Два сапога пара

Эльдар Турабов
               

   Среди нынешних таксистов мало попадается профессиональных водителей. Подрабатывают все, кому не лень: несостоявшиеся дельцы, бывшие милиционеры, пенсионеры, учителя, безработные. А профессионала, повторяю, за рулем такси нечасто встретишь. Может, поэтому работяг, которые сегодня занимаются частным извозом, не называют таксистами. Называют чаще так: грач, водила, бомбила. Для обозначения рода их занятий придумали еще глагол таксовать.
   Те, кто таксуют, как правило, народ словоохотливый, они без труда находят тему для разговора. Ловко управляя автомобилем (а чтоб им управлять в наших условиях, одних знаний правил дорожного движения мало, надо еще хорошенько знать географию дорожных ям), любят они порассуждать на разные темы. Проблемы общества волнуют их не меньше, чем исправность собственного автомобиля. Предмет для разговора выбирают они всегда такой, чтоб был он актуальный, злободневный, но вместе с тем ни к чему не обязывающий; чтобы в любой момент его можно было прервать – точно так, как на полковом построении прерывают марш "Прощание славянки" перед началом рапорта дежурного офицера. У таксующего на все имеется собственный рецепт. Проехав полпути, вы уже знаете, что человек он ответственный, с государственным подходом и что ему можно доверить министерство и даже страну. Его разговоры напичканы высказываниями о том, что генералов он сократил бы, но число боеголовок не трогал бы, реформу образования запретил бы, с Китаем дружил, долги африканских стран не стал бы списывать, а вернул и раздал отечественным беднякам (сами тут еле перебиваемся!), заводы вернул бы государству, а чиновников на лето вместо Сочи и Куршевеля отправлял бы лесные пожары тушить, пусть хоть там будет от них обществу польза. Возражать ему, сомневаться или поправлять не советую, лучше внимать молча. Хотя после его разглагольствований трудно удержаться и не задать вопрос: а какого плана военных действий, например, придерживался бы он бы на месте Наполеона в 1812 году?.. Или же: какие меры следовало предпринять лидерам ведущих держав, чтоб избежать мирового экономического кризиса?
   Тематика беседы зависит не только от личности рулевого и контингента пассажиров, но также от направления и продолжительности езды. Если путь предстоит долгий и монотонный, если исчерпаны вечные разговоры о погоде, политике и растущих ценах, таксист переходит к сокровенным рассказам о собственном житье-бытье… Замечено, в дороге людей тянет на исповедь.
    
   Раз в месяц мне доводится по делам ездить в Махачкалу. Обычно, езжу я с Рагимом - он одно время работал водителем у нас в банке, теперь занимается частным извозом. Мне с ним привычней и удобней: он не только охотно доставит непосредственно до места назначения, но, если понадобится, порулит по городу, где нужно - подождет, и обратно доставит обязательно до самого дома. Но в тот день, о котором я поведу речь, Рагима на автостанции не оказалось, он уже отъехал, и я договорился ехать с другим таксистом. Я давно обратил внимание: каждый раз, когда я садился к Рагиму, этот Зиятхан (так его, кажется, звали) провожал меня неодобрительным взглядом, даже здоровался нехотя. Очень меня потешала его нелюбезность. Чтобы загладить унылое его настроение, отвечая на приветствие, я неизменно сообщал, что он у меня числится вторым номером, поэтому огорчаться не стоит; если случится так, что Рагим будет занят, не выедет на рейс или окажется на ремонте, то я непременно воспользуюсь его услугой.
   И вот сегодня такая возможность представилась.         
   Рядом со мной на заднем сиденье заняли места два молодых парня, за все время пути не проронившие ни слова, а впереди уселась пожилая женщина. Как и полагается, водитель оказался разговорчивым. Едва мы миновали милицейский пост, при выезде из города, и выскочили на трассу, как он включил повышенную скорость и ни с того ни с сего обратился с вопросом:
  -Думаете, я всегда баранку крутил?
   Ответ был очевиден: не всегда, иначе не спрашивал бы.
   Но давайте его послушаем, делать в дороге все равно нечего, и время заодно скоротаем. 
  -Были времена, работал я - не кем-нибудь и не здесь, а ревизором, - начал он. – В министерстве, в Махачкале… А ревизор, сами понимаете, что за фигура: двери перед тобой все открыты, всегда и везде ты в центре внимания. Ты - решаешь вопросы, ты – нужный человек... С кем только я не якшался в те годы: с секретарями, директорами, управляющими, завмагами, с каждым у меня салам-калам был, а с некоторыми был я на очень короткой ноге...
  -А друзей у меня, знаете, сколько было?.. - повысив голос, полуобернулся он корпусом в нашу сторону; и, выдержав паузу, которая должна была означать, что друзей у него было гораздо больше, чем мы можем вообразить, продолжил:
   -Должность притягивают к тебе людей - как магнит железо. Все больше и больше вокруг тебя появляется друзей, приятелей, полузабытых родственников, как старых вещей из сундука, большинство из них - неустроенные, с проблемами…. Чуть что - дом полон гостей: дни рождения, семейные праздники, вернулся из курорта, болел-выздоровел... А если скончался какой-нибудь дальний-дальний родственник (о близких я уже молчу!), - дом тогда полон соболезнующих.
  Обгоняя вытянувшуюся до самого горизонта колонну машин, Зиятхан примолк. Немигающие глаза и плотно поджатые губы свидетельствовали, что обгон на трассе дело нешуточное, ответственное, лучше не отвлекаться. А когда впереди вновь раскинулась свободная полоса, продолжил рассказ:
  -Вот так я жил, жил себе - не тужил... А потом Союз наш развалился (спасибо Горбачеву-Ельцину!), министерство закрыли и всех нас, начиная министром и кончая уборщицей, всех поголовно поувальняли… выкинули, понимаете ли, как непригодный механизм!.. Министр и замы без работы не останутся, ясное дело, найдут куда пристроиться, они же номенклатура. А о нас кто позаботится - простых смертных?.. Пришлось пуститься на поиски работы… Само собой, первое время рассчитывал на друзей, местечко надеялся подыскать такое, чтоб было посолиднее, как никак столько лет на приличной должности проработал… Да не вышло: не помогли, не предложили!.. Много в те годы бедолаг оказалось на обочине жизни... А время-то идет!.. А дома, сами понимаете: семья, детишки, жена пилит день и ночь. Ей что главное - ревизор ты или не ревизор, при делах или не при делах, но холодильник в доме, будь добрый, держи полный… Такие уж у них понятия, у женщин, - а кто возьмется сказать, что они неправы?
   Была у него манера: он управлял автомобилем, навалившись грудью на руль; отчего казалось, что он в него вцепился и не отпускает, будто опасаясь, что баранку тоже отберут, как когда-то лишили работы.
  -Пораскинул я тогда мозгами, огляделся: из прежних дружков рядом никого... Все, с кем отдыхал, праздники праздновал, пил-кушал, от кого отбоя не было и на кого имел полное право рассчитывать, - все разбежались по своим норам, как крысы с корабля… Вот… Плюнул я тогда – и самому себе сказал так: Зиятхан, хватит ждать погоды с моря, заруби раз и навсегда: не было у тебя друзей, нет - и не нужно! времена, когда человек человеку был и друг, и товарищ, и брат - такие времена давным-давно канули в прошлое; сегодня человек человеку - волк и неприятель, вот кто! поэтому впредь всегда и во всем полагайся только на самого себя; на себя, ну и, само собой, на Всевышнего… И вот так, после разочарований, бесплодной беготни, непрекращающихся укоров со стороны жены, я оказался за баранкой… А куда было деться?.. Конечно, поначалу чувствовал себя не в своей тарелке, особенно, когда сталкивался с кем-нибудь, кто меня по прежней работе помнил. Потом привык помаленьку, жизнь, понимаете ли, заставила привыкнуть. Жизнь – она ведь всему научит… Конечно, баранка не кормит так, как кормила прежняя работа, но на хлеб хватает, а это главное...
   И, сделав паузу, пока мы проезжали растянувшийся вдоль трассы пестрый торговый ряд с дымящими впереди мангалами, каждый из магазинчиков в этом ряду больше напоминал не бакалейную лавку, а балаганчик на ярмарке - из-за множества развешанных надувных шаров, он так закончил свою историю:
  -И вот теперь я задаю вопрос: как думаете, нужна человеку в жизни дружба? есть необходимость в друзьях, если толку от них ноль?
   Очевидно, обращался он в первую очередь ко мне, потому что из пассажиров знаком был только со мной. Но я промолчал. Вступать в полемику не хотелось. Подумалось: нужна ему дружба или нет – это его личное дело, но зачем обобщать? нельзя же, обследовав одного больного, ставить диагноз всей больнице… Пока я колебался, к разговору подключилась попутчица. Все это время я не видел ее лица и не мог уяснить, как она воспринимает водительскую речь. Когда она заговорила, я был более чем уверен: первым делом она посочувствует, потому что остаться семейному человеку без работы, в особенности в наше непростое время, такого, как говорится, и врагу не пожелаешь; затем, отвечая на поставленный вопрос, она начнет приводить веские аргументы за. В такой приблизительно последовательности я полагал услышать ее ответ… Но произнесла она буквально следующее:
  -Правильные вещи говоришь, - промолвила она решительно и без тени сомнения в голосе, - очень правильные! Хочешь себе на голову проблем, усложнить жизнь, светлые дни превратить в черные, а потом себя казнить - заводи так называемых друзей сколько душе угодно, а не хочешь - не заводи... От дружбы какая польза-е? 
   И оставшуюся часть пути своими страданиями делилась уже она. Женщина жаловалась, как у нее периодически занимают деньги и не хотят возвращать, если возвращают - обязательно с опозданием, после многократных напоминаний, звонков, разбирательств.
  -А занимают в долг, обычно, кто, спрашивается? - подруги, соседи, не посторонние ведь и не чужие, - продолжала она. – Одалживаешь деньги, себя обделяешь, а в ответ спасибо разве дождешься? Не дождешься, Богом клянусь! Еще огрызаться будут, когда деньги назад затребуешь!.. А когда муж был жив? - об этом тоже скажу!.. Если требовалось устроить на работу, в институт, от армии отмазать - за помощью все прямиком бежали куда? - к нам; знали, любой вопрос уладит он, потому что знаком со всеми местными шишками. Не человек был, покойный, а истинное бюро добрых услуг!.. А теперь? - где все они теперь, все те, кто околачивался вокруг него, проходу не давал? Даже на годовщину смерти не пришли, не соизволили!.. Согласна я с тобой, дорогой: ни друзей нам не нужно, ни дружбы ихней!.. - подытожила она веским голосом, поставив жирную точку в этом разговоре.
   Что им скажешь?.. Я высоко ценю дружбу, товарищество, верность, чувство долга. Считаю их одними из наиболее благородных проявлений человеческой натуры. Дружба для меня не только форма отношений, но высокий идеал - такой же, как свобода, равенство, братство. Тост за дружбу во время застолий у нас такой же обязательный, как тост за родителей. У меня немало друзей, с которыми я познакомился еще в детские годы. Мы регулярно видимся и общаемся до сих пор. Наши дети давно переросли нас тогдашних. Ни прошедшие годы, ни семейная жизнь, которая приводит к возникновению новых приоритетов, ни различия в уровне достатка, положения не в состоянии оказались, как бывает часто, дружбу перевести в разряд обычных отношений.
   Поэтому приговор, вынесенный водителем Зиятханом и поддержанный этой многоопытной дамой, я посчитал не только неприемлемым, но вопиющим. Надо же, перевернули все с ног на голову - да еще берутся поучать других!.. Этот водила, он что - и детей в таком духе воспитывает?! Про нее я молчу, она своим отпрыскам, судя по ее возрасту, уже успела дать путевку в жизнь…
   Выходить женщине довелось одновременно с парнями. Она не стала дожидаться, пока водитель пойдет доставать из багажника их сумки, пока ребята будут рассчитываться за проезд, у нее самой груза не было, она всучила Зиятхану несколько смятых купюр и смешалась с прохожими.   
   В принципе, в этом месте с нашим героем можно было бы расстаться. О наболевшем он высказался, пассажиров довез... Но то, что произошло минуту спустя, я бы назвал весьма примечательным. Как мы помним, деньги от своей единомышленницы он взял не считая, было не до этого. Как же водитель был обескуражен, возмущен, разгневан, когда обнаружил, что денег она недодала!.. 
   Но той уже и след простыл... По всем признакам выходило, что эта шельма специально воспользовалась его занятостью, чтобы обсчитать. Вот так-то!..
   А мне финал показался закономерным и даже справедливым. Если разобраться, оба они были одной парой сапог, просто водителю меньше повезло.
   И поделом.