Толстой завоевал мир, а мы и не знаем!

Александр Самоваров
Перечитал Ромена Ролана «Жизнь Толстого», это просто крик души –  как он велик! Француз, сам талантливый писатель заметил главное: «Толстой никогда не обращался к привилегированным мыслителям, он говорил для простых людей. Он – наша совесть. Он говорит именно то, что мы, обыкновенные люди, думаем и в чем боимся признаться самим себе. Он для нас не преисполненный спеси  учитель жизни, один из надменных гениев… он наш брат».

Ролан пишет о себе, как об обыкновенном человеке, а Толстой велик. И в том же духе написал весьма честолюбивый Хемингуэй, он написал, что начал очень скромно, но потом обошел Тургенева, потом он обошел Мопассана, со Стендалем сыграл в ничью, но что на ринг с Толстым выйдет только, если сойдет с ума.

На самом деле, в книгах Толстого есть все. Вот он описывает канун  битвы при Бородино, и он пишет, что все понимали значение этой битвы, все понимали, что Россия может погибнуть, но это не мешало очень многим продолжать строить интриги, стучать друг на друга, делать гадости и думать о своей выгоде.

Так и в нынешней России корабль идет на дно, а его экипаж и многие пассажиры все думают, как бы чего украсть, как бы кого еще из своих братьев обмануть и предать, а ведь участь нынешних богатеев будет жалкая, умрут нищими. Таков закон жизни.

И что интересно, в той России Толстой был как солнце, величие его понимали все, имя его знали даже безграмотные крестьяне, ибо Россия была на подъеме. Тот же Розанов точно определил, что центр мира переместился в Россию, и только от талантливости русских зависит, сможем ли мы выполнить волю Бога.

Оказалось, что не только в талантливости дело, но и в удаче.

Но сейчас Толстой в России – кто? Безумный шпак. По понятиям по-другому не выходит.  Людей, которые в России понимают значение Толстого, единицы. Хотя читаю любопытную книгу англичанина Роджера Осборна «Цивилизация. Новая история  западного мира» (вышла в 2006 г.), так там Толстой есть, фактически от России он один, но он один делает так, что Осборн, как бы на автомате включает Россию в западную цивилизацию. Не больше и не меньше.

Отношение к Толстому в нынешней России, это показатель чудовищного цивилизационного падения общества. К 1991 году было у нас очень много ракет и танков, но Толстого уже не понимали, и сейчас можно успеть слепить много ракет и танков, только не поможет это.

Весь ряд претензий к Толстому мыслителю и проповеднику просто смешон. Кто заставляет следовать каждому его чиху? Разве сам он этого требовал?

Один из моих собеседников сказал, что при авторитаризме Толстого дай ему волю, он бы таких делал наделал! Величайшее заблуждение! Отличие  Толстого в том, что не стремился подчинить своей воле своих последователей. Он не создал секту или свою церковь, что было сплошь и рядом в ХХ веке со всякими гуру. Он не взимал с поверивших в него людей денег ни в какой форме, он сам получил за «Воскресение» огромный, немыслимо огромный гонорар в 200 тысяч рублей и отдал эти деньги секте духоборов, которые из-за преследований переселились на эти деньги в Канаду.

Толстой, как художник не превзойден никем, Толстой как  духовная личность равен Будде, только Будда родился в осевое время, ему повезло. Толстой дал идеи, которые победят в ХХ веке. Он был русский националист в «Войне и мире», но он говорил об общечеловеческих ценностях, о правах человека, о первенстве личности над государством, т.е. он озвучил те истины, которые владеют сейчас миром.

Говорят, что Толстой начал отрицать искусство, говорил об упрощении, о том, что все должны пахать землю и жить своим физическим трудом. Но, во-первых, он не собирался никого упрощать насильно, это вам не Ленин, он обращался к совести людей и к их здравому смыслу, а во-вторых, нужно понимать, где Толстой перегибает палку, где он свои личные психологические проблемы делает проблемами всех. У Будды было то же самое, между прочим!

Западный мир убрал с витрин разнузданно роскошную жизнь, во всяком случае, старается это делать, западный мир культивирует труд, всякий человек, если он живет за счет своего труда, уважаем. Западный мир насаждает демократичность и простоту, как основные формы существования. А это и есть идеи Толстого.

Мы же вернулись к кастовому средневековому обществу.