Воспоминания Исаака Львовича Авсищера

Лев Полыковский
       Я родился 28.05.1934 года в местечке Сенно Витебской области. Мой отец Лейба Авсищер был кузнецом. После моего рождения семья переехала в Богушевск. В Богушевске он работал извозчиком, у нас лошадь была. В 1942 году отца взяли в армию, он ушел на фронт, был сапером. Погиб. Так что помню я его смутно.
Мама - Мария Исааковна Дворкина, тоже была из Сенно. Она работала продавцом.
В Богушевске у нас было много родственников, наверное, этим и был вызван наш переезд. Отец построил новый дом в Богушевске. Кстати, он сохранился в войну. И в послевоенные годы мы жили в нем.
Я с братом Абрамом - двойня - старшие в семье. После нас родилось еще две сестры: Аня - 1937 года рождения, сейчас живет в Канаде, и Мира - 1940 года рождения, живет в Витебске.
С нами жила тетушка, родная сестра мамы. Она не была замужем. И помогала растить нас.
Родители говорили дома и на идиш, и по-русски. Я из того поколения, которое все понимает на идиш, но, не имея языковой практики, не говорит на этом языке.
Отец и мама не были религиозными людьми. Дядя, мамин брат Дворкин Файва Ицкович - был очень религиозный человек. До войны он жил в Орше, а после войны перебрался в Богушевск. Некоторое время жил у нас. Он работал сторожем на смолокуренном заводе. После войны в Богушевске не было синагоги, старики собирались молиться в доме у Эли Авсищера. Домик находился в районе железной дороги.
Помню, как дома пекли мацу. У нас обиралось много людей и коллективно пекли. Соседи знали об этом. По-моему, притеснений со стороны властей никаких не было.
В Богушевске я должен был пойти в первый класс, но началась война.
Помню немецкие самолеты, которые летали над Богушевском. Родители решили эвакуироваться. Мы пришли на станцию. Потом отец вернулся домой и взял с собой подушки. По-моему, это единственное из вещей, что мы взяли с собой. Жили мы очень скромно, да и никто не знал, что уезжаем из дома надолго. Ведь все вначале думали, что немцев быстро разобьют.
Мы погрузились в товарный вагон. По дороге нас бомбили, мы выпрыгивали из теплушек. Однажды потерялись. С нами ехал Яша Шерман из Богушевска, он привел нас обратно. Поселил нас: отца, маму, тетку и четверо детей в деревне недалеко от Звенигово, в Марийской АССР. Отец стал работать кузнецом, мама в деревне пекла хлеб. В 1942 году я с братом пошли в школу. А отца в том же году забрали на фронт. Попал под Сталинград. Был серьезно ранен. Получил 7 ранений. Лежал в Казани в госпитале, потом - снова фронт. Погиб 3 августа 1943 года под Полтавой. Получили похоронку и письмо - похоронен под дубом.
     Местные жители относились к нам хорошо. Хозяином дома, в котором мы жили, был старик. Помню, как воду таскали, как на крохотном огороде картошку сажали. Нас с братом поставили за плуг, и мы всю войну отработали, отпахали.
Выжили, благодаря тому, что мама работала в пекарне. А так бы могли с голода опухнуть. Все же у мамы было четверо детей.
Из Марийской АССР тоже в товарных вагонах вернулись на родину, сразу после освобождения Белоруссии. Мама и тетка очень хотели домой. Мне и брату было полных десять лет. До Москвы я доехал в лаптях, а там мне купили ботинки. Ехали мы долго. Наконец, вернулись в Богушевск.
За погибшего отца получали пенсию на четверых детей - 300 рублей.
В Богушевске много домов было разрушено, но наш - уцелел. Его занимала семья погибшего партизана Приставке Он был партизанским командиром. Похоронен рядом со школой в Богушевске. У них было две девочки. Их дом был разрушен в годы войны. Поселились все вместе. Потом Приставко второй раз вышла замуж, они построили новый дом и переехали в него.
Рядом с нами жила семья злобного полицая Паши Стука, который в самом начале войны повесил в Богушевске прокурора Воронова. Его отец дьяк жил  в церкви и у него было четверо детей. А Паша Стук бежал в Германию вместе с отступающими немецкими войсками.
После войны в Богушевск стали понемногу возвращаться евреи. В одном классе со мной учился Володя Елейник. Его отец, майор, погиб в годы войны, мама работала в военкомате. У Елейников было двое детей.
Довоенная школа в Богушевске сохранилась, сейчас ее переоборудовали в церковь. Мы с братом учились в четвертом классе.
Мама пошла работать в магазин и проработала в нем до пенсии.
После семи классов я уехал в тетке в Бобруйск, поступил учиться в деревообрабатывающий техникум. У тетки было трое детей, квартирка маленькая. Жили они бедно. Год я там пробыл. Потом мама получила письмо из Бобруйска, что за мое жилье надо платить 25 рублей в месяц. Я понимал, откуда у мамы деньги? Я вернулся в Богушевск. Пошел в вечернюю школу. Грузил на железнодорожной станции в вагоны: зерно, металлолом. Работали вместе с другом - Семеном Позойским. У них в семье было трое детей и матери одной было трудно прокормить семью. Потом Семен окончил институт, и долгие годы преподавал в Витебском педагогическом институте, был заместителем декана.
Я окончил школу и поступил учиться в Витебский ветеринарный институт. Но через год понял, что это не мое призвание. Уехал в Ленинград, оттуда пошел служить в армию. А после службы вернулся в Богушевск. Работал в школе, поступил заочно в педагогический институт. Мой педагогический стаж - 46 лет.  Работал биологом в Богушевской школе N 1 (см.: Жаутабрухава Р. Школьны доследны // Ленiнская iскра, 8.07.1971). Руководил методическим объединением преподавателей биологии (см. она же: На улiку кожная мiнута // там же, 3.10.1970). Работал  учителем труда в школах N 1 и 2, всего 16 лет в Богушевске, и 30 - в Витебске в училище олимпийского резерва до 2001 г. Преподавал труд, биологию, вел воспитательную работу. Сейчас пенсионер, живет в Витебске.
      Муж Авсищер Фиры Моисеевны.
      Брат Абрам после пятого класса уехал в Ригу в ремесленное училище. У нас никого в Риге не было, надо было пробиваться самому. После училища определили на завод. Брат занимался легкой атлетикой, хорошо бегал спринтерские дистанции. Поступил учиться в техникум физкультуры трудовых резервов. Затем окончил Рижский институт физкультуры. Был восьмикратным чемпионом Латвии по легкой атлетике. Стал старшим тренером сборной Латвии по спринту. Затем работал в институте инженеров гражданской авиации, был доцентом, зав.кафедрой физвоспитания.
      Последним из нашей семьи в Богушевске жил дядя Дворкин Файва Ицкович. Он умер в 90 лет.