Сладкий дым

Светлана Бестужева-Лада
«Закурю-ка я, мальчишка, папиросу: никогда я раньше не курил… Полюбил я девушку хорошую: никогда я раньше не любил…»
Старый-престарый шлягер написан в те времена, когда курение воспринималось обществом совсем по-другому, а о рекламе табачных концернов никто, в сущности, и не подозревал. Тем не менее, текст бьет в самую точку, соединяя в молодом воображении первую любовь и первую сигарету, поскольку и то, и другое… романтично!
Знаю, сейчас сказали бы – «круто». Но все это только слова, которыми за истекшие полвека человечество научилось играть просто виртуозно. Точнее, научились этому рекламщики, которые ориентируются не столько на сознание, сколько на подсознание человека. Что, в общем-то, неэтично: лезть в чужую душу без позволения всегда считалось дурным тоном.
Тем не менее – лезут. Запрет рекламы табака на телевидении ровным счетом ничего не дает, коль скоро в каждом встречном киоске, практически за каждой витриной переливаются всеми цветами радуги пачки сигарет, сигар и так далее. В метро стоит только поднять глаза – тут же натыкаешься на рекламу сигарет. А уж косвенное прославление сладкого дыма…
Удивительно, ведь некурящих людей, в принципе, больше, чем курящих. Однако очень редко встречается человек, особенно принадлежащий к сильному полу, который откровенно признается: «В жизни не выкурил ни одной сигареты и не собираюсь», Хоть раз, хотя бы одну практически каждый, да выкурил, в чем, кстати, признаваться отнюдь не стесняются.
Хотя, если вдуматься, логики в таком поведении нет совершенно. Ну, представьте себе взрослого, солидного человека, который сообщает малознакомому собеседнику, что когда-то баловался героинчиком, но теперь не употребляет. Даже бывшие алкоголики стесняются признаться в том, что и они когда-то… ого-го! Но как только речь заходит о курении, все почему-то переворачивается с ног на голову.
Подчеркну, речь в данном случае идет исключительно о России и россиянах, которые хоть и усваивают «общечеловеческие ценности» достаточно стремительно, но в том, что касается «вредных привычек» имеют собственную, практически непоколебимую позицию, а именно: пили и будем пить, кололись и будем колоться, курили и… правильно, будем курить, пока не сдохнем! Все это – наше сугубо личное дело, в которое просьба не соваться.
Правительство, тем не менее, «соваться» пытается, хотя получается это у него не то чтобы очень уж эффективно. Если же в дело вмешиваются руководители рангом пониже, особенно – частных предприятий, то получается и вовсе тоскливо. Одна компания, например, вывесила на самом видном месте плакат: «Время, потраченное на перекур, ты воруешь у нас». Действует? Ничего не действует, ровно под этим плакатом с утра до вечера толпятся «воришки», преимущественно молодые, которые плевать хотели на чье-то там мнение об их поведении. И без того – свинство, что курить выгоняют практически на улицу, так еще и воровством корят…
Как вы думаете, что убедительнее для подростка: лекция о вреде курения, прочитанная родителями, преподавателем, врачом (нужное подчеркнуть) или вечеринка ровесников, на которой курят все поголовно? Разумеется, вечеринка. А поскольку именно такое времяпрепровождение наиболее распространено у молодежи, то любой рекламный ролик, демонстрирующий «тусовку», мгновенно вытаскивает из подсознания «табачную палочку». И круг замыкается.
Несколько лет тому назад правительство США потратило 2,5 миллиона долларов на организацию телевизионной «шоковой» кампании, призванной убедить молодежь не курить. Результат оказался нулевым: с таким же успехом можно было бы потратить эти деньги, на кампанию под лозунгом «мотоциклы – ваши убийцы». Психика человека, особенно человека молодого, устроена таким образом, что автоматически блокирует любую негативную информацию. Люди искренне считают что абсолютно все может случиться с кем угодно только не с ним. И это нормально, иначе человечество давно бы вымерло.
Связь между курением и раком легких была установлена почти полвека назад, но на число курильщиков это почти не повлияло. Молодежь не станет смотреть по телевизору «ужастики» про никотиновую зависимость, поскольку никак не соотносит их с собой и со своим поведением, да и в любом случае курильщики – любого возраста! - стремятся избегать подобных программ. Впрочем, российское телевидение точно так же не горит желанием подобные программы демонстрировать: разместить в них рекламу, мягко говоря, проблематично.
Хотя, в принципе, наше общество очень многое сделало для того, чтобы курение из разряда «вредных привычек» плавно и незаметно перекочевало в «стиль жизни». Раньше увидеть на улице девушку с сигаретой было довольно сложно: в глазах окружающих такое поведение приравнивалось к справлению естественной надобности на глазах у изумленной публики. Теперь столь же сложно увидеть девушку без сигареты: обществу уже наплевать, а сверстники сочтут отсталой ханжой.
Девушкам  же, естественно, хочется выглядеть современными и искушенными. Хотя мало кто отдает себе отчет, что курение не придает женщинам ни искушенности, ни современности. Это – всего лишь образ, навязанный рекламой сигарет. А как иначе табачной промышленности охватить вторую половину человечества? Роковая женщина курит просто потому, что курит, женственная женщина курит в момент отчаяния, красивая женщина курит красивые сигареты… И опять же мало кто понимает, что курение красиво выглядит только со стороны, точнее, на экране.
В жизни курящего человека красоты довольно мало. Постоянная зависимость от того, сможет он получить очередную дозу никотина или нет, проблемы с зубами, пищеварением, несвежее дыхание. И если последнюю проблему еще можно – чисто внешне – решить с помощью подручных средств, то с остальными справиться значительно труднее. Если вообще возможно.
Удивительно то, что девушек это не останавливает. Все хотят выглядеть свежими, как розы, а поступают так, чтобы это стало нереальным. И даже заклинания врачей о том, что курение в период беременности и кормления грудью – яд для ребенка, воспринимаются через левое ухо по касательной. А ведь это значит, что почти задушен материнский инстинкт. Тем не менее…
Пожалуй, это – самая подлая и коварная сторона рекламы сигарет: воздействие на девушек и молодых женщин. Сначала они становятся рабынями никотиновой зависимости, потом врачи запугивают их страшными картинками патологии и уродства ожидаемого ребенка. Если эти патологии действительно возникают, то мать вынуждена жить под бременем вины, хотя причина несчастья может заключаться вовсе не в сигаретах, а в каких-то сугубо генетических причинах.
Некоторым, правда, удается бросить курить «ради ребенка», но вездесущая реклама рано или поздно возвращает все на исходные позиции. Образ благополучной, преуспевающей, счастливой женщины уже неразрывно связан в подсознании с пачкой «изысканных» дамских сигарет. О ребенке уже можно не думать. Да и какое значение может иметь «всего лишь одна сигаретка» с подругой, с мужем, просто для снятия стресса? Увы, иногда – решающее.
 Многие, повторю, начинают курить в ранней молодости на  вечеринках, а в этом возрасте охотно верится в любую чепуху, в том числе, и в то, что невозможно  получить удовольствия от общения с друзьями без курения. Равно как и без пива или без жевательной резинки. На самом деле  сигареты  «помогают» на дружеских вечеринках ничуть не больше, чем тарелка с салатом, только многие понимают это чересчур поздно.
Странно, что хотя наркоманы, пристрастившиеся к героину, по закону являются преступниками, отношение общества к ним достаточно гуманно: «Что мы можем сделать, чтобы помочь этим несчастным?» С другой стороны, за изготовление и распространение наркотиков полагается уголовное наказание. Не ищите логику, это бесполезно. Человек именно тем и отличается от животного, что поступает сплошь и рядом не только вопреки здравому смыслу, но даже вопреки инстинкту самосохранения.
Хотя изменение отношения общества к курению — основная причина, по которой миллионы курильщиков бросают курить. Общество начинает видеть в курении то, чем оно является — отвратительную наркотическую зависимость. Получение удовольствия всегда было лишь иллюзией; подобное отношение общества развенчивает ее. На Западе в конце концов пошли именно по этому пути, но нам, боюсь, еще долго предстоит плестись по обочине, задыхаясь от сигаретного дыма.
Возможно, некоторые люди искренне верят в то, что сигареты придают им мужество и уверенность в своих силах. Однако посмотрите на современную рекламу сигарет. Она не утверждает, что сигареты приносят расслабление, удовольствие или прилив энергии. Все утверждения, которые в ней содержатся, связаны с лишь качеством табака. То есть основной акцент делается на то, что данный яд – наиболее качественный. Самим-то не смешно?
  Табачные компании составляют невыразительное предупреждение о вреде курения для здоровья, помещая его на сигаретных пачках. Кого и когда в России останавливали таблички «По газонам не ходить» или даже «Не влезай – убьет»? Но лично мне не доводилось видеть по телевизору профессионально сделанный фильм о вреде курения.   Если же обратиться за помощью к врачу, он выпишет вам препарат от никотиновой зависимости, который… будет содержать тот самый наркотик, от которого вы пытаетесь отказаться!
С тех пор как попытка решить проблему курения с помощью никотиновой жевательной резинки и никотинового пластыря с треском провалилась, кажется, даже сами курильщики признали, что нельзя излечиться от наркотической зависимости, применяя тот же самый наркотик. Это все равно, что сказать наркоману, пристрастившемуся к героину: не кури героин, курение опасно, попробуй принимать героиновые таблетки. Абсурд? Почему же, если именно так пытаются избавить курильщиков от пристрастия к никотину.
Антиникотиновые кампании также не помогают курильщикам бросить курить. Они лишь затрудняют отказ от курения, запугивая курильщиков, что заставляет их хотеть курить еще больше. Они не останавливают даже подростков. Подростки знают, что сигареты убивают, однако они понимают, что одна сигарета их не убьет. Эта привычка настолько распространена, что подросток, рано или поздно, в силу общественного давления или любопытства, попробует одну сигаретку.
Почему мы позволяем обществу приводить здоровых подростков и молодежь, чья жизнь до того, как они начинают курить, совершенна, к тому, чтобы они платили  деньги за сомнительную привилегию разрушать свое физическое и психическое здоровье, находились в рабской зависимости от этой отравы и вели жизнь, наполненную болезнями?
Существует расхожее заблуждение о том, что мы сами делаем этот выбор — курить. Курильщики решают стать курильщиками не в большей степени, чем алкоголики — стать алкоголиками, а наркоманы, колющиеся героином, — стать наркоманами. Да, правда, мы сами решили закурить свои первые пробные сигареты. Время от времени я решаю сходить в кино, но, конечно же, не принимаю решения провести многие годы в кинотеатре.
Курение — самая коварная, самая зловещая ловушка, созданная совместными усилиями человека и природы. Кто подталкивает нас к ней в первую очередь? Тысячи курящих взрослых. Они даже предупреждают нас, что курение — отвратительная привычка, разрушающая, в конце концов, наш организм и обходящаяся очень дорого, но мы не можем поверить в то, что они не получают удовольствия от этого процесса. Один из курьезных аспектов курения — то, что необходимо очень постараться, чтобы пристраститься к нему. 
С другой стороны, нам давным-давно внушили, что курение — пагубная привычка, а от привычки отказаться очень трудно. На самом деле мы ежедневно приобретаем привычки и избавляемся от них, не испытывая при этом особого дискомфорта. Догадайтесь с трех раз, кому выгодно внушать людям, что курение – это практически неисцелимый недуг, справиться с которым можно лишь ценой огромных жертв и страданий.
Сначала нам внушают, что курение – это   признак сильной личности, во всяком случае - незаурядной. Потом – непрерывно искушают новыми сортами сигарет во все более заманчивых упаковках. И, наконец, объявляют никотин – злом, а курильщика – антиобщественной личностью, что совершенно не действует на большинство пристрастившихся к курению.
Мне кажется, что неспособность общества предотвратить попадание наших детей в зависимость от никотина и других наркотиков, — самая печальная из всех многочисленных  современных проблем. У нее нет однозначного решения.
Но с чего-то нужно начинать!