Две бутылки пива - это много!

Андрей Меньшутин
На нашем Балтийском – был еще один практикант с благородным и даже рыцарским именем Ричард. Флотский или морской юмор – это особая ветвь самого обычного сухопутного ,с накладываемыми на него особенностями и традициями морской профессии – призвания –романтики …Иногда он грубоват – и чем то похож на армейский .Часто связан с розыгрышами и богатой фантазией – как рыбак любит увеличит размеры пойманной рыбы …так и моряк любит приукрасить свой рассказ и называлось это – травить .
Все конечно помнят  короля Ричарда Львиное Сердце …но нашего матроса называли – Ричард Львиные Яйца !  Хотя на торговом флоте – клички не в почете и обычно обращались друг к другу по именам . К капитану , старпому и стармеху – обращались по имени отчеству и то – если они были уже  в летах . Хотя – две трети экипажа обычно были в возрасте от 18 до 32 – 35 лет …и моряки старше 40 и тем более  50 – казались уже “пожилыми” . 
Я тогда- обычно  стоял  вахту со старшим механиком ( дедом) с 8 до 12 и с 20 до 24 .Когда мы шли  вокруг  Греции , дед называл меня на греческий манер – Андреасом, около Италии – я становился Андриотти , ну а в районе Польши – Анджеем .
Наши теплоходы типа « река-море» хоть и были серийными, но в отличии от миллионных серий в автопроме – у каждого сухогруза были свои особенности  и свой индивидуальный характер . Это накладывало отпечатки  и на весь экипаж…но конечно не до такой степени как на « Летучем  Голландце» …
Во время стоянок в порту – у трапа ведущего на борт  должен был стоять вахтенный матрос…корабль не военный , поэтому матросы или сидели на ближайшем кнехте , на крышке трюма или на трапе ведущем на ют . Ричард – предпочитал устроиться на кнехте – при чем получалось у него весьма удобно , почти как в шезлонге – правда чугунном .
Иногда , он там засыпал …будил его обычно или сам вахтенный штурман или кто-нибудь из экипажа . Однажды – капитан возвращался из города и лично разбудил Ричарда и заодно снял его с вахты . Проработав восемь лет в торговом флоте и наверное на 20 разных теплоходах – это на моей памяти был единственный такой случай.
Происшествие – сами теперь поняли – почти чрезвычайное .Тем более для практиканта ! Могло отразиться и на общей оценки за практику ,характеристике ,да и могли письмо по месту учебы соответствующее послать. Для начала –полагалось разобрать его проступок на общесудовом собрании .

Были тогда еще и помполиты, которые и отвечали за моральный и прочий облик членов экипажа . Все свободные от вахты , человек 10 собрались в кают-компании…Предварительную часть уже не помню … вот дошла очередь и до

помполита (  первого помощника капитана ) – он спросил Ричарда : знаешь же прекрасно что нельзя спать на вахте , тем более при стоянке в иностранном порту ! Перед вахтой что ли не отдыхал ?...
Ричард выдал : Жарко очень было …ну  я и выпил пару маленьких бутылок пива – вот и разморило и уснул !
Формально …его за эти слова могли бы и сразу списать (уволить) с нашего сухогруза. Теплоход – это предприятие повышенной опасности …в свободное от вахты время еще ладно , но в рабочее - то есть во время вахты , особенно на ходу…однозначно заканчивалось списанием на берег в ближайшем порту.
На стоянке у причала – можно конечно было расслабиться – но опять же только в свободное от вахты время . Мог ведь и за борт свалиться между причалом и бортом сухогруза…Ричард да и все собравшиеся – все это прекрасно понимали . Но ведь матрос – выпил то всего две бутылки пива ! Можно сказать что и вообще не пил !
Были  у нас  молодцы – вдвоем  дня за полтора выпивали пяти литровую канистру спирта ,один  почти семидесяти летний капитан –квасил  два месяца подряд…была даже поговорка  « Все пропьем , но флот не опозорим! » .Но пили все таки в нерабочее время –к вахте приходили в себя и делали что положено .
Так что две бутылки пива – это не серьезно и вообще не повод для суровых разборок. Все почувствовали – что зря собрались…но надо было как то заканчивать собрание.

Первый  помощник и закончил: раз так развозит с двух бутылок пива…то пей тогда одну !

В характеристике  ничего писать не стали и тем более сообщать по месту учебы , да и Ричард больше не засыпал на вахте…