутствуют. Пьяному что? Правильно, море по колено. Так что, обходить по краю лужу мы не стали. Кто ж знал, что под грязной жижей окажется хорошая такая ледяная катушка?..
          Где-то посередине лужи начинаю чувствовать, что одна нога уже висит в воздухе, а вторая (наверное, завидуя первой) тоже собирается совершить подобную выходку. Весна ведь, летать-то всем хочется… Но реакция не подвела. Чудом извернувшись в полуполёте, пытаюсь твердо встать вертикально. А в руках-то ведь бочонок! Тяжёлый такой вполне. И вот перевешивает меня этот бочонок вперед и вбок. Не ронять же его, в самом-то деле! Видал я, как они от падения лопаются! Снова пытаюсь поймать равновесие. Удалось… Почти… В общем, шлепнулся я смачно, на весь бок…
          Встаю, обтекаю… Куртка – ладно, она кожаная, протереть только. Но вот новенькие джинсы… Товарищ ухохатывается, охранники поглядывают с уважением – пиво-то сохранил! Что делать?
          - Пошли, - говорю, - тачку ловить. По пути в магазин за джинсами заскочим…
          Ловили долго… Кто такого красавца в салон впустит? Нашли старенького «Москвича», с дерматиновыми сидениями… Подъезжаем к магазину… Правильно! Такого грязного не только в машину, но и в магазин не пускают. Переговоры с охранником длились минут десять. Наконец он согласился за оставленную себе сдачу вытащить мне джинсы, точно такие, как я покупал вчера (размер и длина подошли идеально). Ура! По коням! Грузимся в терпеливо ожидающий нас экипаж и едем дальше – на другой оптовый, жену мою с работы забирать…
          Расстройство было, конечно, сильное. Как такое расстройство не подлечить? На другой оптовый приехали мы вполне тепленькими… Я первым делом в общественную уборную (вполне, нужно заметить, чистую и культурную). Джинсы в кабинке переодел, куртку кое-как отмыл… Выхожу довольный – чистый, солнце светит… Нет, большой лужи не было, было множество маленьких. Одна-то из них и попалась мне под ноги, когда я подошел к контейнеру жены…
          А девятого марта поехал я на работу в спортивном костюме…

                ***

          …Ездил на днях к отцу в деревню. Строго говоря, не деревня – посёлок. Ну, народ-то все равно, как в деревне живет – все друг друга знают, ходят по дорогам (тротуаров-то нет почти)… Да и ладно, не в том дело.
          Собрались мы с батей (раз уж я на колесах) прошвырнуться по магазинам – мелочей хозяйственных подкупить, продуктов опять же. Подъезжаем к магазину, развернулся я, припарковался. Отец в магазин пошел, а я поселковую жизнь наблюдаю (магазин неподалеку, метрах в ста, от главного перекрёстка). Хорошо! Солнышко припекает, сугробы подтаивать начали… Народ тоже уже попросыпался, машинки по перекрестку снуют. И вдруг… Вылетает на перекресток собака, за ней вторая. И начинают они облаивать проезжающие машины. Машины редки, так что за каждой метров по пятьдесят они гонялись. Тоже мне, картинка, ага? Вот тут-то вы и не угадаете! Дело в том, что на собачьих мордах было написано такое веселье, что я и сам невольно заулыбался. Вот, натурально, улыбки до ушей! И ведь гавкают-то не зло, а весело – хвосты так пропеллерами и крутятся. Еще и друг на друга поглядывают - мол, как я, а?!..
          Проводили одну машину, вторую, третью… Пока больше нет. Глянь, а собаки ушки навострили и смотрят в одну сторону, куда-то вдаль по второстепенной дороге. Секунды две постояли и вдруг с веселым лаем бросились в ту сторону. Точно! Подъезжает к перекрестку еще одна машина. Собаки рядом с ней попрыгали еще немного, следующую заметили. А та только в виду появилась, метров триста до нее. Триста метров! Раз плюнуть! Собаки со всех ног бросились навстречу…
          Отвлекся я от них ненадолго – людей разглядываю. А они, люди, тоже за собачками наблюдают… И улыбаются! И еще меня одно удивило – ни один водитель не посигналил, хоть собаки чуть не под колеса прыгали. Нет, едут потихоньку… Один мимо меня проехал, улыба в пол лица…
          Поулыбался я, вдруг слышу: «Гав!» Гляжу, а собаки уже возле моей машины в нетерпении пританцовывают, и на меня с улыбками поглядывают. На меня, потом на колесо переднее – не крутится, мол, однако! Постояли, подождали… «Гав!» - на прощание, и бежать со всех ног – вдали еще одна машинка появилась…


               ***

          Дрын-дын-дын!.. В годах, но крепенький и бодренький отцовский мотоцикл выпустил облако маслянистого дыма. Батя покидал в коляску топорик, несколько трехлитровых банок, проволоки моток… За соком собрался!..
          - А ты-то не едешь?
          Я?! За соком меня еще ни разу не брали…
          - Одевай каску и в коляску! Да, сапоги еще у мамы попроси…
          Так быстро я еще никогда не собирался. Пожалуй, спустя минуту я уже сидел в коляске, с нетерпением вцепившись ручонками в передний поручень под лобовым стеклом.
          - Ну, поехали?
          Я в ответ смог лишь кивнуть (чуть каска не свалилась).
          Запах весны… Наверное, я тогда впервые почувствовал в полной мере этот умопомрачительный запах. Что ни говори, а в поселке, тем более, в городе, этот запах так не ощущается, как в лесу. Почувствовал, осознал и полюбил его всей душой… Полюбил то, как он проникает даже в самую мельчайшую пору твоего тела и заставляет трепетать в предвкушении чего-то… каждую клеточку… Полюбил, как начинает кружиться от него голова… Полюбил ощущение вырастающих за спиной крыльев…
          - Дим!.. Димка! Заснул что ли? – Отец ушел уже на несколько десятков метров вперед.
          - А?.. – Я наконец очнулся, бросил последний (на этот раз!) взгляд на невероятно прозрачную синь между сосновыми лапами и переплетением березовых ветвей, и побежал догонять отца.
          - Сейчас от дороги немного отойдем…
          - Зачем?
          - Чтобы банки не забрали… Солнышко садиться будет, может блеснуть… Да и место пониже поищем…
          - А зачем пониже? – Оказывается, березовый сок – это целая наука!
          - Чтобы соку побольше было. Когда дерево на бугорке, воды в земле мало. Сок быстро кончится. А в низинке на ночь банки оставим, завтра сутра полные соберем.
          - Прямо полные?!
          Отец всегда привозил из лесу полные банки, но все равно не верилось… В огороде-то тоже береза есть, но чтобы за ночь полная банка...
          - Вот тут самое то!
          Отец оглянулся по сторонам, выбрал березу помощнее… И вдруг со всего маху вогнал в ствол лезвие топора! Потом примерился, вогнал еще раз, под углом к первой ране – чтобы «галочка» получилась… И мне почему-то вдруг так стало жаль это дерево, почти до слез… А сок уже бежал веселой струйкой…
          - Дай-ка колышек…
          Ага, вот зачем эти палочки, что отец мне вручил, когда мы только заходили в лес! Я подал один. Отец заострил его с одного конца, потом несколькими ударами вогнал в кору, под самую «галочку». Сок скользнул ручейком по колышку и закапал в сухую прошлогоднюю траву. Отец быстро пристроил одну из банок под душистый ручеек, поправил, обвязал горловину проволокой и обмотал второй конец вокруг ствола.
          - А это зачем?
          - Да вишь, банка-то аккурат на корне стоит… наполнится, так чтобы не упала.
          - А-а-а… - Капли сока падали в банку, разбиваясь сначала о сухое дно, потом уже звонко щелкая по поверхности небольшой лужицы, что начала расти прямо на глазах… И вот уже все дно закрыто… А вот уровень сока в банке начал подниматься… на сантиметр… два…
Я сидел возле банки на корточках, словно под гипнозом… Воздух, густой и сладкий, шум слабого ветра в кронах, звук падающих капель…
          - Держи! – Отец протянул длинную соломину, сам тоже присел рядом. В руках у него была еще одна соломинка…
          Это был самый вкусный, самый весенний березовый сок, что мне доводилось пробовать…