Галопом по мирам. Глава 4

Николай Карелин
 
     В следующем мире взору их предстала нерадостная картина абсолютно пустой планеты. Океаны, материки, леса, горы, чистейший, живительный воздух – всё было на месте, а вот населения не было вообще. Пустая, девственная земля, плодородная, словно специально приготовленная для заселения. Впрочем, зная привычку человечества заселившись где-нибудь, всё в округе перепортить, отравить, уничтожить и изнасиловать, совсем не удивительно, что в отсутствии населения, природа девственность и сохраняла.
   Даже животные были, очень похожие на животных, уже виденных Призраком в разных других мирах.
- Запасник, - сказал Велес, жадно вдыхая ароматы этого мира. Он стоял около корабля, оглядывался по сторонам и улыбался своей постоянной улыбкой, - мы называем такие миры – запасниками. Их немного, но иногда нам такие попадались. Точно кто-то специально приготовил сумасшедшему человечеству мир, для того, чтобы попытаться использовать второй шанс, если первый шанс приведёт его на грань гибели.
- Да ты – романтик, - сказал стоящий рядом Призрак. Двое лысых, одного из которых звали Вонтар, а второго – Вотран, что недалеко от первого и ушло, тащили из ближайшей рощицы полные корзины каких-то фруктов, - только шанс этот выпадет человечеству только в том случае, если оно научится перемещениям в измерениях, не так ли?
- Ну, - Велес не перестал улыбаться и помахал в ответ, на такое же махание, одного из лысых, - или вымрет и станет цивилизацией призраков. Ты вот по измерениям гулял, как хотел.
- И да, и нет, - Призрак повернулся и направился обратно к кораблю, - были такие измерения, куда я пройти не мог, сколько не пытался. То ли плохо старался, то ли у них там был карантин во всю планету.
  Велес тоже повернулся и пошёл следом.
- Ты не один такой, - сказал он Призраку в спину, - наши учёные долго бились над такими закрытыми измерениями. В конце концов, решили, что барьер установлен искусственно. Почему? Неизвестно. Может у них там всё очень хорошо, и они никого со стороны видеть не хотят. А может у них всё настолько плохо, что уже и некому этот барьер снять.
  В этот момент сзади, где тяжело топали нагруженные фруктами лысые поедатели растительных витаминов, послышались крики и звуки какой-то возни. Приятели обернулись.
  Лысые отчаянно дрались с несколькими, неизвестно откуда взявшимися мужиками, видимо -  местными жителями, которые, оказывается, тут всё-таки обитали! А со стороны ограбленной рощи к местным подтягивалось подкрепление, в лице ещё нескольких бородатых, как и первые, мужиков с палками в руках.
  Велес поморщился и побежал неспешно к месту потасовки. Призрак потрусил за ним.
  Мужики сражались сосредоточенно и молча. Фрукты, из-за которых, вероятно и состоялся этот тёплый контакт с местным населением, валялись разбросанными тут и там, корзины были перевёрнуты. Несмотря на то, что бородатые мужики значительно уступали лысым в массе и в силе, они брали проворством и ловкостью, бегая вокруг и молотя лысых дубинами по спинам.
  Велес набежал, мелькнули в воздухе ноги первого мужика, затем второго, третьего. Через несколько секунд всё было кончено – мужики, разбросанные по полю, постанывая, поднимались и бежали к своим, которые, видя такой поворот событий, благоразумно остановились  далеко от места столкновения, на краю поля.
- Ну что, охотники за сладеньким, - строго спросил Велес у обоих лысых, которые потупились, продолжая жевать плоды, коими были полны и их карманы, - нарвались?
  Он развернулся и вновь направился к кораблю. Лысые потрусили вслед за ним, Призрак, оглядываясь на глядящих им вслед от края поля, мужиков, пристроился рядом с Велесом.
- Ничего приёмчики! – похвалил он мастерство Велеса в разбрасывании мужиков, - Я тоже один приём знаю. Называется: «Пять ударов».
  Велес заинтересованно посмотрел на Призрака.
- Первый удар – топором, второй – бревном, третий – прямой, быстро едущим поездом в морду, четвёртый – самолётом по голове и пятый – молотком.
- Всего лишь – молотком? – приподнял брови Велес.
- По крышке гроба!
- А! – кивнул Велес, - Ну, поехали отсюда, негостеприимные тут жители. А вас, - обернулся он к жующим лысым, челюсти которых мгновенно замерли, а глаза стали – невинные-невинные, - если пробьёт понос, выброшу из корабля. Лысые, почти одновременно отбросили недоеденные фрукты. Видимо, Велес мог и выбросить.

  Помятый при первом прыжке, гаситель, они починили в мире  прозрачного, зелёно-голубого океана, с единственном островом посредине, на котором из жителей наблюдались только мелкие грызуны, смахивающие на обычных тушканчиков.
  Разумная жизнь на той планете, возможно и была, но была она достаточно разумна, чтобы пришельцам на глаза не показываться.
  С исправным кораблём прыгать из мира в мир было куда как приятнее, чем они вторую неделю и занимались, ничего особо интересного, о чём бы стоило потом вспоминать на старости лет, рассказывая это внукам долгими зимними вечерами, пока не обнаружив.
  Вспоминать…
  Всё это время, как и задолго до этого, с самого своего осознания себя призраком, Призрак пытался вспомнить кто он есть, что с ним произошло и почему.
  Представьте себе, что вы оказались в совершенно незнакомом государстве, где вас высадил специальный десант и вам предназначалось выполнить важнейшую миссию. Но при экстремальной высадке вы попали в критическую ситуацию, в результате которой вы полностью потеряли память. Местные жители дали вам новое имя, и вам пришлось заново учить язык и адаптироваться к обычаям и условиям жизни этой страны. И вы настолько вошли в эту роль и образ, что стали считать себя одним из местных жителей этого государства со своими привычками, родственниками и привязанностями. Только иногда, откуда-то изнутри вдруг возникали вопросы, мучающие и беспокоящие вас: Кто я и откуда? Зачем и с какой целью я здесь оказался? Что за пределами этого государства?
Но из-за провалов в памяти вы никак не могли найти на них ответы. И вот однажды вы повстречали необыкновенных людей. Они как целители и доктора дали вам удивительное лекарство. Попробовав и затем начав регулярно принимать это лекарство от забвения, вы поразились, насколько оно эффективно. Вы начали вспоминать свое истинное имя, свое прошлое, тех, кто вас отправил сюда, и свое предназначение и миссию.
  Такими целителями явились для Призрака Велес и его товарищи. Неизвестно почему, но, только встретив их, он начал отрывочно, бессвязно, но вспоминать. Некоторые фрагменты всплывали как явление «дежавю», то есть — ощущение «уже виденного», происходившего с ним. Происходило это с Призраком внезапно, как всполохи света в царстве темноты.
  Так, однажды, он вдруг ясно увидел себя в необычном месте, сотканном из лёгкой дымки, плывущей, но остающейся на месте, невесомой, но как бы, пронизанной необыкновенным могуществом. Вокруг находились другие…да, именно существа, так как людьми их назвать было нельзя, непонятно кто, но Призрак отчётливо понял, что в этот момент решается необыкновенно важный вопрос и касается он непосредственно его – Призрака…
  … затем всё опять пропало, и Призрак вновь оказался Призраком. Было это настолько ярко, сильно и в деталях, что Призрак обратился к Велесу, спросить его мнение.
 Велес, исподволь наблюдая за Призраком, уже заметил, что тот иногда застывает на несколько мгновений, пытаясь выловить какую-нибудь нить из своих озарений, какую-нибудь деталь, от которой можно было бы отталкиваться в своих дальнейших воспоминаниях. Но по выражению лица Призрака, после каждого такого момента, понимал, что пока всё очень трудно и с расспросами не лез.
  А тут Велес немного подумал и сказал:
- Дежавю — это чувство, что ты был свидетелем или участником текущей ситуации когда-то раньше. Другими словами, тебе кажется, что твоё «сейчас» уже было в прошлом. Я склонен рассматривать дежавю как воспоминание о будущем. О той его части, что происходит прямо сейчас.
Испытывая дежавю, ты знаешь, что произойдёт через секунду или через несколько секунд. Обычно это чувство длится пять - десять секунд. Тебе кажется, что ты либо уже был в такой же ситуации, либо просто знаешь, что должно произойти.
Я испытывал дежавю несколько раз. В эти моменты я точно знаю, что произойдёт в ближайшие несколько секунд, начиная от действий и реплик собеседника и заканчивая осознанием самого факта дежавю!
Моя точка зрения состоит в следующем. Времени, на самом деле, не существует: если мы можем вспомнить прошлое, почему бы с той же лёгкостью не вспомнить будущее? Другими словами, если у меня есть доступ к событиям с одного конца потока времени — может быть, доступ есть и с другого конца тоже? Когда происходит дежавю, я чувствую, как будущее и прошлое пересекаются. Впечатления из будущего накладываются прямо на текущие, создавая устойчивое ощущение уверенности в том, что произойдёт.
Не стоит путать дежавю с чувством, когда ты что-то сделал, если раньше ты действительно это сделал. Тогда это просто воспоминание. Настоящее дежавю — ни с чем не сравнимое ощущение, будто ты испытывал нечто такое, чего раньше совершенно точно ещё не испытывал. Например, если я прилетаю в мир, где никогда раньше не был, и испытываю ощущение дежавю, это вряд ли воспоминание о прошлом событии.
Есть ли в этом явлении что-то сверхъестественное? Думаю, нет. Это просто сознательное ощущение, которое большинство людей испытывают хотя бы раз в жизни. То, что мы понимаем как прошлое, настоящее и будущее, сходится на несколько секунд в одной точке. Формально это можно назвать предчувствием, но на самом деле, есть ли смысл знать, что произойдёт, в тот момент, когда это происходит? Вряд ли ты сможешь быстро отреагировать на эту информацию с пользой для себя.
Можем ли мы сами вызвать ощущение дежавю? Мне никогда не удавалось, но я и не пытался особо. Не вижу особой пользы в том, чтобы знать ближайшее будущее, в то время как оно происходит. Вот если бы я мог развить способность видеть эпизоды из будущего за два-три дня — это было бы полезно!
 Для меня дежавю похоже на мини-предчувствие, которое не имеет особой ценности в повседневной жизни. Несмотря на это, мне нравится его испытывать. В моменты дежавю я иногда чувствую, будто моё прошлое и настоящее подошли вплотную к важному моменту моей жизни, и дежавю приходит, чтобы сообщить: «Ты немного сбился с пути, но успешно вернулся. Поздравляем! Теперь продолжим…» И я продолжаю.*
- По твоей концепции времени, - сказал ему тогда Призрак, - выходит, что наш дырокол вообще не перемещается, а стоит в одной точке времени-пространства, а события плывут мимо него, и корабль просто поворачивается к ним то одним боком, то другим, то носом, то кормой.
  И Велес надолго задумался.
Во сне Призраку приходили вообще непонятные, фантастические видения, обрывки разговоров, событий, никак между собою не связанных. После очередного непонятного, беспокойного сна, Призрак спросил у Велеса, что вообще такое – сон. Возможно, кому-то вопрос показался бы смешным, но только не Велесу, гордившемуся своими познаниями в самых разных областях.
  Велес помолчал, собираясь с мыслями и выдал:
- Если задуматься над нашей собственной природой как воспринимающих существ, то можно выделить несколько состояний бытия. Две самые большие категории – это состояния яви и сна. В каждом из этих состояний возможны еще несколько типов состояний, в которых человек может находиться, не используя специальные техники, то есть они доступны всем.
  Эти два характерных состояния взаимодополняют друг друга. И не просто дополняют, а можно сказать, что каждое из этих состояний своей природой дает возможность для существования ее другой части.
  История развития человечества знает различные отношения культуры социума к этим двум состояниям – сну и яви. Существовали культуры, которые весьма чтили состояние сна и сновидения и довольно "прохладно" относились к состоянию бодрствования. В других культурах эти два состояния были практически равноценны по опыту восприятия. На теперешнем этапе мы с вами живем в культуре, пренебрегающей состоянием сна, практически во многом даже отрицая его существование. Можно даже сказать, что на данном этапе человечество весьма преуспело в развитии различных технологий, одновременно оставаясь в диком невежестве касательно своей собственной природы.
- Всем известно,- сказал Призрак, глядя на Велеса из-под ресниц. Они находились в состоянии прыжка и лежали сейчас в соседних креслах, - что крайние взгляды – весьма не стабильны и склонны к переходу в противоположное состояние.
- Ты дальше слушай, - сказал Велес, - Что является критерием различия этих двух состояний бытия человека? Можно выделить несколько критериев: состояние сознания, состояние физического тела, и природа перцептивного сигнала.
- Какого сигнала? – переспросил Призрак, - Контрацептивного?
  Велес несколько секунд молча смотрел на Призрака.
- Жаль, что твои родители, - затем сказал он, - не имели ничего контрацептивного в момент твоего зачатия. Перцептивного! Перцептивные действия – это основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа.
 Итак: Явь. Характерным является активность физического тела, состояние сознания может колебаться во всем доступном диапазоне. Природа восприятия процентов на 60-80, состоит из внешнего сигнала, остальное - из сигнала внутреннего. Внешний сенсорный сигнал естественно фильтруется, обрабатывается, накладывается с внутренним сигналом и только тогда поступает в распоряжение сознания. Причем известным уже научным фактом является то, что отображение внешнего сигнала в сознании может (и, как правило, так и происходит) довольно сильно искажаться. Все наши внутренние концепции и понятия весьма влияют на отображенный в сознании внешний сигнал. По-простому можно сказать – что два человека, глядящих в принципе на одно и тоже явление, могут видеть совершенно разные вещи. Назовем эту способность - галлюцинированием тоналя.
Нельзя не вспомнить одну мудрость: "каждый видит то, что готов увидеть…"
- Ты про сны давай, - перебил его Призрак, - а то уведёшь сейчас в дебри и заплутаешь там.
- Ладно, - сбитый с мыслей Велес, немного помолчал, - Сон. В состоянии сна, а речь идет о состоянии так называемой фазы БДГ, или фазы "быстрого сна", активность физического тела, как правило, на минимуме. Состояние сознания без специальной тренировки склонно просто к созерцанию и полному эмоциональному вовлечению в воспринимаемое. А вот с природой сенсорных сигналов, тут не так все просто. И именно в различии взглядов на природу сенсорных сигналов в состоянии сна и основывается различие отношений всех "школ" и "направлений" изучающих, или использующих в практике своей сновидения.
Что бы разобраться в этом, необходимо рассмотреть известные нам на сегодня объяснения природы сенсорных сигналов во сне. В начале можно сразу обозначить два крайних лагеря: "официальный" и "эзотерический". Первого придерживается большинство. Что уже должно настораживать мудрого призрака, - Велес иронично посмотрел на Призрака.
- Взгляды твоего “официального” лагеря, - сказал, не открывая глаз, мудрый Призрак, - сформированы в основном научными краткими изложениями запомненными из школьных учебников, бытовыми мифами, дешевыми сонниками из уличных “раскладок” и собственными предрассудками. Кое-что я, всё-таки знаю, пока по мирам шлялся – насмотрелся. Кратко “официальный” взгляд я бы охарактеризовал так: “мы спим, что бы отдохнуть, и быть готовыми действовать в яви завтра”. Природой сенсорных сигналов приверженцы этого взгляда, я так понимаю, практически не интересуются, да и вообще не все подозревают об их существовании.
  Велес нахмурился и отвернулся.
- Ты же учёный, - продолжал Призрак,- ты должен рассматривать проблему с разных сторон.
- Я рассматриваю, - буркнул Велес.
- Неа,- послышался голос Вонтара, и он пересел в кресло, рядом с приятелями, - не рассматриваешь. Велес, - продолжал Вонтар, повернувшись к Призраку, - он если чего втемяшит себе в голову, то стоит на своём до победы. Так и в том мире было, где мы тебя встретили. Мы там целый год до этого прожили, недоумками прикидываясь, а он всё талдычил: я на пороге чего-то важного, может прорыва в науке!
- Я действительно был на пороге, - запальчиво сказал Велес, - Я занимался расчётом усовершенствований кавионного тахиометра!
- Ага, - кивнул Вонтар, - охренеть. Знать бы ещё, что это такое! Тебе, Велес, никто не говорил, что прежде чем что-нибудь усовершенствовать, нужно это «что-нибудь» сначала изобрести?
  Призрак открыл глаза и переводил взгляд с одного на другого.
- Ну, ладно, - сказал он, пытаясь вернуть разговор в нужное ему русло, - а что там про сны?
 Велес сидел отвернувшись в другую сторону. Вонтар тяжело вздохнул.
- Ну, придётся, видать, мне, - сказал он, - Итак, лагерь “эзотерический” характеризуется интересом к сенсорным сигналам, получаемым в состоянии сна. Впрочем, как правило, самой природой этих сигналов тоже не интересуются, принимая их априорно как нечто внешнее, но имеющее весьма отдаленную связь с реальным миром. Сенсорный сигнал, считается поступающим из “астрального мира”. Часто в этих кругах используют понятие “астрал”, астральные поля и всякая такая хрень. Сложилось также определенное описание: душа путешествует по астральному миру, будучи связана с физическим телом “серебреной нитью”, своеобразной «пуповиной».
 Это поэтическое сравнение, пришедшее несомненно из литературы для экзальтированных дамочек в возрасте, в лагере “эзотериков” привыкли воспринимать буквально.
- Я так понимаю,- сказал Призрак, - что это характерно для обоих крайних лагерей – принятие описания мира, не утруждая себя проверкой на истинность этих описаний.
- В общем – да, - хохотнул Вонтар, - вся наука стоит на том, что существуют незыблемые законы, которые не нуждаются в проверке, а являются аксиомой. Как учёный люд при такой постановке вопроса, умудряется делать свои революционные открытия, эти законы опровергающие – есть тайна неимоверная!
- Между этими двумя крайними взглядами существует еще масса взглядов и различных учений, - повернулся К Призраку и Вонтару Велес, -  и вероятно, где-то среди них и должна находиться истина. Вот вам еще несколько взглядов на сновидение и природу сенсорных сигналов в нем на примере некоторых традиций.
 Был я в одном мире. Так там монахи культивировали технику сохранения бодрствующего сознания в сновидении. Вот что писал один из них:  "…изучив сновидение, - по памяти начал декламировать Велес, -  мы не найдем ничего конкретного. Даже если обнаружатся первичные и вторичные причины этого сновидения, все равно в самом сновидении нет ничего конкретного или реального…".
  Призрак и Вонтар переглянулись.
- Память у него – дай боже! – сказал Призрак. Вонтар кивнул и добавил:
- Если он, конечно, это на ходу не придумывает.
 Велес замахнулся на него и Вонтар, со смехом, отпрянул:
- Ну вот! Вся учёность слетает с него мигом и вылезает из-под неё самый обычный дикарь с дубиной!
  Посмеялись, причём включая и Велеса. Помолчали.
- Так о чём я? – спросил, немного погодя, Велес, - А! Так вот. Может показаться странным, что эти монахи, как и последователи "официального лагеря", придерживаются похожих взглядов об "иллюзорности" перцептивных сигналов в сновидении. Но этот взгляд несколько не точен. Так как традиция этих монахов, называемая: "йога сна", считает перцептивный сигнал в состоянии бодрствования таким же иллюзорным как и воспринимаемый в сновидении. Эти два состояния считаются равноценными по своей нереальности: "…В реальном смысле, снова продекламировал он, - все наши видения на протяжении жизни подобны большому сну. Если их хорошо исследовать, то окажется, что большой сон жизни и малые сновидения одной ночи различаются не очень сильно. Если взглянуть прямо на сущностную природу обоих, мы увидим, что на самом деле нет разницы между ними..." **
 Несколько другой взгляд на природу сновидений и яви имеет наука другого мира. Об иллюзорности воспринимаемого в яви, в традиции того мира, даже и не поднимается вопрос. Зато воспринимаемое в сновидении, считается полностью связанным с психологическими архетипами и внутренней психической жизнью человека.
- Насколько я знаю, - сказал Призрак, - изучением сновидений в основном занимается психология.***
- Точно.
- Есть у нас тут психолог?
- У нас тут всё есть, - отрезал Велес, - только тебе объяснять – всё одно, что воду решетом вычерпывать! Ты ж – неандерталец!
- Да ладно, – махнул рукой Вонтар, - тебе что жалко? Просвети товарища!
  Велес долгим взглядом посмотрел на Призрака. Тот высунул язык, пустил слюну и часто-часто закивал, глупо улыбаясь.
- К твоему сведению, - сказал Велес, тоже улыбнувшись, - неандертальцы выглядели совсем не так. Так выглядят дебилы.
- Я в курсе, - сказал Призрак, вновь делая нормальное лицо, - как выглядят неандертальцы. Я в одном мире жил целый месяц в музее. Они выглядят как ты, если тебя одеть в шкуру и дать тебе каменный топор в руку.
- Смотрю, - заметил Велес, - в тот музей не часто заходили неандертальцы. Иначе они бы тебя поймали и переселили бы в зоопарк.
- Ты вот – учёная голова, по размерам видно, а простых вещей объяснить мне не можешь, - Призрак слегка повернулся в кресле и, положив руку на согнутый локоть, уставился на Велеса, - я ведь тебя про сны недаром спрашиваю. От твоих объяснений, может, я свою память восстановлю, и начнётся у меня нормальная жизнь…
- От его объяснений, - вставил Вонтар, - у тебя головная боль начнётся! Давай я тебе по-быстрому всё растолкую.
- Ага, - кивнул Велес и вновь отвернулся, - давай, толкуй. Он от твоих толкований и последнюю память потеряет.
- Нельзя потерять то, чего нет, - Вонтар на секунду задумался, - Так вот, один научный гений**** утверждал, что осуществление желаний является смыслом каждого сновидения, что нет других сновидений, кроме как "сновидений о желаниях". Сон - это осуществление желаний. С точки зрения исполнения желаний, сновидения бывают трёх родов:
 Первое - сновидения, представляющие исполнение желание в незамаскированном виде – таковы сновидения детского типа, реже встречающиеся у взрослых.
 Второе - сновидения, выражающие вытесненные в подсознание желания в замаскированном виде – таково, пожалуй, огромное большинство всех наших сновидений, для понимания которых необходим анализ.
И третье - сновидения, выражающие вытесненные в бессознательное желания, но без, или с недостаточной маскировкой их. Эти сновидения постоянно сопровождаются страхом, прерывающим сон; страх выступает здесь вместо искажения сновидения. Истолковав сновидение, как образное представление исполнения желания и объяснив неясность его "цензурными" изменениями в вытесненном в подсознание материале, уже не трудно сделать вывод о функции сновидения - мы должны считать сновидения хранителем сна.
  Призрак внимательно слушал, прикрыв глаза.
- Другое светило***** в области психологии рассказывает, что существуют некоторые события, которые мы не отмечаем в сознании; они остаются так сказать за порогом сознания. Эти события имели место, но были восприняты подпорогово, без участия нашего сознания. Подобные события могут проявиться, например, в форме снов. Как правило, бессознательный аспект любого явления открывается нам во снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в виде символического образа. Он утверждал, что это скрытое отражение психики, смысл которого раскрывается эмпирически. Он говорил: "Я воспринимаю сновидение как то, - продекламировал теперь уже и Вонтар, - чем оно является". Оказывается, - продолжал лысый лектор, - что многие сны являют образы и ассоциации, аналогичные первобытным идеям, мифам и ритуалам. Учёный обнаружил, что ассоциации и образы такого рода составляют неотъемлемую часть подсознания и присутствуют в сновидениях любого человека, будь он образован или безграмотен, умён или глуп. "Исторические" ассоциации связывают таким образом рациональный мир сознательного и первобытный мир инстинктивного.
- Проще говоря, - сказал Призрак, не открывая глаз, - Символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума.
- Точно! -  обрадовался Вонтар, - Фактически же эти образы суть "коллективные представления", идущие из первобытных снов и творческих фантазий. То есть - идущие из «коллективного бессознательного».
- Стой-стой! – открыл глаза Призрак, - Ты меня сейчас опять в сторону уводишь.
- Да ничего подобного! – Вонтар аж подскочил, - Относительно поверхностный слой подсознания, несомненно, является личностным. Назовём его - личным бессознательным. Однако под ним находится более глубинный слой, который не основывается на личном опыте, а является врождённым. Этот более глубокий слой представляет собой так называемое "коллективное бессознательное". Тот учёный выбрал это выражение для указания на всеобщую природу этого психического слоя. Мы имеем дело с неосознаваемой связью психики с богатой сокровищницей образов и символов, через которые индивидуум подключатся к общечеловеческому.
- И что? – спросил Призрак.
- И всё! Этим всё сказано!
- Так уж и всё? – Велес повернулся к Вонтару, затем перевёл взгляд на Призрака, - Ещё один деятель психического фронта****** говорил, что сновидение имеет предвосхищающую функцию, это как бы попытка предугадать заранее ситуацию. По его мнению, непонятный сон – это завуалированное стремление к господству. Одной из причин этого стремления является комплекс превосходства, выражающийся в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Он отмечает двоякого рода попытки предвосхищения во сне, решения проблемы, подготовки того, к чему стремится сновидец в определённой ситуации. И он пытается осуществить это теми способами, которые соответствуют его личности, его сущности и характеру. Сновидение может представить свершившейся одну из ожидаемых в будущем ситуаций, чтобы в бодрствующем состоянии тайно или явно произвести затем её аранжировку. Таким образом, сновидение, подобно характеру, чувствам, аффекту, нервному симптому, аранжируется конечной целью сновидящего, отмечает двоякого рода попытки предвосхищения во сне, решения проблемы, подготовки.
- Ну и? – спросил Призрак у замолчавшего Велеса.
- В основном изучением феномена сновидений занималась психология, но в настоящее время к исследованиям снов подключились психофизиология, нейрофизиология, биофизика и биохимия.
- Так и что из этого всего следует??? – не выдержал Призрак. Велес усмехнулся Вонтару, мол давай – заканчивай.
- Несмотря на большое количество работ и интригующие результаты исследований сновидений, - нехотя сказал Вонтар, глядя в сторону, - в современных словарях сновидение до сих пор определяется как "поток галлюцинаторных переживаний с определённой степенью связанности, но большей частью запутанный и причудливый, совершающийся в состоянии физиологического сна или в сходных условиях". Такое бытующее научно-психиатрическое объяснение ни в коей мере не объясняет суть сновидения.
  Призрак некоторое время смотрел то на Вонтара, то на Велеса.
- Ну, спаси-ибо! Психоаналитики хреновы, - сказал он затем и отвернулся от обоих, - объяснили!

                ***

  Они выпрыгнули в очередном мире, и сразу поняли, что зря.
 В небе расцветали сполохи огня, мимо, расчерчивая его дымными хвостами, проносились подбитые летательные аппараты разных, странных конструкций, с поверхности вверх били лучи лазеров и разноокрашенные трассеры. Вблизи и в отдалении вспухали дымные взрывы, пару раз здорово тряхнувшие дырокол взрывными волнами.
  В общем, веселились тут не на шутку.
 Дырокол автоматически поднял полевую защиту, по словам Велеса, способную защитить корабль даже от прямого попадания встречной кометы. Защита – защитой, а несколько весьма ощутимых ударов корабль всё-таки получил и, укрывшись полем невидимости, ушёл резко в сторону. Те, кто открыл по новой, внезапно появившейся цели огонь, потеряли её и занялись дальнейшим превращением друг друга в отбивные котлеты.

                ***






*  Некоторые части написаны по материалам:  Erin Pavlina;  sabat, wiwk 
** "Йога сновидений и практика естественного света". Чогьял Намхай Норбу Ринпоче
*** Начало научного подхода к изучению сна можно датировать 1791 годом, когда появилось одно из первых более или менее серьёзных сочинений по этому вопросу - "Опыт построения теории сна" доктора Г. Нудова. Однако по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался в начале прошлого века с появлением работы З. Фрейда "Толкование сновидений" (1900г.). По мнению Фрейда, исследование сновидений является ведущим направлением психоанализа.
**** Зигмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон)
 В своих работах Фрейд утверждал, что осуществление желаний является смыслом каждого сновидения, т.е. что нет других сновидений, кроме как "сновидений о желаниях".
*****Карл Густав Юнг (нем. Carl Gustav Jung [;karl ;g;staf ;j;;]) (26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария — 6 июня 1961, Кюснахт, Цюрих, Швейцария)
  "Значение, функции и анализ снов"
****** Альфред Адлер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австрия - 28 мая 1937, Абердин, Великобритания)