Блин комАм и прочие языческие странности

Бэд Кристиан
Первый блин комам.
А второй знакомым.
Третий дальней родне,
А четвёртый мне...

Начитался сегодня про Масленицу, началась она, и захотелось размышлениями поделиться.

Читал, читал – ну ничего не стыкуется:)

Блин - в языческой традиции символизирует Солнце. (Предлагаю запомнить, как некую аксиому).

Именно на Масленицу с глубокой древности принято печь блины.

Праздник этот, как я понял, появился в процессе борьбы христианских традиций с языческими.

Был такой языческий праздник – Комоедица. Связанный с пробуждением природы и косолапого мишки. Отмечался он немного позже – в день весеннего равноденствия, 21 марта.

Понятное дело, что христианство на Руси постепенно не просто вытесняло язычество, оно, как бы, нарастало сверху: храмы строили поверх капищ, праздники подводили один под другой. Вот так традиции Комоедицы слились с Масленичными.

Пекли на Комоедицу и блины. И первый блин полагался комАм.

Кто такие комы?

Версии две:

- духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте – комах деревьев;
- медведи, которые также именовались комами (отсюда и Комоедица – праздник, посвященный  пробуждению медведя).

Про духов с подобным именем мне вообще ничего более-менее убедительного раскопать не удалось.

С медведями – проще. Культ медведя достаточно тесно связан с культом предков и поминальными обрядами. Медведь издревле наш, славянский – дедушка, первопредок. Лишенный шкуры он, кстати, очень похож на человека.

Есть только одна неувязка. Когда изучаешь так называемый "медвежий культ", все следы ведут к неандертальцам. Это у них было поклонение медведю, это они заполняли пещеры медвежьими лапами и черепами. Чему есть отголоски и в наших сказках, как ни странно. Ведь мы-то – из другой человеческой ветви – из кроманьонской. Мы этих неандертальцев побили, съели и в очень малом проценте ассимилировали (нашли ученые в нас немного неандертальских генов).

А праздник что же, остался от неандертальцев?

Ну и, самое главное, блин – это не символ медведя. Блин – символ солнца…

В общем, как ни займусь я историей славянской, где ни копну – всё так запутанно и переврано – зацепиться не за что.

Ах, да. Ну и финал этой блинной истории.

В конце концов, язык сам избавился от мистических "комов".

В христианской Руси блин комАм стал блином комОм.

Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали теперь за упокой души. И этот блин должен был, видимо,  вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул усопших.

В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. Разучились, в общем, хозяйки блины печь.

А как красиво всё начиналось…