Мне жаль не узнанной до времени. Наталья Стругач

Татьяна Алейникова
 
Мне жаль не узнанной до времени строки.
И всё ж строка – она со временем прочтётся,
И перечтётся много раз, и ей зачтётся,
И всё, что было в ней, останется при ней.
                Ю.Левитанский


Писать о творчестве Натальи Стругач легко и трудно. Автор работает в жанре короткой прозы, требующей филигранной работы со словом. Именно это завораживает в её коротких рассказах, зарисовках, миниатюрах.

«Болгарский городок Добрич плыл в тягучем жарком воздухе, как вишня в меду, изнемогал в запахах цветущей липы, горячей земли и ладана. Ладан – из маленьких византийских церквей: армянской и болгарской. Ещё в воздухе едва-едва чувствовался почти неуловимый запах тлена».
                (Среди живых и мёртвых http://www.proza.ru/2010/03/06/26)
Ощущаешь этот густой, ароматный горячий воздух, таинственную прелесть чужого города, испытывая вместе с автором радость открытия, радость наслаждения благословенным отдыхом.

Наталье под силу всё. Акварельная красочность пейзажа, лаконичная сдержанность в описании событий, необыкновенная открытость в рассказах о серьёзных жизненных испытаниях.

«Ветер ледяной с залива пытался выгнать горячий воздух из парка, но не мог, никак не мог. Он наталкивался на прозрачную раскалённую стену, построенную жарой среди кустов и деревьев, стена трещала мелкими электрическими разрядами, но не ломалась…» (http://www.proza.ru/2010/07/25/815).

Трудно писать о короткой прозе, потому что жанр не имеет чётких формулировок, он синтетичен, порой трудно отделить дневниковую документальность от художественного вымысла. Проза Стругач точна и метафорична. Мне нравится рассказ «Мефистофель», в нём поразительный образ безвременья, переданный одним предложением.

«Время было унылое, погода промозглая, мне всё время казалось, что какой-то серый плащ накинут на страну и на город, серый полог, не пропускающий воздух и свет». (http://www.proza.ru/2009/10/22/807)

Год 1980. Страна уже вступила в непонятную и ненужную войну в Афганистане. Можно ли точнее передать ощущение беспросветности, растерянности, настигающего удушья, которое испытывало большинство.
Образ серого полога, наброшенного на всех нас, мог увидеть и запомнить только человек, наделённый от рождения чуткой душой и тонким восприятием жизни. Самое удивительное, что отложилось это в памяти молодой девушки.

Дневниковая открытость, изящество коротких зарисовок, исповедальность прозы Стругач эмоционально заражают читателя, заставляя сопереживать, размышлять, радоваться или печалиться. Недосказанность, полутона задевают особенно глубоко, поскольку за ними угадывается что-то очень личное.

«Не думать, не думать об этом... Всем иногда бывает страшно, все маленькие и беззащитные и не нужно для этого залезать на аттракцион.
Гроза, просто на город идёт гроза».
             (Немного нервно. Ветер на островах http://www.proza.ru/2010/07/25/815.

Мы познакомились с Натальей на другом сайте ещё до моего прихода на Прозу. Должна признаться, что резкость суждений в мой адрес обескуражила. Мне показалось, что она слишком высокомерна и самонадеянна. Это вызвало внутреннее сопротивление. Первой реакцией было возмущённое: а сама-то что из себя представляет!

Дело прошлое, углубляться нет смысла, скажу лишь, что нелестные оценки в свой адрес заставили меня внимательно вчитаться в её произведения. Прочла и поняла, что мой оппонент права, не проза у меня была, а тексты, причём, весьма далёкие от литературы. Так вот и встретились в сети. Позже нашла её произведения на этом сайте. С той поры стараюсь не пропускать новинки. Редкой притягательности проза, замечу.

Я очень люблю мягкую иронию, которая присуща произведениям Натальи.
Вот одинокий мужчина – герой одноимённой миниатюры. Овдовевший, он хранит священную память об умершей супруге. Безутешен, элегантен, с безукоризненными манерами. Из его скупых реплик о себе можно заключить, что ему никто не нужен, он в одиночестве встречает Новый год, он сам стирает себе рубашки. Но детали, но манера подать себя… Автор не щадит героя. Несколько точно переданных деталей, и перед нами образ милого лжеца, который «ни разу в жизни не постирал себе рубашку». (Одинокий мужчина http://www.proza.ru/2009/12/08/1277)

Когда много и внимательно читаешь произведения одного автора, составляешь, как мне казалось, довольно определённое представление о его личности, о судьбе. Не стала исключением и Наталья. Подспудно сложился образ гармоничного, состоявшегося, вполне благополучного человека. Детство на съёмной даче в Комарово, не на пресловутых четырёх сотках горожан, вырвавшихся из каменных мешков мегаполисов, или на настоящей писательской даче, где соседствовали именитые литераторы, почти классики.

«Прокоп – всесильный секретарь Союза писателей бывший поэт Александр Прокофьев. В молодости дедушка с ним дружил, они были боевыми такими лихими революционными леваками. В 1936 году дедушка попал в лагерь, а Прокоп пошёл в гору, сделал карьеру. Какая уж теперь дружба. Не по чину». (Прокоп http://www.proza.ru/2009/03/01/731)
Несколько фраз, и вот уже угадывается трагедия одного человека и взлёт на неведомую высоту другого.

Образованная, интеллигентная семья, много пережившая и испытавшая, с падениями и взлётами, типичная для нашего непредсказуемого Отечества...

«Маруся и бабушка в 30-е годы были студентками филфака. А дедушка был их преподавателем. Маруся училась плохо, мало что понимала, зато была комсомолкой-активисткой с красной косынкой и в юбке из «чёртовой кожи»».               

(Маруся http://www.proza.ru/2009/12/01/1405)

Наталья Стругач по профессии врач, это чувствуется по лаконизму и точности образов, способности несколькими штрихами дать психологический портрет героя, который получается очень ярким и живым. Умение подметить и детали, помогающие создать запоминающиеся образы и характеры, особый иронический склад ума придают произведениям неповторимое очарование.

«Если апрель, значит, весна. Если весна, но мороз и холод, всё равно весна. Значит, нужно высаживать жёлтые нарциссы в мёрзлую землю. Жёлтый – это солнце и пасха. И если нет солнца, то будут цветы, а там, глядишь, и солнце появится. Скоро май, не смотря на ледяной ветер, который рвёт афиши и крутит рекламные щиты, весна. Одетые по-весеннему финны сидят на холодном ветру в уличных кафе с чашкой кофе или кружкой пива, зябнут, но сидят и смотрят на прохожих». (Весна в Хельсинки http://www.proza.ru/2009/04/19/721)

Маленькая зарисовка, но как точно передан характер финнов, их невозмутимость, стойкое безразличие к холоду. Помню, и меня когда-то поразило в Финляндии уличное кафе, где в дымящиеся чашки с ароматным кофе залетали снежинки, а мы, советские туристы, шествовали мимо в зимних шапках, поёживаясь под обжигающим ветром.

Я люблю поразительную по глубине и психологизму миниатюру «Вдовы на корпоративной вечеринке». Потрясло само название, сочетание несочетаемого – вдовы и корпоратив. Современный новояз и скорбное, навевающее тоску слово – вдова. Очень коротка эта сценка из жизни женщин, попытавшихся вырваться из плена безрадостной обыденности, но она настолько точна, что остаётся болезненной отметиной в сердце.

«Во время быстрых танцев топтались, собравшись в кружок, улыбались друг другу, потом сидели, обмахивались платочками и смотрели, как потные мужики танцуют с молоденькими секретаршами, переглядывались и делали вид, что им всё равно». (http://www.proza.ru/2009/03/02/774)

Это не зарисовка, это история жизни и судьбы. Печаль и радость идут рука об руку, только время от времени какая-то из попутчиц неожиданно вырывается вперёд. Наверное, так и у Натальи, как у большинства, свои радости, свои печали, в общем, была обычная жизнь.

Но год назад весной что-то неуловимо изменилось. Смена времён года и для меня период нелёгкий, поэтому я какое-то время не заходила на страницу её, а когда прочла несколько рассказов, насторожилась, и тяжёлое предчувствие закралось в душу.

«Чтобы не приумножать мирскую печаль, я решила больше никому не рассказывать о своей болезни, а то мне же ещё приходится всех утешать. Успокаивать, брать за руку и поглаживать по плечу.
– Не плачьте, – говорю я им, – я ведь ещё жива. Вот сижу и разговариваю с вами»
                (Живое о живом http://www.proza.ru/2010/04/21/617).

Мне очень хотелось, чтобы то, что обнаружила там, оказалось вымыслом. В комментарии выразила осторожное предположение, что это не личное, а, получив ответ, растерялась.

«А пока диагноз ещё не подтверждён, хотя, конечно, всё ясно, я иду по Невскому, вполне симпатичная женщина, похудевшая, полегчавшая, новой походкой, на каблучках. По Невскому приятно идти на высоких каблуках, в новом пальто и с новой стрижкой. Сегодня я ещё иду по Невскому, завтра, может быть, уже не смогу, я сегодня иду». (Тоска http://www.proza.ru/2010/04/04/1293)

Болезненно задело это меня. Появилось где-то в подсознании необъяснимое чувство вины, опасение причинить боль неосторожным словом. Вроде бы тоже довелось пережить многое, но то своё, с ним до поры до времени знаешь, как справиться, а вот когда с другими, теряешься, не знаешь, как себя вести в данном случае. Комплексы, комплексы.

Позднее у Натальи прочла несколько коротких рассказов о пережитом, о соседях по палате, о тех суровых жизненных реалиях, которые с особенной силой и проявляются в этих скорбных местах, о судьбах других людей.
Общее, что объединяет их – редкая сдержанность, достоинство и мужество, с которым героиня приняла случившееся.

Стругач разрушила сложившийся в моём сознании стереотип, что баловни судьбы, а автора представляла именно такой, зачастую оказываются не готовы к суровым испытаниям. Да нет, готовы. Это особенность развитой души – достойно принимать удары судьбы. Это проявление мудрого, выстраданного, мужественного и серьёзного отношения к жизни, это порода.

Я часто думаю об этом, и в памяти возникают стихи поэта, которые поразительно точно выражают моё отношение к личности автора.

В них не было следов холопства,
Которые кладёт нужда,
И новости и неудобства
Они несли как господа.
Б. Пастернак

Наталья Стругач достойно выдержала испытание. В её произведениях появилась какая-то новая интонация: сочувствие к своим героям, и открытие чего-то нового в себе, мудрость пережитого и мужество преодоления. Я уверена, что её мастерство по достоинству оценят настоящие читатели. (http://www.proza.ru/avtor/natashastr)