Маме!

Нина Кононенко
Бывает в жизни так, что вот встретишься с кем-нибудь, совсем немного времени с ним проведешь, а потом эту встречу вспоминаешь всю жизнь.  Вот и я не могу забыть одну малышку и то, какие были у нее глаза, когда она сказала всего одно слово: «Маме!».

В тот день меня какими-то судьбами занесло в почти незнакомый мне район.  И я, решив сократить путь до остановки автобуса, пошла не по тротуару, а по тропинке, убегающей чуть в сторону.  Сначала тропинка шла прямо, потом делала поворот, и вскоре я поняла, что ведет она мимо стройки. Пройдя вдоль забора стройки, я наткнулась на сваленные в кучу железобетонные сваи. Валялись они как попало, но гора из них получилась довольно внушительная, по моим оценкам, высота этой горки была метров пять.  И вот, разглядывая эту свалку, я с удивлением обнаружила на самом верху совсем маленькую девочку.

На вид девочке было годика четыре. Судя по всему, родители ее не принадлежали к состоятельным людям, так как одета она была в старенькие джинсики и такую же старенькую, видавшую виды, курточку. На головке ребенка красовалась красная шапочка с забавным белым помпончиком. Подивившись тому, как столь маленькая девочка сумела забраться на такую вершину, я огляделась вокруг и не увидела никого рядом. За забором шумела стройка, видно было, как работает кран, с другой стороны тропинки простиралась пустошь, и только вдалеке виднелась дорога.

Девочке явно было опасно там находиться. Чтобы не испугать ее, я заговорила с ней негромким голосом.

- Привет! – сказала я, - Ух ты, куда ты забралась!

- Привет! – ответила девочка, - а я еще и не так могу!

Мне стало страшно. Одно неловкое движение, и девчушка упадет и покатится по этим сваям, и может сильно покалечиться. Надо было как-то снять ее оттуда. Оглядевшись, я поняла, что помощи ждать неоткуда. Пока добегу до стройки и позову кого-нибудь, ребенок может сто раз свалиться. Сама забраться наверх, а потом спуститься с ребенком на руках я тоже не смогу. Кое-как вскарабкавшись чуть повыше, я протянула к ребенку руки:

- Ты молодец, но маленьким девочкам не стоит забираться так высоко. Давай, спускайся потихоньку.

Девочка послушалась и стала спускаться. Как только смогла, я подхватила ее на руки и, спустившись вместе с ней, поставила ее на землю.

- Как ты здесь оказалась? – спросила я ее.

- А просто пришла.

- С кем?

- Ни с кем. Сама.

- А где ты живешь?

- Там, – малышка показала рукой в сторону видневшегося вдалеке жилого массива. 
 
- Не надо так далеко уходить от дома. Пойдем, я тебя провожу, - я взяла девочку за руку.

Мало того, что девочка одна ушла так далеко, она как-то сумела еще и самостоятельно перейти дорогу, по которой в обе стороны практически непрерывным потоком ехали огромные грузовые машины. Никакого светофора или перехода там, конечно же, не было. Преодолевая вместе с ней это препятствие, я подумала, что таких детей, наверное, хранит сам Бог. И еще меня поразила доверчивость, с которой ребенок охотно пошел с совсем незнакомым ему человеком.

Девочка была очень общительной, разговорчивой, и всю дорогу болтала со мной без умолку. Я чувствовала, как цепко она ухватилась ручонкой за меня.

- Ну, показывай, где живешь, - сказала я, когда мы подошли к жилым домам, решив отвести ее прямо домой.

Девочка показала мне на один дом. Вместе с ней мы вошли в подъезд, поднялись на этаж, и я позвонила в указанную ею квартиру.  Открывший дверь мужчина с удивлением уставился на нас. Оказалось, что этой девочки он не знает и здесь она не живет.

Мы спустились вниз и вышли из подъезда. Я решила, что девочка ошиблась и попросила ее немножечко подумать и  постараться вспомнить, где она живет. Малышка  как-то очень быстро указала еще на один дом. На этот раз дверь открыла женщина, и оказалось, что здесь девочка тоже не живет. Не знать свой дом для такого самостоятельного ребенка было довольно странно.

- Ну зачем ты меня обманываешь? – спросила я ее, когда мы вышли и из этого подъезда.

Девочка насупилась и ничего не ответила, по-прежнему крепко держа меня за руку. До меня дошло, что она специально морочит мне голову, чтобы подольше побыть со мной. Тогда я подошла к игравшим неподалеку ребятам и спросила, знают ли они ее.
 
- А, знаем, ее здесь все знают. У нее мамка – вечно пьяная шалава.

И мне показали дом и сказали номер квартиры. Я почувствовала, как рука девочки дрогнула в моей,  посмотрев на нее, увидела, что в ее глазах стоят слезы. Малышка явно все понимала, ей было и стыдно, и обидно за свою маму.  Чтобы как-то отвлечь ее, я стала отряхивать на ней курточку, приговаривая, что она сильно выпачкалась, сейчас мы ее почистим, и все будет в порядке. Тут я вспомнила, что в сумочке у меня лежат две мандаринки, купленные по пути в киоске для сына. Я достала одну и протянула девочке.

- Держи. Только сейчас ее не надо кушать, она не мытая. Придешь домой, вымоешь водичкой под краном, и тогда ешь.

Девочка взяла мандаринку и стала засовывать ее в кармашек курточки. А потом подняла на меня полные слез глаза и сказала:

- Маме!

Я почувствовала, как в горле у меня запершило. Маленький ребенок, явно если и видевший фрукты, то очень редко, в кои-то веки доставшуюся ему мандаринку решил отдать маме.

В указанной квартире на звонки нам долго не открывали. Наконец дверь распахнулась,  на ее пороге стояла женщина в халате далеко не первой свежести, с давно не чесаными волосами и с опухшим лицом. От женщины довольно прилично несло перегаром. С трудом сфокусировав на мне взгляд,  она спросила:

- Че надо?

- Ваша девочка? – я пропустила ребенка вперед.

- Ну, моя, а че?

- Она гуляла одна рядом со стройкой. Там ребенку опасно. Вот, привела ее домой.

- А-а-а, уродина. Сколько раз говорила, чтобы не шлялась, где попало, - и женщина отвесила такой подзатыльник девочке, что та пошатнулась и еле устояла на ногах.

 Второй раз за день я увидела слезы в глазах этого ребенка.  Я тихо закрыла дверь и начала спускаться по лестнице, еле сдерживаясь, чтобы не разреветься самой.