О конкурсе от Александра Титова жюри

Диана Доронина
Итак, конкурс заканчивается. Сегодня последний день приёма заявок.
Поэтому мои впечатления предварительные, а не официальные.

Удивляет количество участников. В этом конкурсе уже более 600 участников. В "Пегасике-2010" было 213.

Я член жюри, и мне предстоит дочитать ещё 3 файла, примерно по 150 авторских экспозиций в каждом.

600 - это куда больше, чем в тех конкурсах, которые проводили мы в первые годы работы издательства (2001-2003), и больше, чем в "чужих", вернее, дружественных конкурсах, которые мне приходилось судить в разное время. "Чужих" пишу в кавычках, потому что стараюсь работать качественно и уверен в том, что лит.конкурсы дело хорошее. Все формы и все темы. Насколько я помню, это больше, чем в больших знаменитых конкурсах вроде "Тенет", которые имели авторитет в те годы (не знаю, работают ли они сейчас), и в русском букере и антибукере. Из "чужих", но дружественных конкурсов как раз недавно завершились конкурс "Наше дело правое" (туда приглашал) и конкурс сайта "МыПишем.Ру" (там судил). Дальше по тексту буду кое-что сравнивать.

Почему так?
Дала результат постоянная работа основных организаторов: Дианы Дорониной и Лады Григорьевой. Здесь дело именно в постоянстве и в постоянном же интересе к своему делу (к своей профессии). Л. Григорьева профессиональный педагог (в т.ч. имеющий опыт работы с т.н "трудными" детьми) и профессинальный филолог. Д. Доронина по одному образованию историк (новейшая история России), по другому - библиограф. Пусть она поправит, если нужно, а я уж напишу "библиограф", вот Шишков был библиограф, а новым словам вроде "информационного менеджмента в библ. деле" в качестве профессионального компьютерщика не верю. Педагогикой и мне приходилось заниматься примерно 35 лет. Дело интересное.

Вторая причина того, что участников более 600, кажется, в том, что многие бумажные и интернетные издания разместили информацию о нас. Это тоже делалось не быстро, но так же постоянно, связи налаживались постепенно, и вот мы фактически имеем на сегодня в лице конкурса "Пегасик" самый большой русскоязычный конкурс детской литературы.

Нужно заметить, что "Пегасиков" много. Много и конкурсов, и ЛИТО с этим названием; но это, как уже говорил, хорошо. Наш "Пегасик" проводится издательством "Век искусства" в лице питерских журналов "Край городов" и "Мост". Церемонии награждения "в реале" и занятия детского ЛИТО проводятся в Питере. Кто любит "детские" названия вроде Красной Шапочки, Белочки и пр, для тех сообщаю, что пегасик - это окурок, или "бычок".

Ну, теперь приступим к особенностям конкурса.

Информацию о нас разместили, а вот техническая грамотность читателей оставляет желать лучшего. Например, в некоторых сайтах, где размещены ссылки на нас, тем не менее запрещено переходить по ссылкам с помощью простого клика, в т. ч. на написание email. А нам пишут, что "адрес заблокирован". Скопировать адрес и перенести его в адресную строку браузера или в заголовок письма умеют не все. Правда, многие уже научились пользоваться телефоном. Хотя про советских раньше говорили, что они не умеют водить машину и пользоваться телефоном. Уже таки набирать номера умеют. И звонят, и звонят (нам в роуминг), и ответные СМС притом не читают...

Это не просто брюзжание программиста. Казалось бы, для детей естественно научаться пользоваться техникой быстрее, чем взрослые. Детям должно быть, наоборот, интересно играть с машинкой и путешествовать по "виртуальному" миру. Но то ли я в своём предположении не прав, то ли что-то не порядке в датском королевстве. Помню, сын за 50 рублей показывал одноклассникам в Рязани, как устроено меню мобилы. И вот сейчас не припомню, чтобы сам ребёнок от себя написал заявку на конкурс (заявки принимаются только по email, но отнюдь не по почте и не по телефону). Впрочем, одно системное исключение есть: все кадеты из Ачинска Красноярского края прислали всё чётко в соответствии с условиями конкурса, и прислали сами, и число страниц тоже соответствует (1 страница в номинацию от одного участника).

И это вопрос того, что такое творчество! Если писательство, ну вот как у взрослых, изложение на интернет-заборе боли и обиды (вспомним Данте, который распределял противников по этажам ада); или если писательство - это занудная школьная обязаловка вроде сочинения или обществ.работы, тогда мы имеем право ожидать, что в мозгу возникнет возбуждение (которое затормозит часть мозга, относящуюся к компьютеру), либо же в мозгу возникнет занудный сон, который тоже не даст работать с компьютером. Это я излагаю по Павлову. Вот и собака подтверждает.

Но у детей же не так? А что же тогда произошло у советскоязычных детей, я со своим 30- летним стажем даже и не знаю ... :(

Так, покончивши с техникой, теперича перейдём к содержанию.

Конечно, как любому нормальному читателю, мне интересно прежде всего содержание! То есть про что и как и чтобы интересно написано. Умеют ли дети читать неинтересное? Собака ничего об этом не говорит, пошла в кресло спать. Ну ладно, продолжим без неё. Итак, у нас конкурс детской литературы: то есть: литературы то ли про детей, то ли для детей. Честно говоря, что такое детская литература, я и сам не знаю. Но конкурс заявлен как детский. Что бывает интересно детям? По моему опыту, иногда самое неожиданное. Иногда детям интересны довольно-таки "взрослые" сведения о природе и науке, или даже ... о политике. Вспомним Б. Житкова. Вот Житков точно детская литература. Хотя он заявился в редакцию чёрт знает откуда в чёрт знает каком офицерском мундире с пятнами от погон. Но продолжим.

А вот кто помнит Чуковского (ну, например, перевод "Острова сокровищ" Стивенсона)?

Скажете: куда загнул. Чтобы дети\для детей писали детективы?
Вот ни одного в конкурсе.
Взрослые примерно в 50% случае сюсюкают, в 50% пробуют написать забавное, иногда поучительное стихотворение. Иногда это удаётся. Но это всё такая тоска... хочу и я в кресло спать. Даже от виртуозных считалок, колыбелек и стихов про устройство светофора.

В баню их всех, этих взрослых.

Перейдём к детям.

Сразу скажу, что дети иногда присылают интересное. Это, интересное для меня, почти исключительно записи чьих-то рассказов о прошлом. Вот здесь стоит сравнить с материалами конкурса "Наше дело правое" (это Сталин сказал: Наше дело правое: мы победим. Наше дело правое: мы победили). Тот конкурс был более политизирован; но и тексты там были ярче и острее. В них я видел живое чувство. Правильное или неправильное, но чувство. Оно передаётся. Это литература.
Мне интересно копаться в этом прошлом, тем более что по полгода живу прямо на бывшей линии фронта под Питером. Соответственно, внимательно читал рассказы из тех мест с обоих конкурсов.
В нашем всё гладко и серо, как в школьных сочинениях. Есть, есть такой приём: нарочитая отстранённость автора и нарочитое внимание добру и злу как бы равнодушно. Но здесь не так. И опять - не припомню, чтобы что-то живое прозвучало... Интересно чисто с фактографической стороны.
И анализа нету...
Запомнился (с фактической стороны) рассказ про то, как слепой ветеран устроил большой плодовый сад. А вот теперь ни сада, ни села нет, там прописано четыре человека. Как-то так.
Где? почему? Как именно что делалось? Фамилии в студию!! Всех фамилии!!!

Скажете: чего захотел. Журналистского материала или расследования.
Почему нет?

Ведь многим участникам по 13-16 лет. Взрослые же деточки...

Ещё мне интересно было читать про зверей.
Иногда встречал авторское отношение к событиям с участием зверей.
И ставил высокий балл...

О баллах. Кроме выставления "отметки" (по 7-балльной системе), мы стараемся хоть немного, да написать что-то по тексту. Не обязательно "разбор", но даже эмоциональное читательское впечатление (попытка нашей формулировки, что мы почувствовали или поняли) участникам интересно? Или редакторское ехидство, издевательство? А то ведь пишут детки серьёзно, на лит.кружке, ну там учителька в коричневых чулках, здесь портрет Ста... ллоне
????
Было много писателей, которых некому было ОСМЕЯТЬ. Которые Творили в торжественном вакууме...
Вон Лермонтов два(!) раза выразился про "с винцом в груди" :)
а у Куприна голубь два издания носил письмо в зубах.
Как бы хорошо было, если бы дети emailом запросили наш ответ: НУ КАК?

пока всё, продолжим потом