Бурятия? Да ну! Ну не может быть!!

Наталья Малафай
Соседи
Живя в своем регионе Амурской области, мы совершенно не интересуемся жизнью соседей. Рядом Чита, то есть Забайкальский край, Бурятия, Иркутск. Какие эмоции вызывают перечисленные территории? Первые – такие же как мы – нищие, плетущиеся по уровню развития в арьергарде страны, ну Иркутск еще что-то развивающееся, да Байкал, естественно, у всех на слуху.

Итак, едем на машине из Иркутска на восток. Дорога начинается с горного серпантина, в некоторых местах загибается на 180 градусов, ну как же можно было так ее проектировать? Экономили на тоннелях? К Байкалу спускаемся осторожно, высота такая, что захватывает дух.

Осень
Золотая осень на Байкале – это венец творения природы. Сопки, укрытые желтой плюшевой мантией, мягко ложатся на плечи своего царя. То там, то тут видны вкрапления багровых всполохов рябин, а наверху осторожно приторочен белый мех  облаков. Видно, когда бог создавал эти места, у него было очень хорошее настроение. Другого объяснения такому чуду просто нет.

Бурятия
Иркутская область быстро закончилась. Мы въехали в Бурятию. Вот тут то я и начала замечать разницу между своими представлениями о территории и существующей реальностью. Природа щедро одарила бурятов землей. Небольшие сопки, практически без растительности – это великолепная возможность заниматься земледелием. И ведь занимаются. Распахано все, там столько земли, что, по моему мнению, количеством выращенного на ней, можно прокормить пол-страны.

На полях гуляют стада животных – коровы, овцы, лошади. Особенно меня позабавила следующая картина: на середине достаточно крутой и каменистой сопки сбившись в кучу висело стадо овец. Именно висело, потому что травы на камнях нет, есть там нечего. Как и зачем они туда залезли? По всей видимости, сработало именно то, всепоглащающее стадное чувство – полез один – повисли все….

Животных на просторах Бурятии  паслось так много, что, мне снова показалось, мясом буряты способны обеспечить, ну наш Дальний Восток – точно.

Деревни
По дороге мы проезжали мимо бурятских деревень. Крепкие, хозяйские дома. Многие из круглого бревна, обязательно покрашены краской и с раскрашенными палисадниками. Во дворах еще неубранные огороды, ровными рядами стоит капуста, поленницы дров, и много-много сена. В каждом дворе. Обязательно. Чего я не увидела в селах, так это разрухи, безнадеги и грязи. Если сено – значит, есть животина. Если, животина – значит люди встают утром и работают. Значит, не пьют убойно и беспросветно. И что меня поразило больше всего – это изгороди за околицами сел. Они все целые.  Самая обычная изгородь возле околицы каждого села. Она была целая, аккуратная. Везде. Ведь она ничья. Она не огораживает отдельный дом, она огораживает все село. И все село за ней смотрит, ее ремонтирует, значит, есть у этих людей в жизни какие-то принципы и устои. Значит, есть у них будущее.

Кресты
Есть еще одна особенность у тех мест. Каждый населенный пункт начинается с креста. Обычного, деревянного креста. И им же и заканчивается.  Что это? Оберег? Возможно. Кресты мы наблюдали и в Бурятии, и в Читинской, и в Иркутской областях. Оберег этот  не бурятский, а какой-то байкальский.

Духи
Буряты свято чтут своих духов. Они вяжут лоскутки на деревья, по всей видимости, чтобы этих духов ублажить. Лоскутки ладно, но когда едешь и видишь, что висит огромная синяя простынь – на ум приходит одна мысль – это посвящено не просто духу – а очень и очень большому духу…

Позы
То что пОзы – это народное блюдо бурятов, я когда–то слышала. Но, то что они их так любят – даже не представляла. В каждом кафе народ ест позы. На центральном рынке в Чите позы ели в молодые и не очень,  в любом придорожном кафе все, без исключения, заходящие и заезжавшие, обязательно заказывали позы (или буусы). Вывески на кафе однозначно указывали, что здесь можно и даже нужно поесть  – «Позная». Эти вывески мы наблюдали во всем забайкальском и предбайкальском регионе. В Иркутске вывеска «Позная» была такого размера, какого не каждый супермаркет себе позволяет. Вобщем, мы сделали вывод, что если здесь не поел позы – день прошел зря. И мы поддались этому всеобщему позопоеданию и тоже пробовали их, где только можно было. Вкусно, что скажешь….


Мясо
На рынке в Чите мы проходили между мясных рядов и продавцы наперебой предлагали нам свой товар. «Берите, мясо на кости, 140 рублей» Я остолбенела: «Скока, скока?» Говядина – 140, свинина – 180. С этой минуты мой мозг мучительно сопоставлял информацию о ценах на мясо в Благовещенске: уже перевалило за 300 р. и пытался проанализировать ситуацию и ответить на вопрос: а почему? Ну почему у них мясо вдвое дешевле? Почему к нам не везут читинское и бурятское мясо? Поддерживают своих производителей? Нашими кошельками? В Иркутске на небольшом рынке мы увидели рыбные ряды – нашему городу такое и не снилось. Рыба свежайшая, выбор просто огромный и цены – снова ниже чем у нас. Электроэнергия у них 1,32 коп., проезд в автобусе 10 – 12 рублей. Хочется просто огромными буквами это написать, а еще лучше горящими в небе над городом: почему в нашем регионе цены на продовольствие и услуги  выше, чем у соседей? Мы, что, лучше всех живем? У нас больше зарплаты? Может, с Читой мы еще и можем сравниваться, а вот с Иркутском по уровню занятости – по моему, как до луны пешком.

При выезде за Читу резко снижается количество транспорта. Грузовиков почти нет. Неужели нечего возить на Дальний Восток? Там что, ничего не строится? Или просто очень дорого возить? А для кого тогда построили этот мощный хай-вэй? Дорога – хоть боком катись. Ехать одиноко и даже страшно. Тем более, когда видишь милицейское оцепление с автоматами и тебя предупреждают о сбежавших заключенных. После предупреждения пытаюсь зорко всматриваться в сопки – вдруг там, где-то, бегут пятеро в полосатых робах? Но, связи, все равно нет и даже если бы бежали – вобщем, пусть бы и дальше бежали, лишь бы не в нашу сторону..

Вывод
Все вышеописанное, просто мои наблюдения. Возможно, где-то, кто-то видел все по другому.