ЭССЕ. Мой Эрмитаж

Марина Филимонова Морская
                Эссе. Эрмитаж.

    Эрмитаж. Ему исполнится скоро 250 лет. В 2014 году.
Сколько раз я поднималась по его парадной лестнице и каждый раз с замиранием сердца ожидала встречи с этим прекрасным миром! Начавшись с небольшой коллекции картин западноевропейских художников, он теперь имеет около 3 миллионов экспонатов и занимает 10 зданий! Да какой жизни хватит обойти и посмотреть все это???
   Какие очереди выстаивались на Дворцовой набережной, чтобы попасть в него!!!! А сколько лекций прогуляно в универе ради чудесных минут уединения в его залах. Когда тишина редко нарушалась стуком каблучков кого-нибудь из смотрителей или работников музея, а посетителей и вовсе не было, и можно было спокойно и не торопясь пройтись по любимым залам, постоять у любимых картин…
     Воспитанная на Третьяковке, как я ждала встречи с Эрмитажем: и он не обманул моих ожиданий.  И каждая встреча с ним упоительна и трепетна. Особенно с ней… Военной галерей 1812 года.  Дань  уважения, памяти и любви Русскому Воинству Отечественной войны 1812 года. Перекроилась карта Европы, отгремели две Мировые войны, вчерашние враги стали друзьями. А в ней замерло время. Замедляются шаги, становятся задумчивыми лица, а глаза загораются особым огнем гордости и уважения к этим нашим предкам - героям войны. В непривычных для нас воинских костюмах, но с какой статью, мужеством, гордостью в их облике. И как на их фоне снимающиеся мужчины, мальчики, вьюноши пытаются распрямить плечи, принять гордую осанку, добавить мужества во взор. Лучше не изображать, а иметь. Я улыбнулась украдкой. Хотят быть похожими.
  А сто лет назад по этим залам любила гулять Другая Марина – Марина Цветаева. Что удивительно, ее любимым залом тоже была Военная галерея 1812 года. А ее стихотворение «Генералам 1812 года» прекраснейший гимн их душам, судьбам и сердцам.
   Я села напротив портрета М.И Кутузова и, глядя в глаза А.А.Тучкову 4-му, тихонько и, слегка шевеля губами, читала им это стихотворение…
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань господня
И сердце матери, - вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера!

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
________

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,*
Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна...

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полную перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

26 декабря 1913
Феодосия

* Посвящено мужу - Сергею Яковлевичу Эфрону (1893-1941)
** Тучков-четвертый А. А. (1777-1812) - генерал-майор.

    Я знаю, что скоро опять приду в мой Эрмитаж.